ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

№58-1,

Биологические науки

В статье представлены литературные сведения об анатомо-физиологических особенностях развития детей младшего школьного возраста, строении и функциях дыхательной системы, роли дыхательных упражнений в системе физического воспитания, правилах и особенностях дыхательной гимнастики по методам А.Н. Стрельниковой, Э.В. Стрельцовой, Б.С. Толкачёва, К.П. Бутейко, а также результаты собственного исследования, направленного на изучение влияния специальных оздоровительных дыхательных гимнастических упражнений по А.Н. Стрельниковой на физическое развитие школьников младших классов.

Похожие материалы

Введение

В последние годы физическое воспитание в школах приобрело особое значение. Внедряются новые методические разработки, которые направлены на улучшение процесса физического воспитания и увеличение двигательной активности школьников. Около 30% детей, которые идут в школу, по данным медиков и специалистов в области физической культуры, имеют хронические нарушения здоровья: за период их обучения количество таких детей увеличивается от 75% до 85%, что говорит о недостаточной оздоровительной эффективности действующих разрабатываемых учебных программ по физической подготовке учащихся [1].

Активность учеников в режиме учебного дня все время возрастает, что в свою очередь требует специальной подготовки всех систем организма школьника к занятиям физическими упражнениями [1]. Показатели развития физических качеств учащихся находятся под постоянным контролем со стороны учителя физической культуры, что нельзя сказать о системах жизнеобеспечения организма, в частности, о дыхании, тогда как именно от состояния дыхания во многом зависит успех обучения физическими упражнениями.

Одним из основных средств тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На уроках физической культуры, как правило, они применяются для восстановления дыхания после выполнения физических упражнений [2]. Для достижения высокой эффективности деятельности дыхательного аппарата при выполнении физических упражнений необходимо исследовать влияние дыхательных упражнений на дыхательную систему школьников 8-9 лет. В связи с этим, цель настоящего исследования - выявить влияние дыхательных упражнений на физическое развитие школьников младших классов и экспериментально обосновать методику использования дыхательных упражнений.

Краткий литературный обзор по теме работы

Анатомо-физиологические особенности в развитии детей младшего школьного возраста

Для каждого этапа развития характерны свои специфические анатомо-физиологические особенности. Отличия между возрастными группами определяются как количественными, так и качественными особенностями морфологических структур и функциональных признаков отдельных органов, систем и всего организма в целом. Становление детского организма характеризуется интенсивно идущими процессами морфогенеза. Организм развивается неравномерно, периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит интенсивная дифференцировка тканей организма, их формирование. За время возрастного развития изменяются все свойства организма, в том числе и морфологические и функциональные. Возрастные изменения определяются ходом обмена веществ и энергии, а также увеличением скелетной мускулатуры [3].

Развитие организма не всегда происходит плавно и последовательно, но, вместе с тем, идет непрерывно. Чем младше ребенок, тем своеобразнее его организм, тем в большей степени он отличается от взрослого человека. В практике физического воспитания и врачебного контроля используют в настоящее время следующую периодизацию: 7-11 лет - младшая группа, 12-15 лет - средняя группа, 16-18 лет - старшая группа [4].

В педагогике школьный возраст принято разделять на младший – 7-10 лет, подростковый - 11-14 лет и юношеский – 15-17 лет. Вопросы периодизации весьма спорны в силу отсутствия единого мнения о критериях границ между возрастными этапами. К тому же растущий организм развивается индивидуально, проходит своим неповторимым путем, со своими отклонениями [5].

В период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет) системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Молочные зубы сменяются постоянными. Взаимоотношения с внешним миром характеризуются все более нарастающей сложностью и разнообразием. Острые инфекции еще оказывают воздействие, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче [6]. Увеличение длины верхней конечности так же, как и длины, тела, происходит неравномерно в период с 4 до 20 лет и имеет значительные возрастно-половые различия. Эмпирические кривые, характеризующие увеличение верхней конечности в указанный период у мальчиков и девочек, имеют тенденцию плавного увеличения у девочек до 13 лет, а у мальчиков - до 18 лет, увеличение длины нижней конечности в этот же период напоминает характер кривой увеличения длины тела. Длина нижней конечности до 10 лет больше у мальчиков, с 10 до 14 лет - у девочек, в среднем на 2 см. В период с 14 лет длина ее опять у мальчиков больше, и в 17 лет она у них больше, чем у девочек, в среднем на 6,5 см. Интенсивность прироста длины нижней конечности у мальчиков и девочек отличается от интенсивности прироста длины тела и длины верхней конечности тем, что ее снижение с возрастом происходит более равномерно. Следует отметить, что значительное снижение интенсивности прироста длины нижней конечности у мальчиков начинается с 11 лет, а у девочек - на год позже, что приводит к относительной длинноногости лиц женского пола [4].

