УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК НЕФТЕПРОДУКТОВ

№58-1,

Экономические науки

В статье рассмотрены основные закономерности управления цепями поставок нефтепродуктов. Проведен обзор литературы, посвященной специфике товародвижения нефтепродуктов и результаты собственных исследований.

Похожие материалы

Россия является крупной энергетической державой, обладающей 6,3% мировых доказанных запасов нефти, 23,4% запасов природного газа и почти 19,0% запасов угля. Энергетический сектор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене [1].

Важнейшим фактором увеличения конкурентоспособности рыночных структур выступает логистический менеджмент, основанный на актуальных требованиях бизнес-сообщества [7, 8]. В связи с этим особенно важной становится логистика для изучения потоков и их успешной координации в области обеспечения нефтепродуктами [5, 6].

Если говорить об отечественных экономических процессах, то уровень снабжения российских потребителей нефтепродуктами играет первостепенную роль для экономического развития как промышленного производства и сельского хозяйства, так и благосостояния населения [8]. При этом крупные объемы используемых ресурсов, широкий диапазон нефтепродуктов, сложность и широта охвата коммуникаций обусловливают важность задач координации закупок, хранения и поставки нефтепродуктов, отслеживание процесса продвижения товара и качество планирования доставки и транспортировки, учета необходимого для этого объема финансирования.

Оптимизация описанной системы товародвижения может произойти лишь при учете всех звеньев логистической цепи продвижения продукции от заводов по переработке нефти до коммерческих посредников, продающих нефтепродукты конкретным потребителям. Создание сети эффективных коммуникаций между организациями, состоящей из производителей нефтепродуктов, торговых фирм-посредников, финансовых структур, происходит в рамках объединенных цепей поставок, при этом комплексным объединяющим звеном являются логистические компании. Эти принципы осуществляются в рамках логистической концепции координации цепочки поставок (SCM – Supply Chain Management).

В настоящее время стала очевидной важность менеджмента цепи поставок. Современный рынок развивается мощными темпами, и, чтобы отвечать этим динамично меняющимся требованиям, мало просто заниматься оптимизацией процессов внутри компаний – важно расширять сферы воздействия и концентрироваться на сотрудничестве вне конкретной организации, выходить за пределы локальных интересов в область межфирменных деловых отношений. Цепь поставки (ЦП) включает в себя субъектов, вовлеченных в продвижение продукции и логистические этапы от изготовителя до конкретного потребителя.

В условиях конкуренции важнейшими критериями успешности выступают уровень логистического сервиса и оптимальные затраты в цепи образования материальных благ и ценностей. Для достижения положительного результата по обоим критериям нужно быстро скоординировать выполнение работ каждым субъектом деятельности, вовлеченным в цепь поставок.

Управлять цепочкой поставок – значит управлять потоками сырья, продуктов и услуг. Процесс управления характеризуется следующими признаками:

  • все этапы цепи поставки фиксируются в документах, где отражается каждое действие – от приобретения исходного материала до обслуживания конкретного клиента;
  • в цепи поставки изучаются разработка продукции, осуществление закупок, изготовление товаров и их перемещение к потребителям;
  • цепь поставки выходит за организационные пределы отдельной организации;
  • регулирование процессов в цепи поставок основывается на беспрестанной работе информационных систем управления, к которым имеет доступ каждое предприятие-участник;
  • вся работа цепи поставок нацелена на создание наиболее выгодных условий для клиентов;
  • локальные цели и задачи предприятий-участников достигаются при вовлечении в работу всех звеньев цепи;
  • теория управления цепями поставки акцентирует внимание на внутренние и внешние процессы, охватывая все направления работы каждого звена цепи, координируя и объединяя усилия ее составляющих для того, чтобы обеспечить все условия для потребителя.

