ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

№58-1,

Экономические науки

В статье рассмотрены основные закономерности управления логистическим процессом при транспортировке грузов. Проведен обзор литературы, посвященной специфике логистического менеджмента транспортных компаний и результаты собственных исследований.

Похожие материалы

Текущая экономическая и политическая ситуация в стране и мире определяет новые и более высокие требования к эффективности организаций. В связи с санкциями западных стран, внедрением системы взимания платы «Платон» ужесточаются условия существования и конкуренции на рынке грузовых автомобильных перевозок. Становится актуальным поиск качественно новых решений, способствующих повышению эффективности транспортной компании. Одним из таких решений выступает применение логистического менеджмента.

С позиции менеджмента эффективность любой компании, и транспортной компании в частности, определяется гибкостью организационной структуры, скоростью реакции организации и персонала на изменения во внешней среде, а также достижением поставленных оперативных, тактических и стратегических целей. Более того, эффективность определяется соотношением затрат и дохода, прибыльностью.

С позиции логистики эффективность транспортной компании определяется не только уровнем затрат, гибкостью транспортного обслуживания, скоростью материальных и сопутствующих потоков, но и технико-эксплуатационными показателями транспорта, например, такими как: объем и качество выполняемых работ; себестоимость автомобильных перевозок; коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега, среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой, время в наряде, техническая и эксплуатационная скорости; количество ездок, общее расстояние перевозки и пробег с грузом, объем перевозок и транспортная работа [1].

Кроме технико-эксплуатационных показателей транспорта при организации и планировании деятельности транспортной компании имеет значение оценка уровня обслуживания клиентов, определение соответствия совокупного предложения состава и качества услуг потребностям и требованиям клиентов [5, 6].

С позиции логистического менеджмента эффективность транспортной компании будет определяться комплексом показателей, которые определяют эффективность с позиции менеджмента и логистики.

Специалисты по логистике характеризуют логистический менеджмент как координатора, объединяющего усилия всех поставщиков, чтобы эффективно доставить товары, услуги и информацию до конечного потребителя. Объединяющим началом здесь является материальный поток. Несмотря на то что понятие «логистический менеджмент» используется в системе логистического знания относительно недавно, логистический менеджмент как явление хозяйственной жизни давно интересует отечественных ученых и практиков, отдельные его теоретические положения были доведены до уровня инженерных решений и применяются практически в материально-техническом снабжении, управлении запасами, планировании производства, в складском хозяйстве [2].

Если провести анализ объектов управления в менеджменте и логистике, то можно прийти к следующей логической цепочке. Управление в менеджменте направлено на человеческие ресурсы, на персонал, воздействие на персонал таким образом, чтобы повысить эффективность организации. Управление в логистике предполагает воздействие на элементы логистической цепи, на организации-участников логистической цепи с целью получения аналогичного эффекта – повышение эффективности логистической цепи.

В обоих случаях мы имеем дело с системами, только разного масштаба. По существу, организации-участники логистической цепи (одним из звеньев являются транспортные компании) – это люди, персонал, системы взаимоотношений, которые рассматриваются в менеджменте. Следовательно, применение логистического менеджмента для повышения эффективности транспортной компании может и должно осуществляться не только с позиции технико-эксплуатационных показателей транспорта, финансовых показателей, но и с позиции персонала. В частности, через мотивацию, мониторинг и контроль.

Качество транспортного обслуживания зависит не только от технического состояния транспортных средств, но и от мотивации персонала. Например, различные системы контроля и мониторинга за транспортными средствами решают проблему только в части контроля следования по маршруту движения, продолжительные простои, факты нарушения расписания. Однако проблему оппортунистического поведения персонала данные системы не решают. Поэтому в деятельности транспортных компаний необходимо применять инструментарий и методики в области мотивации, описанных в рамках менеджмента. Также, любое воздействие на персонал сопровождается сопротивлением в организации, которое тоже влияет на эффективность. Следовательно, необходимо применение методик, описанных в трудах по управлению изменениями в организации. Все они касаются в большей степени персонала, человеческих ресурсов.

Таким образом, логистический менеджмент, это не только процесс администрирования логистической системы, т.е. выполнение основных управленческих функций (преимущественно с применением информационно – компьютерных технологий) для достижения целей логистической системы [3]. Наряду с перечисленным логистический менеджмент включает в себя управление изменениями в организации, управление персоналом. Иными словами, в сферу логистического менеджмента должно входить управление социально-экономическими процессами на уровне организации [4].

В случае применения логистического менеджмента для повышения эффективности процессов транспортная компания получает комплексный и эффективный инструмент, концепцию воздействия не только на показатели эффективности использования транспорта, но и на персонал, который является ключевым элементом любой организации. Воздействуя на персонал, мотивируя сотрудников всех уровней, оказывается влияние и на технико-эксплуатационные показатели автотранспорта в том числе. Дальнейшее развитие и внедрение логистического менеджмента в предшествующих и последующих организациях-участниках логистической цепи способствует повышению эффективности всей цепи поставок. Поскольку транспорт обслуживает большую часть отраслей экономики и логистические цепи формируют логистические сети, эффект от правильного, более расширенного, применения логистического менеджмента теоретически может оказаться более масштабным, чем в рамках одной организации.

Список литературы

  1. Волков В.С. Повышение эффективности грузовых автомобильных перевозок / В.С. Волков, Т.А. Буторин, Г.М. Филатов // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. С. 42.
  2. Борисова В.В. Логистический менеджмент и его использование в межрегиональном товарообмене / В.В. Борисова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2009. №3. С. 50-58.
  3. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дэвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер.с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 640 с.
  4. Негреева В.В. Логистика: Учебное пособие / В.В. Негреева, В.Л. Василенок, Е.И. Алексашина. СПб: Университет ИТМО, 2015. 85 с.
  5. Левкин Г.Г. Контроллинг и управление логистическими рисками: Учебное пособие / Г.Г. Левкин, Н.Б. Куршакова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 142 с.
  6. Левкин Г.Г. Концепция логистики на предприятии / Г.Г. Левкин // Логистика сегодня. 2014. №2. С. 100-110.