В период от 8-12 лет мальчики растут довольно интенсивно и относительно равномерно. Мышечная масса увеличивается одновременно с ростом тела. В 8 лет масса мышц у них составляет в среднем 27% от массы тела, а в 12 - 29,4%. Определено, что сила мышц с 8 до 11 лет увеличивается на 36-81%. Наибольший уровень подвижности в суставах достигается к 11-12 годам [7].

К 9-11 годам формируется взаимодействие мышц-антагонистов, что повышает координационные способности детей. Наиболее быстрое развитие функции равновесия происходит в возрасте 7-10 лет, а к 12 годам оно не отличается от уровня взрослых [8].

Младшие школьники чувствительны к направленному воздействию их двигательных функций, совершенствованию морфологических структур двигательного аппарата. В их возрасте наблюдаются равномерный прирост длины тела и увеличение его массы. Быстро формируются кости и мышечная система, начинают срастаться кости таза, происходит окостенение костей кисти, предплечья. Мальчики растут в основном за счет увеличения длины ног, девочки - туловища. Укрепляются суставы [9]. Межпозвоночные сочленения сохраняют в своем составе хрящи, поэтому обладают большой эластичностью и подвижностью. За счет развития мышц и связок происходит формирование кривизны позвоночника, что является характерным для правильной осанки. Изгибы позвоночника, свойственные взрослым, у детей в этом возрасте только формируются. Вместе с тем относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание статических напряжений при удержании различных поз тела, а также значительная эластичность связок могут быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата, возникновения сколиозов и плоскостопия [10].

В период от 6-7 до 9-10 лет значительно увеличивается масса легких, количество альвеол приближается к их числу у взрослых. Структурные изменения в легких обусловливают повышение их жизненной емкости (максимальный объем воздуха за один дыхательный цикл). Так, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) увеличивается с 1,40-1,60 до 2,20-2,50 литров. Одновременно с увеличением возможностей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы отмечается рост показателей потребления кислорода, как в условиях покоя, так и при напряженной физической работе. Эти изменения отражают повышение возможностей обеспечения мышц кислородом, совершенствование энергообменных процессов. Положительные изменения в системе дыхания характеризуют расширение ее функциональных границ, однако она еще далека от своего совершенства. Это, прежде всего, сказывается на времени выполнения физических нагрузок, когда у младших школьников отмечаются высокая частота дыхания и относительно небольшие дыхательные объемы, малоэффективная утилизация кислорода из вентилируемого воздуха, высокая энергетическая стоимость механической работы (количество энергии, затрачиваемой на 1 кГм работы) [11].

Частота дыхания у школьников младших классов повышенная - до 20-22 раз в 1 мин. При физической нагрузке легочная вентиляция увеличивается в основном путем учащения дыхания. Поверхностное дыхание - одна из отличительных черт работы дыхательной системы младших школьников [12].

Динамика развития анализаторов у детей младшего школьного возраста является особенностью. Зоны коры больших полушарий, имеющие отношение к двигательному анализатору, становятся уже достаточно зрелыми. Однако, тесных функциональных взаимоотношений между двигательным, зрительным и другими анализаторами еще нет. В этом возрасте отмечается также недостаточная зрелость областей коры головного мозга, программирующих и контролирующих произвольные движения, что отражается как на освоении, так и на воспроизведении многих движений со сложной двигательной структурой [13-15].

Краткие сведения о строении и функциях дыхательной системы

Наше дыхание зависит от состояния организма (сон, физическая работа и т.д.) частота и глубина дыхания рефлекторно меняются. Регулирует дыхание центральная нервная система. Импульсы к дыхательным путям поступают из дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозгу. Насыщенность воздуха кислородом, способствует более глубокому и редкому дыханию, а насыщение углекислым и другими вредными газами приводит к учащению и более поверхностному дыханию. Работа мышц (при той или иной физической нагрузке) является одним из раздражителей дыхательного центра, благодаря которому осуществляется вдох и выдох. При выполнении физические упражнений активизируется обмен веществ в мышцах, вследствие чего в кровь поступает большое количество углекислоты, молочной кислоты и изменяется содержание сахара и солей, оказывающих непосредственное раздражающее действие на дыхательный центр, также возбуждающее действие на дыхательный центр оказывает и повышение температуры при выполнении физических упражнений [12, 16].

Мышцы, принимающие активное участие в актах дыхания, делятся на две группы: мышцы, содействующие вдоху, и мышцы, способствующие выдоху [16]. Выполняя физические упражнения, можно добиться максимального расширения грудной клетки и тем самым способствуя осуществлению полного глубокого вдоха. Упражнения направлены на работу мышц плечевого пояса и верхних конечностей, а также вспомогательных дыхательных мышц [17].

Важное значение для процесса газообмена в организме имеет глубина дыхания. Глубина дыхания определяется по величине объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Объёмы дыхательного, дополнительного и запасного воздуха составляют ЖЕЛ. ЖЕЛ характеризует максимальный объем воздуха, который в состоянии использовать человек при дыхании. Величина ЖЕЛ зависит от многих факторов, таких как возраст, длина тела, состояние дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Большое влияние на ЖЕЛ оказывают систематические занятия физической культурой и спортом. При выполнении физических упражнений значительно увеличивается вентиляция лёгких. Величина газообмена в лёгких находится в тесной связи с процессами, протекающими в тканях, особенно в мышцах. Физическая работа малой интенсивности полностью обеспечивается лёгочным дыханием, благодаря чему она может выполняться длительное время [18].