Сегодня часто звучит мнение о том, что нефтяная и газовая промышленность может вступить в эпоху острого дефицита ресурсов [2]. Но на самом деле не это выступает основанием для ограничений в сфере поставок – исходя из своего солидного потенциала, они остаются доступными. Как свидетельствуют исследования в этой области, многие нефтяные компании располагают объемом ресурсов, вполне достаточным для того, чтобы сохранить сегодняшний уровень производства, как минимум, еще на 40–50 лет.

В обобщенном виде цепь поставок в нефтехимической промышленности можно представить так: «исследование» → «добыча» → «переработка низкого передела» «переработка более высокого передела» → «маркетинг» → «потребитель» [3].

Интеграция представляет интерфейс между компаниями, а также основные и сопутствующие потоки, которые протекают в цепи поставок. Следовательно, нефтяным компаниям необходимы услуги поставщиков, чтобы развивать отраслевую систему и непрерывно участвовать во всей цепи поставок [3].

Каждое звено общей цепи предполагает осуществление ряда опций. К примеру, изучение цепи поставок в сфере добычи и переработки нефти содержит сейсмические, геофизические и геологические опции.

Добыча предполагает бурение, создание водохранилищ и инженерных конструкций. Переработка нефти необходима для производства нефтепродуктов, и в первую очередь – всевозможных разновидностей топлива (для транспорта, котельного топлива и т. д.) и материалов для дальнейшей химической обработки.

На начальных этапах обработки не производят изменений химического состава нефти, ее лишь физически разделяют на сегменты. Вначале промышленная нефть очищается от содержания газа, воды и механических примесей – происходит так называемый процесс начальной сепарации. В ходе вторичных технологических действий повышается количество моторных топлив, связанных с химической трансформацией молекул углеводородов, которые содержит нефть, и они трансформируются в дальнейшем в более приемлемые для окисления виды.

Комплекс координации цепей поставок должен содержать исключительно современное и оптимизированное программное сопровождение. Это поможет предприятиям более точно прогнозировать и усовершенствовать управление графиками производства, выйти на максимальные показатели по обороту запасов.

Отметим, что термин «стратегия управления цепями поставок продуктов нефтепереработки» обозначает систему, позволяющую обеспечить минимальные общие затраты на производство нефтехимической продукции, наилучшие качественные характеристики и наибольшие показатели эффективности ее использования. Управление таким предприятием требует применения принципов ресурсосбережения на всех стадиях переработки нефти и производства нефтепродуктов [4].

Одновременно нужно заметить, что логистические цепочки нефтеперерабатывающих компаний чаще всего имеют высокую протяженность, а сеть производственных взаимосвязей характеризуется ригидностью и отсутствием гибкости: продукты, предлагаемые рыночными нефтеперерабатывающими организациями, покупаются опять же нефтехимическими предприятиями.

Вот почему готовые предложения по обеспечению и управлению цепями поставок, применяемые в иных отраслях, не подходят для сферы нефтепереработки и нефтехимии в своем изначальном виде. Это дает нам основания полагать, что решение такими предприятиями ряда стоящих перед ними стратегических целей, включая область логистики, не может приниматься без процессов всеохватной информатизации комплекса технологических и деловых процессов, которые протекают там.

Мы считаем, что организация адаптивной цепи поставок выступает в качестве наиболее приемлемого решения для повышения позиций в своем сегменте рынка и что создание такой логистической цепи предполагает более точное прогнозирование спроса, оптимизацию управления запасами с установкой точных ориентиров по ним, с учетом и иных факторов, воздействующих на успешную работу всего логистического комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий.

Улучшение цепи поставок предполагает постоянную оценку и анализ, включает изменение, построение и/или координацию материальных и сопутствующих потоков для того, чтобы возросла результативность функционирования всей цепи. Цель этого управления цепями поставок – расширение и закрепление обслуживаемой клиентской базы при минимизации затрат.

