ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В АВСТРАЛИИ

№58-1,

Экономические науки

В статье рассматривается индекс развития человеческого потенциала на примере Австралии. А также проведен анализ и сравнение особенностей изменения и развития этой страны на несколько лет.

Похожие материалы

В современных условиях развитие стран играет важную роль для любого населения этой страны. Государство ответственно за доступность образования, удовлетворять потребности населения- снабжать продуктами питания всего населения в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни, также удовлетворение духовных, культурных потребностей и т.д. Ведь из-за этого зависит благосостояние и уровень жизни населения в целом.

Изучаемая мною страна Австралия является высокоразвитым индустриально-аграрной страной с активной внешней торговлей и высокой конкурентоспособностью. Она занимает второе место по индексу развития человеческого потенциала после Норвегии.

«Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) — это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Являясь одним из важнейших и необходимых ресурсов развития и функционирования экономики, человеческий потенциал любого общества является неотъемлемой частью общего национального потенциала национальной экономики[7].

Величина ИРПЧ дает возможность произвести условное деление государств на отдельные группы по уровню развития общества. Индекс человеческого развития это деление делает более понимаемым и дает возможность анализировать и делать прогнозы.

При подсчете ИЧР учитываются три вида показателей:

  1. Ожидаемая продолжительность жизни- оценивает долголетие.
  2. Уровень грамотности населения страны.
  3. Уровень жизни населения[1].

По этим показателям можно сказать, что продолжительность жизни в этой стране у женщин составляет- 84 года, у мужчин- 79.Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Австралии равняется 82 годам; По уровню грамотности населения согласно докладу ПРОО «О развитии человека» составляет 99%. Хорошее образование и профессиональные навыки являются важными предпосылками получения работы. 77% взрослого населения Австралии в возрасте от 25 до 64 лет получили полное среднее образование, что приблизительно соответствует среднему показателю по ОЭСР (75%).Это в большей степени относится к мужчинам, чем к женщинам, поскольку среди мужчин полное среднее образование имеют 79%, а среди женщин – 76%. Что касается качества образования, то по уровню грамотности чтения, знаний по математике и естественным наукам в рамках Программы ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA) учащиеся в среднем набрали 512 баллов. Этот результат выше среднего показателя по ОЭСР (497 баллов). В Австралии девочки превосходят мальчиков по уровню знаний в среднем на 5 баллов, что немного ниже среднего показателя по ОЭСР (8 баллов)[8].

Средний темп роста ВВП Австралии в течение периода с 1901 по 2000 составлял 3.4 % ежегодно. Последние 23 года Австралия демонстрирует непрерывный рост ВВП, несмотря на два мировых спада экономической активности, средний темп роста составляет 3,3 % в год [2].

Австралия является одним из самых малозаселённых континентов. По данным переписи 2006 года, в стране проживали 19 855 288 человек.

По оценочным данным на середину 2011 года, численность населения возросла до 22,67 миллионов человек.По оценочным данным на середину 2011 года, естественный прирост населения составил 0,7 %; рождаемость на 1 000 человек — 14; смертность на 1 000 человек — 6; доля населения до 15 лет — 19 %, 65 лет и старше — 1 4%.

Австралия заселена крайне неравномерно, большая часть населения (более 80 %) сконцентрирована в городах и населённых пунктах городского типа, расположенных вдоль восточного и южного побережий. Наиболее крупными городами являются Сидней, Канберра, Перт, Мельбурн и Брисбен.

Со вторым по величине индексом развития человеческого потенциала Австралия занимает высокое место во многих сферах, таких как качество жизни, здоровье, образование, экономическая свобода, защита политических прав[3].

В настоящее время экономика Австралии - развитая, современная рыночная экономика с ВВП приблизительно 1,23 трлн. долл. США. В 2011 году Австралия - 13-ая крупнейшая экономика мира по номинальному ВВП и 17-ая по ВВП, рассчитанному исходя из паритета покупательной способности. ВВП Австралии на душу населения в 2010 году составил 54868 долл. США. Экономика Австралии представляет собой приблизительно 1,7% мировой экономики. По объему экспорта (212,9 млрд. долл. США) и импорта (194,7 млрд. долл. США) Австралия в 2010 году заняла 19-е место среди стран мира. В 2010 году инфляция в стране составила 2,8%, уровень безработицы - 4,9%. В сельском хозяйстве Австралии по состоянию на 2010 год занято 3,6% населения, в промышленности - 21,1%, а в сфере услуг - 75%. Размер государственного долга Австралии в 2010 году составил 22,4% ВВП, золото-валютные резервы - 41,2 млрд. долл. США, бюджетный дефицит в 2011-12 финансовом году - 20,3 млрд. австралийских долларов [4]. Самым высоким показателем индекса человеческого развития Австралии в 2014 году составило - 0,94, а самый низкий показатель составил в 1980 году - 0,84[6].