Дыхательные упражнения в системе физического воспитания

Дыхательные упражнения полезны как для больных, так и для практически здоровых людей. Все дыхательные упражнения условно разделяют на статические, динамические и специальные [19].

Статические дыхательные упражненияэто упражнения, при которых дыхание осуществляется без одновременных движений конечностями и туловищем. Статические упражнения чаще применяются при начале обучения правильному дыханию, а также для урегулирования на занятиях повышенной деятельности сердечно-сосудистой системы [20].

Динамические дыхательные упражнения характеризуются тем, что дыхание при них осуществляется одновременно с движениями конечностями и туловищем. Динамические дыхательные упражнения могут производиться на месте и в движении. При проведении такого рода упражнений обязательна полная согласованность амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Нельзя допускать задержки дыхания, при выполнении упражнений: дыхание должно быть свободным и спокойным [21]. При динамических дыхательных упражнениях вдох производится одновременно с движениями, связанными с выпрямлением верхних конечностей вверх, с отведением их в стороны и т.д. Динамические дыхательные упражнения способствуют наилучшему расширению грудной клетки в нижней её части и осуществлению более полного выдоха [22].

Специальные дыхательные упражнения называются так потому, что имеют особую направленность на получение нужного терапевтического эффекта при том или ином нарушении функции дыхательного аппарата [23].

Все дыхательные упражнения, применяемые с целью улучшения, как функции внешнего дыхания, так и обменных процессов в организме в целом, делятся на два вида: статические, выполняемые без движения рук и мышц плечевого пояса, и динамические, когда фазы дыхания сочетаются с движениями рук, плечевого пояса и корпуса [24].

В выполнении упражнений динамического характера в акте дыхания, кроме основной дыхательной мускулатуры (диафрагма, наружные и внутренние межрёберные мышцы), участвует вспомогательная дыхательная мускулатура (широчайшие мышцы спины, большие и малые грудные и др.), поэтому дыхание становится более полным и глубоким, и в лёгкие с вдыхаемым воздухом попадает большое количество кислорода. Динамические и статические дыхательные упражнения широко используют после интенсивных упражнений с целью снижения физической нагрузки на организм [25].

Применяя дыхательные упражнения, необходимо их сочетать с другими гимнастическими упражнениями. Также, имеются физические упражнения, выполняемые в сочетании с фазами дыхания. К ним относятся упражнения, в которых участвуют мышцы брюшного пресса, нижних конечностей и корпуса тела [26].

Виды дыхательных гимнастик

В настоящее время в практику оздоровительных гимнастик всё чаще стали входить уникальные по своему воздействию на организм и, прежде всего, на его дыхательную систему методы лечебной физкультуры. К ним, в первую очередь, относятся дыхательные упражнения по методам А.Н. Стрельниковой, Б.С. Толкачёву, К.П. Бутейко, а также гимнастики Комо и йоги [27]. Если тем или иным видом лечебной дыхательной физкультуры заниматься систематически, то результаты в скором времени не замедлят сказаться. Это касается не только органов дыхания, но и всего организма в целом [27].

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой предложена в 1974 году («гимнастика вдоха»). Основные правила:

  1. Думать только о вдохе носом. Он должен быть шумным, резким и коротким (напоминает хлопок в ладоши).
  2. Выдох должен происходить после каждого вдоха самостоятельно и желательно через рот. Шумного выдоха не должно быть.
  3. Вдох делается одновременно с движениями.
  4. Все вдохи-движения надо делать в темпе – ритме строевого шага.
  5. Счёт делается только на 8 («восьмёрка»). Считать следует мысленно, не вслух.
  6. Гимнастические упражнения делаются стоя, сидя, лёжа.
  7. На один урок должно уходить не более 30 минут. Соблюдать интервалы отдыха. Гимнастику рекомендуется делать два раза в день (утром и вечером) до еды, либо через час – полтора после. Гимнастикой могут занимать дети, начиная с 3-4 лет [28].

Дыхательная гимнастика по методу Э.В. Стрельцовой. В середине 80-х годов XX века была предложена методика под названием «респираторная гимнастика». Эта гимнастика тренирует механизмы, управляющие дыханием, в том числе дыхательными мышцами. Данный метод дает формирование навыков полного дыхания (элементы йоги), развивающих подвижность грудной клетки и диафрагмы, тренирующих мышцы, прямо или косвенно участвующие в акте дыхания, в сочетании с гимнастическими упражнениями общеукрепляющего характера [29].

Для формирования полного дыхания предлагается ряд статических упражнений:

  1. Верхнегрудное дыхание.
  2. Нижнегрудное, или рёберное дыхание.
  3. Дыхание диафрагмой и животом при участии нижних долей лёгких.