Цепи поставок следует использовать в качестве комплексной и уравновешенной системы. Это даст возможность еще более уменьшить затраты вследствие упразднения нерентабельных логистических операций, перегружающих цепи поставок. Уравновешивание и объединение всех звеньев логистической цепи даст возможность уменьшить расходы и сделает работу системы более успешной, будет способствовать возрастанию рентабельности всей нефтегазовой системы. Политика нефтяных и газовых компаний в сфере выстраивания цепочки поставок предполагает определение границ и условий деловых отношений в своей сети клиентов и поставщиков.

Потребности клиентов в услугах имеют свои различия, иногда это уникальные требования, удовлетворить которые возможно лишь при изменении структуры и слаженности работы всей цепи поставок.

Помимо сказанного, очень важным фактором оптимизации работы нефтехимического предприятия с помощью логистических инструментов выступает проявление положительной синергии, высвобождающейся при установлении логистических взаимосвязей с внешней средой.

Логистическая синергия – результат взаимного упрочения взаимосвязей различных логистических систем между собой либо с внешним миром на уровне входящих и исходящих материальных и информационных потоков. Положительный эффект здесь проявляется в возрастании уровня производства или реализации продуктов деятельности, в сохранении регулярности поставок продукции, в повышении технологической и административной дисциплины, и это приводит к улучшению качества производимых товаров и возрастанию конкурентоспособности предприятия.

Сырьевые отрасли накапливают средства, полученные в ходе реализации природных ресурсов на внешнем и внутренних рынках, вкладывают их в производство, покупают предприятия по переработке материалов, внедряют их в технологическую цепь последующих переделов, привлекают предприятия малого бизнеса посредством аутсорсинга.

Итогом всех этих процессов является отступление от узкой отраслевой направленности к «сетевой» логистической системе. Предприятия различных сегментов экономики, включая нефтехимию, состоят из холдингов и финансово-промышленных сообществ, и это служит основанием сохранения стратегических позиций на рынке, проведения капитализации активов, мобильного применения ресурсов, находящихся в наличии.

Получается, что главной проблемой, которую следует разрешить нефтегазовым предприятиям, выступает вовсе не дефицит нефтегазовых ресурсов, а сокращение затрат на выработку и доставку готового продукта клиентам. Значит, грамотная координация цепями поставок оптимизирует экономическое развитие нефтегазового предприятия.

Список литературы

  1. Разумнова Л.Л. Основные направления повышения эффективности нефтяного комплекса России / Л.Л. Разумнова // Экономические науки. 2009. № 10 (59). С.27-34.
  2. Мухамбетов А.М. Управление поставками в нефтегазовой промышленности / А.М. Мухамбетов, И.В. Богдашкина // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2013. С. 118-120.
  3. Фаррахова А.А. Интегрированное управление потоками в цепях поставок нефтепродуктов в сфере углубленной переработки углеводородного сырья / А.А. Фаррахова // Вестник Казанского технологического университета. 2014 №19 (17). С. 319-325.
  4. Медведева В.Р. Управление цепями поставок крупных организаций нефтеперерабатывающей промышленности посредством прогрессивных информационных технологий / В.Р. Медведева // Вестник Казанского технологического университета. 2014 №20 (17). С. 357-363.
  5. Крамаренко А.О. Совершенствование организации снабжения в ООО «БизнесАльянс» / А.О. Крамаренко, Г.Г. Левкин // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: сб. научн. тр. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. С. 160-162.
  6. Крамаренко А.О. Совершенствование логистического планирования в строительной организации нефтяной отрасли / А.О. Крамаренко, Г.Г. Левкин // Логистика сегодня. 2015. №2. С. 88-106.
  7. Левкин Г.Г. Контроллинг и управление логистическими рисками: Учебное пособие / Г.Г. Левкин, Н.Б. Куршакова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 142 с.
  8. Левкин Г.Г. О некоторых терминологических неточностях / Г.Г. Левкин // Логистика. 2010. №1. С. 16-17.