ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ

№58-1,

Экономические науки

В статье изложены проблемы внедрения риск-менеджмента в России с точки зрения развития процессов стандартизации в области управления рисками и становления профессии риск-менеджера Рассмотрены ключевые принципы и этапы управления финансовыми рисками, предложена их классификация с точки зрения внешних и внутренних факторов. Основываясь на результатах исследований и опыта пяти крупнейших американских компаний в применении модели комплексного риск-менеджмента, сделан вывод о возможности его использования для российских предприятий в построении системы управления финансовыми рисками.

Похожие материалы

В настоящее время развитие науки, it-технологий, бизнеса, техники, появление нововведения создает необходимость оценивания величины риска во вложение какого-либо проекта.[1]. Это в свою очередь диктует улучшение качества работы компании, занимается она оказанием услуги, производством либо внедрением новой технологии. Для того, чтобы добиться лидирующего места в сфере, создание долгосрочного развития ,компания должна обладать наилучшими конкурентными преимуществами. То есть план развития, связанный с извлечение денег из оборота не должен быть затронут. [3, с.220].

В итоге этого развития появляется необходимость определения использования оптимального риск-менеджмента в процессах деятельности компаний. В связи с этим строится прибыль организации в условиях управления рисками. [7, с.18].

Сегодня предложение товаров и услуг на рынке очень высоки, поэтому необходимо улучшать уже имеющиеся вещи. Для этого необходимо время, за которое производители смогли бы предоставить инновационные проекты и идеи. Эти усовершенствования обычно обходятся очень дорого даже давно развивающейся и успевшей зарекомендовать себя на рынке компании. [4, с.25]. Поэтому, владельцам организаций необходимо иметь специальные средства, с помощью которых можно будет оценивать работу, величину рисков, возможные дальнейшие процессы. Такие ресурсы помогут быть получены двумя путями: внешними (привлечение других компаний для помощи в разработки), внутренними (использование ресурсов компании).

В предыдущем веке при социалистическом государстве подобного рода проблемы не имели место быть, соответственно задачи, которые стоят перед современными компаниями в то время не существовали. Это происходило из-за того, что советское правительство имело «неограниченные» ресурсы. Различные процессы, занимающиеся оценками качеством продукции могли продолжаться значительный промежуток времени. «Богатое» государство позволяло так, что организация производства могла существовать долгое время без внедрения новых средств и технологий. В настоящее время на подобную ситуацию надеяться нет возможности, государство не имеет ни времени, ни материальных ресурсов [2].

Современно развитие и поглощение всех стран мира в рыночную среду диктует определенное развитие экономики страны. Ориентиром является западные принципы, имеющие собственные стандарты, без которых, к сожалению, ни одна современная компания не сможет выйти на рынок, тем более зарекомендовать себя с лучшей стороны. Поэтому процессы отсортировки качественного производства имеют место быть уже с конца 90-ых годов в производстве почти каждой организации. В 1987 году появляется первый стандарт качества iso 9000. В настоящее время этот стандарт применяется всеми компаниями различных отраслей, и ни одна новая компания не сможет выйти на рынок без сертификата, подтверждающего соответствие этим стандартам.

Для всех специалистов, работающих на предприятии, необходимо знание и понимание того, что риск не появляется неоткуда, а существует всегда, независимо от того каким производством занимается компания и что это не случайное понятие, а конкретная ситуация, которая может возникнуть в любых ситуациях, но в зависимости от условий и выполненных поочередно действий (это могут быть как экономические, физические, технические, так и психологические). Поэтому любой сотрудник, вовлеченный в деятельность компании должен уметь принимать правильное решение различного масштаба в области своей компетенции. [10, с.38].

Поэтому необходимо правильно распределять функции, которые смогут позволить стабилизировать любую негативную ситуацию, связанную с рисками, организовать соответствующее качество продукции, которое обеспечит дальнейшее продвижение и закреплении компании на рынке.

Количество ресурсов, необходимых для реализации усовершенствования продукта или нововведения, обеспечивающийся риск-менеджментом зависит от того, какие цели перед сотрудниками ставит руководство. Чем более амбициозные цели, тем необходимо более большее финансирование. [11, с.78].

