СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

№58-1,

Психологические науки

В статье даются сведение-психолгические и педагогические основы социального интеллекта. В статье также отмечене, что входящим факторам опсчитается важным уровенем социального интеллекта создающый атмосферу удачного отнощения с друзьями, коллегами и другими людами. Статья написана в рамках проекта гранта ЁА-1-9, "Практики оказание психологической службы разным слоям населения"

Похожие материалы

Проводимые реформы в области педагогического образования в нашей стране связаны преимущественно с профессиональными и личными вопросами развития педагога. В то же время процесс педагогического образования служит основным фактором в развитии личности и социально-психологических компонентов профессиональной деятельности.

Необходимо знать, что основу учебного процесса составляет изучение психологических проблем современных педагогов в системе образования, в свою очередь, нельзя оставлять в стороне предварительный осмотр социально-психологических аспектов.

До середины ХХ века психология продуктивных процессов развивалась в рамках борьбы психологических школ, развития теоретического знания, прежде всего (О. Кюльпе, О. Зельц, В.Келлер, М.Вертгеймер, К.Дункер и т.д.). Запрос же со стороны практики в начале века ограничивался задачами дифференцирования психической нормы и патологии, идущих от проблем обучения в частности. (А.Бине, В.Штерн, Ф.Гальтон, Ж.Пиаже, А.Валлон).

Потребность в разработке проблематики социального интеллекта была осознана обществом и стала социальным заказом, в первую очередь, в связи с бурным развитием информационного мира.

В 50-60-х годах ХХ века поднимается волна исследований социального интеллекта. Противоречивость результатов этих работ позволило осознать в первые же 10 лет огромный разрыв между многочисленностью исследований и слабостью общетеоретических представлений в этой области, что особенно характерно для зарубежных исследований с их принципиальной прагматической направленностью и чисто эмпирическим подходом. Этот разрыв рядом ученых был осознан как кризис в исследовании социального интеллекта, в частности, в понимании того, что и как следует изучать (Дж. Гиль-форд, И.Торренс, Дж.Гетцельс, П.Джексон).

На основе общетеоретического кризиса возник методический кризис в изучении социального интеллекта. Многие прогрессивные психологи Запада приходят к выводу о неадекватности тестовых моделей (Н.Трик, Н.Гутман).

В российской психологии изучение социального интеллекта проводилось в русле исследований продуктивного мышления с помощью метода проблемных ситуаций. Фундаментальные исследования механизмов этого типа мышления связаны с именами С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.А. Анцифе-ровой, А.В. Брушлинского, Л.Л.Гуровой, Д.Н.Завалишиной, Т.В. Кудрянце-ва, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, К.А.Славской, О.К. Тихомирова, В.Н. Пушкина, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, И.С. Якиманской и т.д.

Однако при всей продуктивности подхода, который дал возможность обнаружить ряд механизмов процесса социального интеллекта, он не привел на «верхние этажи» социального интеллекта. К пониманию явлений познавательной самодеятельности. Это требует поиска новых путей в исследовании социального интеллекта.

Уникальные особенности нашей страны в соответствии с Законом «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров позволяют зафиксировать и выявить прямую зависимость от социально-психологических факторов.

Традиционный пример интеллектуальной личности в системе образования сочетает в себе свойства человеческой личности, что отражается в понятии «педагог служит примером для всех».

Тем не менее, в некоторых случаях, социальный и энергичный педагог, для демонстрации воспитательного процесса реципиенту, имеет возможность воспользоваться своими глубокими знаниями и педагогическими навыками. Негативное воздействие на данный процесс могут оказать личные отношения между студентами и преподавателями. Важная роль в решении данной проблемы отводится пониманию студентами наличие конкуренции между своими умственными способностями и интеллектуально-человеческими качествами, которые играют важную роль в формировании личностных отношений и взаимоуважении.

Во многих случаях перед педагогом продолжают оставаться такие формы проблем в системе образования, как влияние социально-интеллектуальных факторов на систему образования. Данная ситуация в профессиональной деятельности педагога может быть объяснена следующими факторами:

  • несмотря на свои знания, педагогу необходимо знать психологический диапазон своих возможностей и возможностей студентов.
  • наряду с чувством профессиональной ответственности, для установления личных отношений со студентами необходимо учитывать взаимную активную связь системы образования и окружающей среды.
  • отношение между педагогом и студентами сложатся в том случае, если они будут иметь достаточные социально-психологические знания.
  • в глаза бросаются такие качества педагога как незнание, непонимание, невозможность понять настроение студентов, неумение хранить секреты.

Все вышеперечисленные обстоятельства современного образования, являются отдельной темой, в которой отводится большая роль педагогу в процессе прямого социального воздействия на интеллектуальные потребности. Так, сегодня на различных этапах образования, для оценки эффективности профессиональной и социальной деятельности основными предметами исследования являются объекты и эмпирические показатели.

Социальный интеллект - способность правильно понимать свое поведение и поведение друг их людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности. Уровень развития социального интеллекта преподавателя во многом определяет особенности взаимодействия ученика в классе и формирования ученического коллектива которого с своём совместном деятельности тоже выявляет черты данного качество

Социальный интеллект — это способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам.

Первоначальное понимание социального интеллекта было связано со способностью давать быстрые, почти автоматические суждения о людях, предсказывать их поведенческие реакции в определенных ситуациях.

