СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМИ ДОШКОЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

№58-1,

Юридические науки

В статье отмечается важность государственного управления детскими дошкольными учреждениями, описывается содержание отдельных норм федерального закона «Об образовании в РФ», выявляются проблемы их применения на практике.

Похожие материалы

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» под дошкольными образовательными организациями понимаются образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Дошкольное образование в России, по смыслу ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В целях реализации права на дошкольное образование нуждающихся в социальной поддержке государство полностью или частично несет расходы на их содержание.

Российское законодательство рассматривает учреждение как организационно-правовую форму образовательных организаций. Совокупность дошкольных организаций носит системный характер и включается в понятие «система образования в РФ». Частные детские сады могут быть автономными некоммерческими организациями, некоммерческими партнерствами и т. д. Характер деятельности в области дополнительного образования должен допускать коммерческие организационно-правовые формы, создаваемые учредителями с целью извлечения прибыли. Статья 8 ФЗ «Об образовании в РФ» регламентирует полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере дошкольного образования, к которым относит обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Компетенции и их разграничение в области дошкольного обеспечения между разными уровнями государственного и муниципального управления регламентируются ст. 6–9 ФЗ «Об образовании в РФ». Так, в компетенции органов местного самоуправления Российской Федерации входят организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Статья 49 ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает ответственность аккредитованных образовательных учреждений в случае возникновения ущерба, причиненного некачественным образованием. На наш взгляд, эта статья практически не работает, так как к результатам деятельности образовательных учреждений относятся не как к «образовательным услугам», а как к неопределенному понятию «образование». Возмещение ущерба возможно только в пользу учредителя – государства, субъекта РФ, муниципалитета, а не непосредственным потребителям – учащимся, воспитанникам, которые, как минимум, потеряли годы в процессе некачественного образования, максимум – не могут возместить недостаток знаний, получению которых всегда соответствует определенный возраст. Оценить ущерб можно только по тем бюджетным расходам, которые имели место за данный промежуток времени. В случае некачественного дошкольного образования невозможно само установление факта, так как аттестация учащихся, воспитанников детских садов не регламентируется.

Совокупность норм нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования не всегда соответствует сложившейся ситуации в сфере дошкольных услуг, а также в практике их оказания населению. Однако, государство, модернизируя систему управления детскими дошкольными учреждениями должно следовать следующим основным принципам:

  1. гуманистический характер дошкольного образования;
  2. приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  3. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  4. общедоступность дошкольного образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  5. светский характер дошкольного образования в муниципальных учреждениях;
  6. свобода и плюрализм в дошкольном образовании;
  7. демократический, государственно-общественный характер управления дошкольным образованием.

Предлагаем следующие пути совершенствования государственного управления детскими дошкольными учреждениями:

  1. следует пересмотреть возраст начала оказания дошкольных услуг с трех лет до двух лет, который должны обеспечить муниципалитеты в качестве государственных гарантий. Услуги по присмотру, уходу и оздоровлению для детей в возрасте до трех лет должны быть предусмотрены в системе дошкольного образования;
  2. обеспечить реализацию принципа равенства всех типов и форм получения учреждениями бюджетного финансирования при оказании дошкольных услуг, в том числе и учреждениями частного сектора на рынке дошкольных услуг;
  3. необходимо пересмотреть систему предоставления государством льгот для государственных служащих на получение мест в дошкольных учреждениях, в целях снижения нагрузки на органы местного самоуправления в сфере дошкольного образования.

Список литературы

  1. Герасимов А.П. Психологические аспекты защиты прав и законных интересов граждан // Аграрное и земельное право. 2016. № 5 (137). С. 44-46.
  2. Ханнанов Р.А. Природа, право, юридические события // Уфа, 2009.
  3. Селезнева А.Х. Защита прав и законных интересов граждан и организаций как правовая категория / А.Х. Селезнева // Аграрное и земельное право.- 2016.- №1(133).- С.54-57.
  4. Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. Регулирование занятости в Республике Башкортостан // Социально-экономические проблемы информатизации, 2014, с.111-113.
  5. Гайфутдинова, Р.Д., Иксанов, Р.А. К вопросу об эффективности правовой защиты несовершеннолетних /Р.Д. Гайфутдинова, Р.А. Иксанов // NovaInfo.Ru.- 2015.- Т. 2. № 31.- С. 233-235.
  6. Шангурова А.С., Ханнанова Т.Р. Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 15. С. 128-129.
  7. Мухаметгалиева Ч.И. Административная комиссия как субъект административной юрисдикции органов местного самоуправления / Ч.И. Мухаметгалиева // NovaInfo.Ru.- 2015.- Т. 1. № 36.- С. 163-167.
  8. Апсаликова Е.А., Гарифуллина А.Ф. Проблема повышения качества образования в РФ // Экономика и социум. 2014. № 3-1 (12). С. 85-87
  9. Е.Р. Насибуллина Соотношение традиционного и личностно-ориентированного подхода в условиях современного российского образования / Е.Р. Насибуллина // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 32. С. 237-239.
  10. Хузиахметова Р.Р., Иксанов Р.А. Обеспечение права на высшее образование в России / Р.Р. Хузиахметова // NovaInfo.Ru.- 2016.- Т. 1. № 40.- С. 161-163.
  11. Иксанов Р.А., Ахметшин И.И. Альтернативные методы разрешения конфликтных ситуаций в образовательных организациях / Р.А. Иксанов, И.И. Ахметшин // Российский научный электронный журнал.- 2014.- № 6(12).- С. 78-85.
  12. Иксанов Р.А., Ахметшин И.И. Вопросы защиты информационных ресурсов образовательного назначения / Р.А. Иксанов, И.И. Ахметшин // NovaInfo.Ru.- 2015.- Т. 1. № 37.- С. 133-136.