Для реализации нововведения необходимы:

  • Соответствующее программное обеспечение
  • Финансирование
  • Иметь необходимый анализ отрасли
  • Принять правильные, своевременные решения
  • Необходимые ресурсы
  • Человеческий капитал в виде высококвалифицированных специалистов
  • Определённая стратегия и методология компании
  • Развитие бизнес направлений компании, к которым применяется риск-менеджмент

Перечень ресурсов представляет собой базу минимальных характеристик, которые являются стартовыми характеристиками при внедрении нововведений и с появлением с оценками и правлением риском. Поэтому, в первую очередь руководство компании должно задуматься о планирование стратегии развитии и каким образом будет использовано функциональное направление создании группы риск-менеджеров. [9, с.48].

В самом начале проектирования стратегии необходимо учитывать материальные затраты, структуру и положение компании в отрасли. Если спроектировать что-то не так или ошибиться в расчетах будет осуществлено неправильное распределение ресурсов, это приведет к неправильному выполнению работ по решениям и анализу в рисках и нарушит конкретные цели, сформированные изначально.

Конечно, развитие или корректировка производства может производится на любой стадии решение нововведения даже при условии сотворении ошибки. Самой основной является стадия проектирования, которая и определяет количество необходимых и в дальнейшем распределенных ресурсов. Но не стоит забывать, что стадия проектирования бесполезна без дальнейшего привлечения значительных средств.

Основной ролью риск-менеджера является централизованное управление и анализ рисками. Прежде всего результат оценки будет зависеть от компетенций менеджера. [5, с.118].

В организации, которая хочет занять лидирующее место в отрасли, необходимо создать дружную обстановку в команде специалистов и выстроить систему, по которой будет осуществляться анализ рисков. Она должна включать сильные и слабые стороны сотрудников, умение устранять их недостатки и стремится различными путями задействовать достоинства. [12, с.141].

Цель создания отдела по управлениям рисками – снизить ошибку одного субъекта в системе, уменьшить долю влияния сотрудника на общий результат деятельности программы. Все это произойдет с помощью правильно распределенных ресурсов, знаний, умений, обладанием знаний, определенного рада информацией среди сотрудников, заинтересованных в достижении поставленной цели.

В схеме развития компании должны быть предупреждены и самое главное заинтересованы руководители компании. Они должны составить качественный бизнес план процессов, который позволит поощрять отдельных отличившихся сотрудников. Что касается профессионалов процесса, то они должны планировать свое развитие, улучшать имеющие качества, представлять и понимать план своих действий. Цель общей системы предоставить общие условия для развития навыков всех специалистов, находящихся в равных условиях. Каждый специалист должен уметь развивать и применять свои таланты.

Также руководству необходимо создать культуру компании, она поможет уменьшить риск неправильно принятых решений, которые повлекут за собой утечки возможной прибыли компании. Если все же руководителям получится привить культуру сотрудникам, то они получать значительное улучшение качества продукции.

Сильные сотрудники всегда заметны и главное их отличие это анализ произведенных ими продуктов и анализ конкретных действий. Это позволяет качественней и быстрее выполнять какие-либо действия.

В компаниях развитых стран, таких как США, страны Западной Европы, Канада, Япония существует требование о необходимости существования риск-менеджмента в компании, иначе инвесторы не будут вкладывать деньги в развитие предприятия.

В последнее время проблема риск-менеджмента волнует российский бизнес, которые связаны с большими колебаниями курсов валют, акций, а также с увеличением конкуренции и усилившейся борьбе между компаниями за конечного потребителя. [16, с.252].

Исследования российских компаний показали, что зачастую внедряют системы управления рисков для увеличения стоимости компаний, в дальнейшем это ведет к достижению стратегических целей.

В современных условиях рисками считаются не только избежание негативных последствий принятия неправильных решений потери прибыли, но и решения, принятые в определенных условиях, принесут финансовый результат.

К примеру, Анатолий Слюсарь, директор департамента управления рисками и страхования ОАО «Аэрофлот» говорит, что для управления рисками в компании применяются разные методы. Зачастую это страхование, банковские гарантии. Так как не всегда можно хеджировать риски, связанные со стоимостью топлива. Иногда используются другие способы снижения рисков – изменение российского законодательства в сфере авиационного страхования. Поэтому избегание рисками иногда не связано с высокими финансовыми потерями. Также используется практика обучения персонала, проведения различных развивающих мероприятий.