Социальный интеллект – это своего рода социальный дар, который обеспечивает нормализованные отношения с людьми, результатом которых является социальная адаптация в обществе.

Социальный интеллект обеспечивает понимание действий и поступков людей, мимики, поз, жестов, речи. Таким образом, социальный интеллект выступает в роли важной составляющей структуры и является важным профессиональным качеством таких профессий, как юрист, психолог, врач, преподаватель, журналист и других, относящихся к типу «человек – человек».

Социальный интеллект предполагает развитие у человека способности понимать себя, свое поведение, поведение других людей и выстраивать эффективное взаимодействие, добиваясь поставленных целей.

Общие теории интеллекта в настоящее время не могут объяснить столь необычное поведение социального интеллекта, кроме как отнести его на счет погрешностей измерения. В самом деле, измерительные процедуры для социального интеллекта не отличаются совершенством в том смысле, что в большинстве исследований не дают единого фактора, отличного от фактора вербального интеллекта. Если же измерительные процедуры несовершенны, то они не будут давать высоких корреляций с общим фактором и могут оказаться зашумлены другими переменными, в частности личностными. В рамках этой точки зрения можно различить два варианта. Первый состоит в отрицании социального интеллекта как самостоятельного образования и сведении его к вербальному интеллекту, примененному к определенному контексту, где большую роль играют личностные качества.

Второй не отрицает социальный интеллект как конструкт, а лишь критикует существующие на сегодняшний день методы его измерения как неадекватные.

Понятно, что при такой неясной ситуации редкий теоретик решится на придание социальному интеллекту статуса одного из установленных видов интеллекта. множественного интеллекта выделил среди прочих внутриличностный и межличностный интеллект

Социальный интеллект представляет собой не столько способность, сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни. Действительно, в социальном интеллекте, как его измеряют современные тесты, прослеживаются в значительной степени черты знания, умения и навыка. Тесты общего интеллекта построены как тесты способностей — в них сведен к минимуму компонент знания. Если для решения задач из области, например, математики или физики необходимо располагать хотя бы минимальными знаниями этих областей, то для выполнения тестов интеллекта, построенных на материале абстрактных фигур, этого не требуется.

Социальный интеллект — личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия. Такой подход — естественная реакция на относительно низкие корреляции социального интеллекта с другими видами интеллекта и относительно высокие — с личностными свойствами. В определенном смысле слова любой интеллект —это черта личности в той степени, в которой под чертой личности понимаются особенности, отличающие поведение человека. Однако в отличие от личностных и темпераментальных черт в собственном смысле, интеллект характеризует когнитивные особенности человека, его способность к познанию, созданию более или менее адекватного представления об окружающем мире. Эти особенности не относятся к эмоциям, направленности и т.п., что мы обычно связываем с термином «личность». Охарактеризовать социальный интеллект как личностную черту означает в этом смысле признать, что наше мнение о других людях — результат скорее наших собственных эмоциональных особенностей, а не познавательного процесса, стремящегося к объективности, т.е. ориентации на объект суждения. Здесь ощущается некоторый методологический релятивизм, сведение социального познания к мнению, зависимому от наших эмоциональных свойств. Конечно, мы можем, например, предположить вслед за распространенным мнением, что люди судят о других по себе и что, следовательно, добрые люди склонны скорее приписывать другим мотивы добра, жадные — жадности и т.д. Однако если продолжить это рассуждение слишком далеко, как это происходит в случае признания социального интеллекта личностной чертой, и дойти до утверждения, что суждения о других людях целиком определены особенностями судящего, то мы неизбежно окажемся на позиции релятивизма со всеми ее последствиями вплоть до признания относительным мнения самого человека, стоящего на позиции релятивизма.

Факт заключается в том, что личностные особенности влияют на наши суждения о других людях, но сведение социального интеллекта к личностным свойствам является следствием не этого факта, а его чересчур сильной интерпретации. Возможны и другие интерпретации, например, можно предположить, что суждение о других людях становится более объективным, т.е. независимым от судящего субъекта в том случае, когда его познавательная способность достаточно велика, — при высоком социальном интеллекте. При низком же его уровне суждения оказываются в плену субъективности, зависящей от личностных черт. Это предположение допускает эмпирическую проверку. Однако существующие данные о связи социального интеллекта с личностью, если их проанализировать чуть конкретнее, по-видимому, свидетельствуют о другом. Речь идет о том, что некоторые личностные черты, такие, как экстраверсия, ассоциируются с высоким социальным интеллектом, а другие (например, нейротизм) — с низким. Объяснение в рамках модели подобия проходило бы, если бы было

показано нечто другое, например, что экстраверты хорошо понимают экстравертов, но плохо — интровертов. Социальный интеллект — это познавательная способность, которая, однако, в отличие от других познавательных способностей, оказывается сцепленной с личностными чертами, что требует специального объяснения.

Список литературы

  1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности // Психологический журнал. 1994. №4.
  3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический проект, 2001. 704 с.
  4. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. №5. С. 104.
  5. Баратов Ш.Р., Сабирова Д.А. Социальный интеллект как необходимое качество педагога // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №6. С. 353-359.
  6. Дьяков С.И. Семантический принцип психической самоорганизации человека как субъекта жизни // Наука. Мысль. 2016. № 4. С. 105-117.
  7. Исаханова М.Э. Психологические основы формирования критического мышления // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 2. С. 102-108.