При данной методике применяются звуковые упражнения: произносятся гласные (А, О, У и т.д.) и согласные (Ж, З, Р и др.), звуки и их сочетания (БРАХ, БРР, ЖУК и т.д.) [30].

Дыхательная гимнастика по методу Б.С. Толкачёва. Для борьбы с острыми респираторными заболеваниями был предложен простой метод. Суть физических приёмов, направленных на очищение бронхов, заключается в сжатии с большой силой грудной клетки в области нижних рёбер и диафрагмы. Поэтому эти приёмы и называют выжиманием. Ребёнку выжимание делают родители. Каждое выжимание надо выполнять не менее 10-15 секунд, а начинать его строго во время паузы между вдохом и выдохом. Следующий этап гимнастики по Б.С. Толкачёву – это самомассаж грудной клетки [31].

Методика волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) К.П. Бутейко. Методика предложена в 1983 году, в первую очередь для лечения бронхиальной астмы. Тренировка проводится постоянно, не менее трёх часов в сутки. В покое, а затем в движении, усилием воли пациент уменьшает скорость и глубину вдоха, а также вырабатывает паузу после долгого спокойного выдоха, стремясь постепенно приблизить дыхание к нормальному. Кроме того, следует не менее 3-х раз в сутки проводить по 2-3 максимальных задержки дыхания после выдоха до 60 секунд и более [30].

Дыхательная гимнастика по йоге. В данном виде дыхательной гимнастики используются дыхательные асаны – физические упражнения, в которых используются различные статические положения тела (позы). Разновидностей асан много и в их числе есть дыхательные [32].

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое развитие детей 8-9 лет происходит непрерывно и неодновременно, и изменения функционального состояния систем органов также сказывается на росте и развитии ребенка.

Организация и методы исследования

В исследовании приняли участие 28 детей 8-9 лет (14 мальчиков и 14 девочек). Исследование проводилось на базе МБОУ Родинская средняя общеобразовательная школа. Испытуемые были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Экспериментальная группа, в отличие от контрольной группы, занималась дыхательной гимнастикой по методике А.Н. Стрельниковой в течение 8 месяцев, 3 раза в неделю по 30 минут (комплекс упражнений представлен ниже). Исследования проводились дважды: перед проведением эксперимента и после его завершения. У детей контрольной и экспериментальной групп измерялись антропометрические показатели, определялись показатели ЖЕЛ и данные проб Генчи и Штанге.

Комплекс специальных оздоровительных дыхательных гимнастических упражнений по А.Н. Стрельниковой

Резкие движения головы

  1. Повороты вправо, влево. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Резко повернуть голову вправо, в конце резкий вдох «шмыг», небольшая пауза. Тоже самое влево. «Нюхаем» воздух за спиной. Так упражнение проделать 8, 16, 32 раза.
  2. Исходное положение такое же. На счёт «раз» - подать голову и плечи вперёд, в конце «шмыг». На счёт «два» - откинуть голову назад – «шмыг». «Нюхаём» воздух – пол и потолок. «Малый маятник».
  3. Поворот головы вправо с вытягиванием подбородка, правое ухо выше левого, в конце - «шмыг». То же самое влево, левое ухо выше правого, в конце резкий вдох «шмыг».

Упражнения с резкими пружинистыми приседаниями и поворотом верхней части туловища

  1. Ходьба на месте. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет «раз» - шаг левой, правая рука к плечу, левая назад до отказа, «шмыг». На счет «два» - шаг правой, левая рука к плечу, правая рука назад до отказа, «шмыг» 8, 16, 32 раза. Одновременно с резким вдохом «шмыгом» так же резко присесть на опорной ноге, тем самым мы уменьшаем глубину дыхания и увеличиваем поступление углекислоты в кровь.
  2. Приседания без ходьбы. Исходное положение: пол-оборота направо, правая нога впереди, руки полусогнуты в локтях. Резко присесть на правую ногу, слегка сжав грудную клетку движением руки вниз. В конце упражнения резкий вдох - «шмыг». И так повторить 8, 16, 32 (связь с биоритмами).
  3. Кошка». Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки прижаты к плечам в кулаках. Резким движением повернуть корпус вправо, сделав приседание, выбросить руки вперед с резким вдохом «шмыгом», схватить «воробья», «мышь». Так же резко повернувшись влево, перенести тело на левую ногу и повторить предыдущее упражнение.
  4. Упражнения с движением рук «Обнимки» Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, ладони вниз, пальцы разжаты. Насчет «раз» - обхватить руками плечи за спиной с приседанием, правая рука вверху, левая подмышкой, подать корпусназад,резкийвдох«шмыг». Руки в исходное положение. На счет «два» - поменять руки, правая подмышкой, левая вверху. Повторить упражнение 8, 16, 32 раза.
  5. Насос». Исходное положение: руки перед грудью, как бы сжав рукоятку ручного автомобильного насоса. Резко наклониться, выпрямить руки с резким вдохом «шмыгом». Принять исходное положение. Упражнение повторить 8, 16, 32 и т.д.
  6. Маятник». Упражнение выполняется в комбинации «насос» — «обнимки». Предлагаются три варианта, отличающихся количеством упражнений: четыре раза «насос» и четыре раза «обнимки»; два раза «насос» и два раза «обнимки»; один раз «насос» и один раз «обнимки». В каждом варианте количество упражнений доводить до 8, 16, 32 раз.