Согласно проведенным исследованиям компании на территории Marsh Risk Consulting на территории России и стран СНГ в 100% компания сталкивается с проблемой поиска квалифицированного персонала.

В настоящее время наши вузы не занимаются подготовкой качественной рабочей силы, хотя в Европе и США уже несколько десятилетий выпускаются магистры риск-менеджмента. Но пока привлечение квалифицированных работников из-за рубежа не практикуется единственный выход отечественных компаний это поиск работника с большим опытом в этом направлении.

Развитие риск-менеджмента в России связано с принятием профессионального стандарта «Управление рисками организации» национальным агентством про развитию квалификации (НАРК).

В почти любой компании существуют различные риски, такие как: стратегические, правовые, страховые, финансовые. [6, с.244].

Финансовые риски компании зависят от уровня инфляции в стране, в зависимости от того насколько будет обесценивание национальной валюты и повышения цен зависит устойчивость компании. Повышение уровня роста инфляции может увеличить затраты компании, также с учетом того, что ранее были заимствованы средства в иностранной валюте уменьшится показатель рентабельности. Также могут измениться процентные ставки по обязательствам. [8, с.119]. Нестабильность на рынке может повлиять так, что обслуживание долгов в рублях подорожает. В дальнейшем может образоваться то, что компания не сможет оплатить обязательства вовремя.

Для того, чтобы минимизировать риск, связанный с репутацией нужно сконцентрироваться над тем, чтобы не ухудшилось качество продукции и обслуживание клиентов. [13].

Страховые риски минимизировать отечественным компаниям крайне трудно, так как они находятся на стадии становления. Поэтому предприятию рекомендуется как можно тщательней подходить к решение данной проблемы. Необходимо страховать все находящееся имущество как в пользовании, так и во владении от всех рисков, включая пожар, наводнение, ущерб взрыва, выброса в атмосферу вредных веществ.

Стратегические риски в первую очередь связаны с правильностью постановления стратегии развития. Компания оценивает положительное, отрицательное воздействие как изнутри компании так и из внешний среды. Руководители выбирают наиболее экономически эффективные мероприятия по осуществлению перспективного развития. [14;15].

Таким образом была разобрана информация, связанная с рисками компании, какие методы и принципы необходимо заложить в основу процесса анализа и правильном выборе стратегии компании.

Список литературы

  1. Белоусова Л.В. Профессиональный стандарт «Управление рисками организации» и его назначение, Стандарты риск-менеджмета Проблемы анализа риска, Том 8, 2011, No 1
  2. Бурдина А.А. Влияние рисков на конкурентоспособность предприятия // Экономический анализ: теория и практика — 2006, No 2
  3. Киселева И.А., Трамова А.М. Анализ особенностей инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики /Экономические науки. 2009. № 50. С. 219-222.
  4. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23-29.
  5. Киселева И.А. Модели банковских рисков. М., МЭСИ, 2001. 155 с.
  6. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, 2005. № 2. С. 244-245.
  7. Киселева И.А. Методологические аспекты управления банковскими рисками / Финансовый менеджмент, 2001. № 1. С. 13-26.
  8. Киселева И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений / Аудит и финансовый анализ, 2002, № 1, С.118-124.
  9. Киселева И.А. Моделирование рисковых ситуаций. – Учебное пособие / Евразийский открытый институт, М., МЭСИ, 2011. 152 с.
  10. Коршунова, Л.Н. Оценка и анализ рисков [Текст] / Л.Н. Коршунова, Н.А. Проданова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 96 с.
  11. Мамаева, Л.Н. Управление рисками: Учебное пособие / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 256 c.
  12. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И. Производственный менеджмент. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2014– 305 с.
  13. Уотшем Т.Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах, Пер.с англ. - М., ЮНИТИ, 1999. - 344с.
  14. Финансовый менеджмент.- Под ред. Акад. Г. Б. Поляка М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 352 с.
  15. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: учеб. Пособие. Москва: Дашков и К°, 2013 - 291 с.
  16. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика/Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.