ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

№58-1,

Педагогические науки

Статья посвящена описанию проблем формирования информационно-образовательной среды учебного заведения. В современных условиях развития образования, когда мы уходим от традиционного способа обучения и все больше в практике обычных школ используются нетрадиционные идеи, подходы, технологии, методы и способы обучения. В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.

Похожие материалы

Одним из приоритетных направлений современной государственной политики в области образования является информатизация. Процесс информатизации образования предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на решение комплекса проблем, в числе которых [1,8,9]:

  • научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические основания развития образования;
  • методологическая база отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях современного информационного общества;
  • развитие педагогических технологий применения средств информатизации и коммуникации в различных звеньях образования;
  • разработка электронных средств образовательного назначения, в том числе программных обучающих и инструментальных средств и систем;
  • использование распределенного информационного ресурса сети Интернет, в том числе российских образовательных порталов в образовательных целях;
  • создание и применение средств автоматизации психолого-педагогических, тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления уровня интеллектуального потенциала, обучающегося;
  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков и баз данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений).

В Концепции информатизации общего образования отмечается, что «…состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Ее создание и развитие призвано коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями» За прошедшее десятилетие были приняты и реализованы несколько федеральных и региональных программ, направленных на активное внедрение ИКТ в практику школ. Модель современной школы предполагает создание единого образовательного пространства, создающего условие для свободного движения информации, быстрого доступа к ней всех участников учебного процесса. Этого можно добиться путем создания единой информационно-образовательной среды (ИОС) школы.

Многие авторы (Л.Н. Кечиев, Г.П. Путилов, С.Р. Тумковский), определяют информационно-образовательную среду однозначно и непротиворечиво: «Информационно-образовательная среда - совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности» [2,3,4].

Информационно-образовательная среда учебного заведения - это программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники. Данная среда обеспечивает технологическими средствами информационное обеспечение всех участников образовательного процесса. Основной целью информационно-образовательной среды является информационная поддержка учебного процесса и управления учебным заведением, информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеклассных мероприятиях.

При создании информационной среды необходимо решить следующие задачи: создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты; сформировать коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями; предоставить возможность всем участникам образовательного процесса общаться между собой и иметь доступ к общим ресурсам [5,6,7,8,9].

Информационно-образовательную среду школы необходимо рассматривать, как эффективную образовательную систему, которая позволяет более эффективно и качественно осуществлять дифференциацию обучения, повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний, обеспечивает наглядность представления практически любого материала. Все перечисленные факты являются необходимым условием достижения нового качества образования.

Для того чтобы создание информационно-образовательной среды было успешным, необходимы кардинальные изменения в информационной культуре участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и родителей, их законных представителей).

Создание информационно-образовательной среды стало предметом целого ряда исследований (М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, С.В.Панюкова, С.Н.Поздняков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына и др.). Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды. Тем не менее, во всех исследованиях компоненты среды обучения разделяются на две категории: субъекты и объекты [10,11].

Субъектами образовательного процесса являются обучаемые и преподаватели. Объектами - средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, область управления педагогическим процессом, способы коммуникации (организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный). Объекты - это те носители информации и учебные действия, которые, будучи усвоены и преобразованы сознанием субъектов, превращаются в процессе учебной деятельности в качества личности - мировоззрение, систему ценностей и смыслов, убеждения, компетенции и т.д.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

Школа должна создать свою собственную модель информатизации в форме информационно-образовательной среды школы в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями. Информационно-образовательная среда рассматривается как конструкция, выступающая в различных формах: физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, виртуальное пространство гипертекстов, иерархические системы пространства [8,9,10,11].

Организация работы по формированию информационно-образовательной среды предполагает решение следующих задач: описание структуры данной среды и всех его информационных уровней и подуровней, определение информационных потоков, определение участников информационной среды, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.

Создание информационной среды образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

Список литературы

  1. Абакумова Н.Н. Экспертиза как составляющая педагогического мониторинга инновационных изменений в образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/117-13308 (дата обращения: 03.01.2017).
  2. Абакумова Н.Н. Аутентичные формы оценивания в педагогическом мониторинге индивидуальных достижений, обучающихся // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/111-10741 (дата обращения: 03.01.2017).
  3. Андреева А.В. Содержательные аспекты готовности преподавателей к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 448.
  4. Андреева А.В. Особенности научно-исследовательской и инновационно-исследовательской деятельности в системе образования // В сборнике: Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ(ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. Ответственные за выпуск и составители: Борисов В.И., Королев Ю.Б., Ткаченко В.Г., Дремлюгин Д.М. 2010. С. 35-39.
  5. Андреева А.В. Влияние информационно-образовательной среды вуза на формирование информационной компетентности у студентов // В сборнике: Образование: традиции и инновации. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 36-38.
  6. Козлов С.В. Основы применения педагогической технологии индивидуального тестирования для формирования оптимальной траектории обучения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С. 75.
  7. Козлов С.В. Методические рекомендации использования автоматизированной дидактической системы индивидуального тестирования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 (37). С. 22-26.
  8. Максимова Н.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // В сборнике: Инновации и традиции современной школы. материалы Международной заочной научно-практической конференции. Чувашское отделение Академии педагогических и социальных наук и др.; ответственный редактор М. В. Волкова. 2010. С. 118-122.
  9. Максимова Н.А. Место педагогических блогов в информационно-образовательном пространстве учебного заведения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 2346-2350.
  10. Максимова Н.А. Электронные средства учебного назначения // Ученые записки ИУО РАО. 2008. № 27. С. 251-252.
  11. Максимова Н.А. Применение сервисов WEB 2.0 в учебном процессе // В сборнике: Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы. сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова. 2015. С. 101-106.