Упражнения с нагрузкой на корпус и ноги

  1. Ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет «раз» - резкий поворот влево с обхватом корпуса левой рукой сзади, правой - спереди, в конце упражнения резкий вдох «шмыг» с приседанием. На счет «два» упражнение повторить вправо, поменяв руки.
  2. Прыжком ноги в стороны шире плеч, руки на пояс. На счет «раз» - согнуть правую ногу в колене, левая прямая, достать правой
  3. рукой носок левой ноги, левая рука вверху. В конце упражнения резкий вдох «шмыг». В исходное положение - руки на пояс. На
  4. счет «два» - упражнение повторить в правую сторону 8, 16, 32 раза.
  5. Приседание на двух ногах. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет «раз» - глубоко присесть, не отрывая пяток от пола, руки выбросить вперед, резкий вдох «шмыг». На счет «два» - в исходное положение. На счет 3, 4 - повторить упражнение и продолжить до 16, 32 и т.д. раз.
  6. Упражнение тазобедренного пояса. Исходное положение: ноги шире плеч, руки на поясе. Круговое вращение корпусом и тазом с большой амплитудой. В конце поворота направо резкий вдох «шмыг». Счет 8, 16, 32 и т. д. Повторить с таким же счетом влево.

Примечание: «Шмыг» - это короткий отрывистый с ускорением вдох. Комплекс дыхательных гимнастических упражнений разработан таким образом, чтобы каждый резкий вдох заканчивался таким гимнастическим упражнением, при котором грудная клетка сжималась, и не допускался бы глубокий вдох. Это будет способствовать увеличению углекислоты в крови и в клетках тканей, расширению кровеносных сосудов, ускорению кровотока, а, следовательно, и удалению вредных продуктов из организма.

Антропометрия

Методика измерения роста при помощи ростомера

Испытуемый измеряется без обуви. Показатели заносятся в протокол. Положение во время исследования: спиной к стойке, чтобы испытуемый касался ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Отмечается длина тела в соответствии с делениями на стойке ростомера.

Методика измерения веса на электронных весах

Испытуемый измеряется в трусах, без обуви. Показатели заносятся в протокол.

Методика измерения окружности грудной клетки при помощи сантиметровой ленты

Участник исследования раздевается по пояс. В положении стоя, руки подняты, сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади - под углами лопаток, спереди - по околососковым кружкам, а у девочек над молочными железами. Затем руки опускаются, и измеряется окружность грудной клетки в покое при задержке дыхания [33].

Исследование функционального состояния дыхательной системы

Для исследования функционального состояния дыхательной системы проводилось измерение ЖЕЛ, а также пробы Штанге и Генчи.

ЖЕЛ

ЖЕЛ измеряется в положении стоя - после максимально глубокого вдоха делается максимальный выдох в спирометр, при этом нос зажат. Измеряется 2-3 раза, после чего выбирается максимальная величина. Показатель выражается в миллилитрах (или в литрах). Норма ЖЕЛ у детей 8-9 лет 1,6-1,8 литров [33].

Проба Штанге

Пробы Штанге и Генчи, в частности, позволяют оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии и используются для оценки кислородного обеспечения организма в целом.

Методика. Регистрируется время задержки дыхания после глубокого вдоха (в секундах). При этом рот должен быть закрыт, а нос зажат пальцами. Оценка результатов. Время задержки дыхания в норме должно составлять у детей – 16-55 секунд. С улучшением функционального состояния системы внешнего дыхания ребенка время задержки дыхания возрастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается, как улучшение подготовленности ребенка.

Проба Генчи

Методика. Регистрируется время задержки дыхания на выдохе в секундах. При этом рот должен быть закрыт, а нос зажат пальцами. Оценка результатов. У детей в норме она составляет 12-15 с [33].

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ теоретических источников по изучаемой нами проблеме, обобщение опыта и данные экспериментальных исследований говорят о том, что физическое развитие у детей зависит, в том числе, от функциональных особенностей дыхательной системы. Мы пришли к выводу, что в настоящее время наиболее эффективным средством для улучшения физического развития является дыхательная гимнастика. Важное условие эффективности занятий дыхательной гимнастикой – постепенность и систематичность данных занятий. Дыхательная гимнастика в данном случае укрепляет дыхательную мускулатуру, что положительно влияет на физическое развитие.

Нами было обследовано 28 здоровых детей 8-9 лет, 14 из которых составили контрольную группу и 14 детей - экспериментальную группу. Измерение всех показателей до и после эксперимента проводилось в медицинском кабинете соответствующим оборудованием.

