СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МУСУЛЬМАНСКИХ ШКОЛАХ В 7- 14 ВЕКАХ. ПОЯВЛЕНИЕ НАУКИ О ХАДИСАХ

№58-1,

Педагогические науки

В статье рассматриваются содержание образования в мусульманских школах Моварауннахра в 7-14 вв. Возникновение науки о хадисах основателем, которого был Абдуллах Мухаммед ибн Исмаил ал-Бухари (810-870).

Похожие материалы

Арабский халифат, образованный в начале 7 века, для укрепления своей позиции стал завоевывать и другие страны. Иран, Закавказья, Сирия, Северная Африка, Южная Испания тоже вошли в состав халифата. С 7-го века арабы начали наступление в Моварауннахр. В середине 8 века и этот край был завоеван, а народ вынужден был принять исламскую религию. Здесь тоже началось установление воспитательных принципов, основанных на идеях Ислама.

Появились новые образовательные учреждения, стали действовать мечети, школы на их базе. Обучение проводилось на арабском языке и в основном изучали «Коран». Дети, которые не являлись арабами, изучали основы исламской религии. Для этого использовались учебники «Хафтияк», «Чар хитаб».

С начала 12 века исламскую религию стали широко распространять в произведениях, написанных на турецком языке. Для примера можно привести произведение Ахмеда Яссави «Сборник пословиц и афоризмов». Хотя народ общался на родном языке, писали арабским алфавитом.

В школах обучали правописанию и счету. Кроме этого, юноши обучались искусству торговли, арабскому языку, логике, ораторству, арифметике.

Число учащихся в школе не превышало 30-40 человек. Обучение начиналось с чтения букв, а затем они занимались чтением слогов, состоящих из этих букв. Только после этого им давали в руки «Коран». Под руководством учителя заучивались каждые суры с повторением. Но ученики затруднялись читать «Коран», так как только те учащиеся, которые обучались в секретари, изучали «письмо» как предмет. Многих учили грамоте устно. А это, в свою очередь, создавало трудности в обучении «детей - неарабов». Но все же «Коран» они были вынуждены изучать, так как это было необходимо для продолжения учебы в медресе.

Со временем родители начали отдавать детей в школу с 6-7, а иногда и с 5-ти лет. Полностью изучивший «Коран» назывался кары и пользовался большим уважением. Постепенно образованные люди начали открывать школы в своих домах. В школах обучали детей правописанию, устному счету, чтению книг и рукописей на персидско-таджикском и турецком языках. Арифметике и красивому письму их учили частные учителя.

В школах учились только мальчики, а девочки обучались у женщин, которых называли «атынайи». Они обучались только устному чтению.

В начале 10 века начались появляться медресе. Это слово означает «место для обучения». Известно, что здесь изучали направления мусульманской религии, грамматику арабского языка, логику, искусство ораторства, речь. Со временем к ним добавили астрономию, математику, географию, химию.

В медресе учились 15-20, 30-40 и 100-150 учащихся. Выпускники медресе работали имам-хатибами, судьями и в других административных учреждениях.

«Коран» - огромная ценность мировой культуры, святая книга в Исламе. На арабском языке означает «чтение». «Коран» состоит из 114 сур. Он призывает людей жить в равенстве, братстве, спокойствии и быть щедрыми. Поэтому он имеет огромное воспитательное значение. Но вызывает тревогу то обстоятельство, что пользуясь этой святыней, темные силы и по сей день стараются навредить обществу, неправильно комментируя значение божьих заповедей.

Чем лучше и быстрее мы изучим истинный смысл этих сур, тем сильнее мы ударим по врагам, которые вооружились против национальных идей. В этом нам поможет «Хадис». Слова «Хадис» и «Сунна» имеют одинаковое значение и состоят из сказаний о жизни пророка Мухаммеда, его религиозных и воспитательных заветов. Хадисы, во времена пророка Мухаммеда, не писали, Пророк боялся, что люди воспримут их как аяты «Корана». Но в окружении пророка Мухаммеда были люди, которые слышали и записывали эти наставления.

Один из них Абу Хурайра был святейшим человеком, который посвятил всю свою жизнь писанию хадисов. Эти хадисы были достоверными и правильными. Опасаясь того, что со временем не останется людей, знающих хадисы, было решено собрать достоверные хадисы в сборник.

Во главе этой деятельности был халиф Умар Ибн Абдулазиз. 8-9 века считаются «золотым веком» для науки хадис. В мире ислама есть шесть достоверных сборников хадисов. Это: Абу Абдуллох Мухаммад ибн Исмоил ал-Бухарий 194 (810) – 256 (870), Имом Муслим ибн ал-Хаджож 206 (819) – 261 (874), Имам Исо Мухаммед ибн Исо ат-Термизий 209 (819) – 279 ( 892), Имам Давуд Сулаймен Сижистоний 202 (817) – 275 (880), Имам Ахмед ал- Насоий 215 ( 820) – 303 ( 915), Имам Абу Абдуллах Мухаммед ибн Язид ибн Можа 209 ( 824) – 273 ( 886 ).

Основателем этого направления является Абдуллах Мухаммед ибн Исмаил ал-Бухари (810-870). В этой науке его называют предводителем всех «мухаддисов» (знатоков хадиса). Он оставил богатое творческое наследие. Самое крупное из его произведений «Ал-адаб ал-муфрад» - (Жемчужины воспитания), состоит из 644 глав, включающих в себя 1322 хадиса.

Еще одним из таких мухаддисов является Абу Иса ат-Термизи (824-992). У него была очень хорошая память, имел сильную способность быстрого заучивания. Поэтому ал-Бухари видел в нем не только ученика, но и уважал как единомышленника, соратника по деятельности.

Ал-Термизи тоже создал более десятка произведений, в которых говорится об особых нравах пророка Махаммеда, его хадисах. Хадисы имеют очень большое значение в воспитании человека, его стремления к добру. Они учат правильному взаимоотношению с родителями, детьми и со старшими. Они оберегают нас от грехов и их последствий. Не зря первая книга хадиса названа «Вера». По исламскому нравоучению, у человека в первую очередь должна быть непоколебимая вера. Веру в исламе приравнивают к дереву, у которой 60 ветвей. Все эти качества, которые должны быть в человеке, формируют его как истинный мусульманин.

Хадисы призывают людей жить в мире и согласии, быть друзьями и добрыми в отношении друг друга. Особенно в отношении родителей, родных и близких, соседей и т. д. Также они призывают людей не жадничать и равнодушно относиться к богатству, смотреть на будущее с верой и надеждой.

Особое внимании в хадисах уделяется благотворительности и щедрости. Такой человек приносит большую пользу в развитии общества. Также, в хадисах говорится о проблемах, препятствующих развитию человеческого рода. Одна из них, экологическая, не потеряла своей актуальности и в нынешнее время.

Сажать деревья, чистить водоемы и арыки, помогать больным и слабым составляют истинный смысл такого рода хадисов.

Из этого можно сделать вывод, что хадисы укрепляют веру мусульманина, призывает его к духовному совершенствованию. Они служат важным источником в формировании личности и воспитании будущего поколения.

Список литературы

  1. М.Бозорова . Педагогика тарихи. Термиз.:1990
  2. К.Хошимов, С.Нишонова. История педагогики. Т.:2005