РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ

№58-1,

Экономические науки

В статье даётся информация о развитии Северного морского пути, как главного торгового маршрута.

Похожие материалы

В 2011 году на Международном Арктическом форуме, который был организован Русским географическим обществом в Архангельске были определены задачи развития северной транспортной артерии. Северный морской путь рассматривается как главный торговый маршрут глобального значения и масштаба. Северный морской путь (СМП) способен составить конкуренцию традиционным морским линиям по стоимости услуг, по безопасности и качеству [1,3]. Через Арктику проходит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы, поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, без сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды. Развитие Северного морского пути на основе принципов устойчивого развития, возрастания объемов транспортировки грузов и интеграции его в мировую транспортную систему имеет значительные преимущества перед существующими маршрутами через Суэцкий канал и Индийский океан. СМП сокращает путь из Гамбурга в Шанхай более чем на четыре тысячи морских миль, экономит неделю пути и около 650 тысяч долларов расходов на топливо для каждого судна при отсутствии пиратских рисков [3].

Маршрут Северного морского пути
Рисунок 1. Маршрут Северного морского пути
Объёмы перевозок по Северному морскому пути
Рисунок 2. Объёмы перевозок по Северному морскому пути

На протяжении многих лет хозяйственные системы Севера являются важными факторами обеспечения национальной экономической безопасности, имеющие исключительно главное военно-стратегическое значение для России и ее северных территорий. Поэтому следует отметить, что СМП является национальной морской транспортной магистралью России в Арктике, оборудованная усилиями нашего государства [3,4]. Арктика – физико-географический район Земли, центром которого является Северный географический полюс, а окраина с южной стороны – Северный полярный круг. Стратегическое значение Арктики для перспективного развития России и мира многогранно и общепризнано. Кроме того, тема Арктики находится в центре общественного внимания. Можно отметить, что непосредственное отношение к Арктике имеют двадцать стран, но при этом пять государств имеют арктическую границу. К таким странам относятся: Россия, США, Норвегия, Канада и Дания. В Арктическом регионе возрастает роль европейских стран. Среди государств Арктического совета – Россия, Исландия, Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция. Среди стран наблюдателей Арктического совета – Польша, Испания, Италия, Франция, Великобритания, ФРГ и Нидерланды [3]. Следует подчеркнуть значительное повышение активности освоения Арктики азиатских стран – Япония, Китай, Индия, Сингапур и Республика Корея. Высокая заинтересованность проявляется в проведении арктических научных исследований, в создании судов готовых работать в сложной ледовой обстановке, в разработке технологий добычи углеводородов.

В последние годы приняты документы, которыми установлены главные цели и задачи, стратегические приоритеты и механизмы для реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике. Перспективное планирование с принятием эффективных мер по стимулированию инвестиций в инновационные технологии приобретает актуальность, для обеспечения экономического роста, охраны окружающей среды и здоровья людей.

Северный морской путь создавался как транспортная артерия по доставке грузов для нужд региона. Большие богатства Ямала, «Норильский Никель» - все это стало возможным благодаря работе Северного морского пути [2]. Освоение новых природных ресурсов, развитие региона и обеспечение высокого уровня жизни населению могут обеспечить только стабильно работающий Северный морской путь. Всё это делает неизбежным его возрождение.

Список литературы

  1. Смирнова О.О. Некоторые вопросы государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне. //ЭКО. 2010.№12. с.76-91.
  2. Стратегия от 18.09.2013 N Пр-1969 «Развитие Арктической Зоны Российской Федерации и обеспечения Национальной Безопасности на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/.
  3. Самойлов А.Г. Северный морской путь как транспортная основа развития недропользования в арктической зоне России. // В сборнике: Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2015. с. 85-89.
  4. Пирцхалава Н.Р. Перспективы развития Северного морского пути: экспорт лесопродукции [Текст] / Н.Р. Пирцхалава // Сборник научных трудов. Выпуск 46. – Брянск: БГИТУ, 2016. – 191 с.