Исходя из того, что физическое развитие – процесс изменения морфофункциональных показателей [3], нами были выбраны следующие показатели физического развития детей: рост, вес, окружность грудной клетки. Пробы Штанге и Генчи, показатели ЖЕЛ дают представление о функциональном состоянии дыхательной системы.

После математической и статистической обработки материалов исследования мы получили следующие среднегрупповые изменения антропометрических показателей, таких как рост, вес, окружность грудной клетки (табл. 1).

Таблица 1. Среднегрупповые показатели физического развития детей контрольной группы в ходе эксперимента

Показатели

Девочки (n=7)

Мальчики (n=7)

До

После

До

После

Рост, см

129,0 ± 4,3

131,4 ± 2,1

127,1 ± 4,9

129,7 ± 1,2

р<0,05

р>0,05

Вес, кг

26,5 ± 2,7

28,2 ± 2,1

25,9 ± 3,1

26,1 ± 2,3

р>0,05

р<0,05

ОГК, см

64,9 ± 2,3

65,1 ± 1,3

65,2 ± 1,9

66,4 ± 2,2

р>0,05

р>0,05

Из полученных данных следует, что в контрольной группе как у мальчиков, так и у девочек произошли положительные изменения всех антропометрических показателей. Это объясняется тем, что в возрасте 8-9 лет происходит интенсивный рост организма ребенка: мальчики растут в длину за счет наибольшего увеличения длины конечностей, а девочки – туловища. Девочки в этот период развиваются быстрее мальчиков, поэтому показатели роста, веса и окружности грудной клетки у них немного выше. Достоверно значимые различия у девочек наблюдаются при изменении роста, а у мальчиков при изменении веса. В остальных случаях достоверно значимых различий не наблюдалось.

Экспериментальная группа во время эксперимента занималась дыхательной гимнастикой 3 раза в неделю по 30 минут в течение 8 месяцев по методике А.Н. Стрельниковой в спортивном зале Родинской средней общеобразовательной школы. Занятия проходили в одно и то же время, а именно в три часа дня. На занятиях также оценивалось самочувствие детей. В ходе эксперимента прирост антропометрических показателей у них оказался выше, чем в контрольной группе. Среднегрупповые показалели роста, веса и окружности грудной клетки детей экспериментальной группы можно рассмотреть в таблице 2.

Таблица 2. Среднегрупповые показатели физического развития детей экспериментальной группы в ходе эксперимента

Показатели

Девочки (n=7)

Мальчики (n=7)

До

После

До

После

Рост, см

128,7,0 ± 3,3

133,1 ± 2,2

128,1 ± 3,9

130,7 ± 2,2

р>0,05

р<0,05

Вес, кг

26,9 ± 2,5

29,3 ± 1,1

25,9 ± 2,1

28,1 ± 2,3

р>0,05

р<0,05

ОГК, см

64,7 ± 1,3

66,1 ± 1,3

65,5 ± 1,9

66,9 ± 2,2

р>0,05

р>0,05

Из таблицы 2 видно, что и у мальчиков, и у девочек наблюдается довольно существенный прирост антропометрических показателей. По результатам исследования роста и окружности грудной клетки девочки опережают мальчиков. Показатели веса у них наоборот меньше. Это объясняется тем, что мышечная масса мальчиков развивается в соответствии с ростом. Причем чем выше рост, тем выше вес. У девочек в этот период прирост мышечной массы ниже, чем у мальчиков. Достоверно значимые различия наблюдались при изменении показателей роста и веса у мальчиков. В остальных случаях достоверно значимых различий не выявлено.

Прирост роста в экспериментальной группе у девочек составил 3,4%, в контрольной – 1,8%; прирост веса в экспериментальной группе у девочек – 8,9%, в контрольной 6,4%; прирост показателя окружности грудной клетки в экспериментальной группе у девочек равен 2,2%, в контрольной – 0,3% соответственно. У мальчиков экспериментальной группы прирост роста составил 2%, так же как и у мальчиков контрольной группы (2%), прирост веса у мальчиков экспериментальной группы равен 8,5%, а у мальчиков контрольной группы – 0,8%, прирост показателя окружности грудной клетки у мальчиков экспериментальной группы составил 2,1%, в контрольной – 1,8% соответственно (рис. 1).

Прирост антропометрических показателей в контрольной и экспериментальной группах (%)
Рисунок 1. Прирост антропометрических показателей в контрольной и экспериментальной группах (%)

После исследования антропометрических показателей проводилось исследование функционального состояния дыхательной системы в контрольной группе, а именно изменение показателей функциональных проб Штанге и Генчи, и изменение ЖЕЛ (табл. 3).

Таблица 3. Среднегрупповые показатели функционального состояния дыхательной системы детей контрольной группы в ходе эксперимента

Показатели

Мальчики (n=7)

Девочки (n=7)

До

После

До

После

ЖЕЛ, л

1,6 ± 1,4

1,7 ± 1,7

1,5 ± 2,3

1,6 ± 1,3

р<0,05

р>0,05

Проба Штанге, с

32,5 ± 4,9

34,4 ± 3,5

31,6 ± 3,4

33,5 ± 3,2

р<0,05

р>0,05

Проба Генчи, с

12,3 ±2,8

13,3 ±1,8

12,9 ±4,8

13,3 ±1,5

р>0,05

р<0,05

Из таблицы 3 видно, что ЖЕЛ у девочек до эксперимента ниже нормы (1,6 - 1,8 л.). После исследования данный показатель увеличился, что составляет нижнюю границу нормы. У мальчиков показатель ЖЕЛ в ходе эксперимента также незначительно повысился. Результаты пробы Штанге у всех детей к концу эксперимента оказались лучше, чем до проведения исследования. Данные показатели у детей находятся в пределах нормы. Результаты пробы Генчи у детей до исследования находились в зоне нижней границы нормы, а после эксперимента наблюдались положительные изменения показателей данной пробы, как у мальчиков, так и у девочек. Достоверно значимые различия у девочек выявлены при изучении показателей пробы Генчи, а у мальчиков при изучении показателей ЖЕЛ и пробы Штанге. В остальных случаях достоверно значимых изменений не наблюдалось.

В экспериментальной группе изменения показателей функционального состояния дыхательной системы более существенные, чем в контрольной группе. Это объясняется возможным положительным влиянием дыхательной гимнастики, которая способствует укреплению дыхательной мускулатуры и увеличению экскурсии грудной клетки, в результате чего повышается величина газообмена в легких (табл. 4).

Таблица 4. Среднегрупповые показатели функционального состояния дыхательной системы детей экспериментальной группы в ходе эксперимента

Показатели

Мальчики (n=7)

Девочки (n=7)

До

После

До

После

ЖЕЛ, л

1,6 ± 1,5

1,8 ± 1,8

1,6 ± 2,1

1,8 ± 1,11

р>0,05

р>0,05

Проба Штанге, с

32,6 ± 3,9

36,4 ± 3,7

32,5 ± 2,4

35,5 ± 2,2

р<0,05

р>0,05

Проба Генчи, с

12,3 ±2,4

14,3 ±1,7

12,6 ±3,8

14,8 ±1,4

р>0,05

р<0,05

Из рисунка видно, что ЖЕЛ у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысилась. Время задержки дыхания при проведении функциональных проб у детей также увеличилось, что свидетельствует о благоприятном влиянии дыхательной гимнастики на организм занимающихся. Данные показатели значительно выше, чем у детей контрольной группы. Достоверно значимые изменения у мальчиков выявлены при изменении показателей пробы Штанге, а у девочек при изменении данных пробы Генчи. В остальных случаях достоверно значимых различий не выявлено.

Прирост показателя ЖЕЛ в ходе эксперимента у мальчиков контрольной группы равен 6,2%, у мальчиков экспериментальной группы – 12,5%, прирост показателя пробы Штанге у мальчиков контрольной группы составляет 5,8%, у мальчиков экспериментальной группы - 11,6%, прирост показателя пробы Генчи у мальчиков контрольной группы равен 8,1%, а у мальчиков экспериментальной группы – 16,2% соответственно. Прирост показателя ЖЕЛ в ходе эксперимента у девочек контрольной группы равен 6,6%, у девочек экспериментальной группы – 12,5%, прирост показателя пробы Штанге у девочек контрольной группы составляет 6,0%, у девочек экспериментальной группы - 9,2%, прирост показателя пробы Генчи у девочек контрольной группы равен 3,1%, а у девочек экспериментальной группы – 17,4% соответственно (рис. 2).

Прирост функциональных показателей дыхательной системы в контрольной и экспериментальной группах (%).
Рисунок 2. Прирост функциональных показателей дыхательной системы в контрольной и экспериментальной группах (%).

Заключение

Проанализировав полученные данные антропометрических показателей и показателей функционального состояния дыхательной системы в ходе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать вывод о том, что дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие школьников младших классов, о чем свидетельствуют положительные результаты экспериментальной группы, поэтому дыхательную гимнастику следует включить в режим дня школьников 8-9 лет.

Список литературы

  1. Высочин Ю.В. Физическое развитие и здоровье детей / Ю.В. Высочин, В.И. Шапошникова // Физическая культура в школе. – 2012. - № 1. – С. 69–72.
  2. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Г.Л. Апанасенко. - Киев: Здоровье, 2005. – С.42-48.
  3. Ананьева Н.А. Здоровье и развитие современных школьников / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская // Школа здоровья. - 2004. - Т.1. - №1. - С.13-18.
  4. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма: справочник / В.А. Доскин, Х. Келлер, Н.М. Мураенко. – М.: Медицина, 2007. – С. 134-142.
  5. Спирин В.К. Мышечная активность и здоровье детей / В.К. Спирин. – Великие Луки, 2001. – С. 24-32.
  6. Решетняк Г.В. Как оценить уровень физического развития // Спорт в школе. – 1988. - № 17. – С. 4–6.
  7. Егоров В.А. Применение различных методов оценки физического развития детей / В.А. Егоров // Научно-исследовательская работа студентов физкультурных вузов России: матер. докл. – Малаховка, 2006. – Вып. 1. – С. 12–14.
  8. Детская спортивная медицина / под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущёва. - М.: Медицина. – 1991. – 560 с.
  9. Новик Г.В. Оздоровительные занятия для учащихся младшего школьного возраста с учётом особенностей физического развития: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.В. Новик. – Физкультура и спорт, 1997. – 21с.
  10. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: учеб.-метод. пособие / И.М. Воронцов. – Л.: ЛПМИ, 2006. – С. 6-20.
  11. Воробьева Н.А. Динамика показателей физического здоровья школьников 8–9 лет по данным тестирования / Н.А. Воробьева // Сборник научных трудов молодых учёных / под ред. В.В. Ермакова. – Смоленск: СГАФК, 2008. – Вып.5. – С. 14–16.
  12. Васильев В.Н. Утомление и восстановление сил / В.Н. Васильев.- М.: Знание, 2004. - С. 34-40.
  13. Баландин В.А. Возрастная динамика доминантных признаков физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет / В.А. Баландин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 2. - С. 17-20.
  14. Ланская О.В. Возрастные особенности изменений двигательных рефлексов мышц нижних конечностей человека // Альманах «Новые исследования». – 2011. - № 1 (26). – С. 15-21.
  15. Ланская О.В., Челноков А.А., Андриянова Е.Ю. Возрастные различия в организации спинальных проекций мышц нижних конечностей человека // Альманах «Новые исследования». – 2011. - № 4 (26). – С. 44-49.
  16. Ланская, О.В. Физиологические механизмы компенсации нарушенных функций системы дыхания / О.В. Ланская, И.Н. Бучацкая: Учебное пособие. – Великие Луки: «Великолукская типография», 2015. – 121 с.
  17. Ефимов А.В. Применение оздоровительных дыхательных упражнений в уроках физического воспитания детей младшего школьного возраста / А.В. Ефимов, И.Н Берестецкая, С.В. Костикова // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. – Физкультура и спорт, 2008. – Т.1. – С. 307.
  18. Костикова С.Е. Эффективность использования оздоровительных программ на уроках физического воспитания детей младшего школьного возраста / С.Е. Костикова // Тезисы докладов IV Международного научного конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех: проблемы здоровья, рекреации спортивной медицины». – Киев, 2000. – С. 383 – 400.
  19. Гранова Л.С. Мировой опыт тренировки дыхания в оздоровлении организма / Л.С. Гранова // Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни. Физическая культура и проблемы активизации жизнедеятельности человека». – М.: Медицина, 1990. - С. 49.
  20. Козлова С.Ю. Об обучении детей различным дыхательным упражнениям / С.Ю. Козлова // 23 научная конференция студентов и молодых учёных: тез. докл. – Малаховка, 1999. - Вып.8. – С. 32-33.
  21. Нистратова О.Е. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в школьных оздоровительных лагерях: метод. рекомендации / О.Е. Нистратова. – Великие Луки: ВЛГИФК, 2002. – С. 12-13.
  22. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. пособие / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников – М.: Просвещение, 2001. – С. 63-83.
  23. Лебедева Н.Т. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников / Н.Т. Лебедева. – Минск, 2002. – С. 56-62.
  24. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника / Н.Т. Лебедева. – Минск, 2006. – С. 18-22.
  25. Маринченко А.А. О чём говорят врачебно-педагогические наблюдения за физическим развитием учащихся / А.А. Маринченко // Спорт в школе. – 2008. - № 37-38. – С. 15–16.
  26. Родионов А.В. Физическое развитие и психическое здоровье детей 1-4-х классов / А.В. Родионов, В.А. Родионов // Спорт в школе. – 1999. - № 9–10. – С. 18–19.
  27. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика / В.Д. Овсянников. – Физкультура и спорт, 2008. - С. 6-12.
  28. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой / М.Н. Щетинин.- Метафора, 2007. 234 с.
  29. Понамарёва Н.Д. Дышите правильно и болезни отступят / Н.Д. Понамарева // Спортивная жизнь России. – 2000. - № 5-6. – С. 22.
  30. Пальнау Э.Э. Обучение правильному дыханию / Э.Э. Пальнау // Физическая культура в школе. – 1997. - № 9. – С. 25-29.
  31. Пальнау Э.Э. Обучение правильному дыханию / Э.Э. Пальнау // Физическая культура в школе. – 1996. - № 9. – С. 23-27; № 11. - С. 16-19.
  32. Федоров В.В. Дыхательные упражнения йогов / В.В. Федоров // Физкультура и спорт. – 2002. - № 1. – С. 22-24.
  33. Андриянова Е.Ю. Спортивная медицина: учебное пособие для студентов образовательных организаций высшего образования. – Великие Луки, 2014. – С 35,51, 123.