Какие же проблемы имеются в этой стране? В настоящее время это неблагоприятные природные условия: такие как засухи, истощение почв, природные катаклизмы, вторая проблема- это географическое положение страны, которое обуславливает ограниченность в экономических партнерах[5]. Но несмотря на трудности в современное время Австралия активно сотрудничает с другими странами.

Острой проблемы недоедания или голода в Австралии не существует: по данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2002–2004 годах менее 2,5 % населения сталкивались с проблемой недоедания. Проблемы со снабжением населения питьевой водой в Австралии не существует[9]. В Австралии 94% населения удовлетворены качеством воды, что значительно выше среднего показателя по ОЭСР, равного 81%. По данным ВОЗ, в 2002 году смертность от передающихся болезней (включая инфекции и паразитические болезни, болезни, характерные для детского возраста, а также родовые травмы, недостаток витаминов и минералов) в Австралии составила 28,1 человека на 100 тысяч жителей (для сравнения: в Исландии — 39,4, в Сьерра-Леоне — 2 148,8). По данным ВОЗ, в 2002 году смертность от увечий, обусловленных непреднамеренными (автокатастрофы и ДТП, отравления, падения, пожары, утопления) и преднамеренными причинами (самоубийства и нанесение себе увечий, насилие, войны), в Австралии составила 40,7 человека на 100 тысяч жителей (для сравнения: в Исландии — 37,6, в Сьерра-Леоне — 215,2). По данным доклада ПРООН «О развитии человека 2011», в 2009 году смертность детей в возрасте до 5 лет составила 5 детей на 1 000 живорождённых (для сравнения: в Норвегии — 3, в ДРК — 199).

Экономические проблемы Австралии имеют свой ряд особенностей: относительно низкий уровень квалификации научных кадров на предприятиях, что связано с проблемой образования – в два раза меньше школьников получают среднее образование по сравнению с развитыми странами ,устарелое оборудование: доля станков, возраст которых больше 10 лет составляет около 70%, в то время как в Японии всего 35% сельское хозяйство имеет, скорее, экстенсивный характер развития – низкое количество продукции на единицу площади, несмотря на большие абсолютные показатели.

Существуют так же проблемы рынка труда Австралии. К ним относятся дефицит высококвалифицированных специалистов, в особенности в ИТ-сфере, однако в стране существует множество мест трудоустройства, а уровень безработицы один из самых низких в мире – 5,6%. Проблемы и перспективы развития Австралии остаются открытыми, никто не сможет с уверенностью сказать, что ожидает страну в будущем. Серьезной проблемой может стать развитие инфраструктуры, недочеты в электро- и водоснабжении могут негативно повлиять на развитие экономики в будущем.

В целом жители Австралии более удовлетворены своей жизнью, чем в среднем по ОЭСР. Когда респондентов попросили оценить их общую удовлетворенность жизнью по шкале от 0 до 10 баллов, австралийцы дали ей оценку 7,3 балла, что превышает средний показатель по ОЭСР, равный 6,5 балла[10].

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что развитие и качество жизни населения в Австралии осуществляется достаточно на высоком уровне. Население с каждым годом растет, внешняя торговля положительно влияет на экономику, делая ее более богатой и конкурентоспособной и развивается инфраструктура населения.

Список литературы

  1. Австралия - Обзор состояния экономики Австралии. Портал внешнеэкономической информации: http://www.ved.gov.ru/
  2. Андреева В. М. Австралийский союз. Экономико-географическая характеристика. – М.: Мысль, 2012. – 326 с.
  3. Экономика Австралии. Современное экономическое положение ЕREPORT.RU:http://www.ereport.ru/articles/weconomy/austral.htm
  4. Современные проблемы и перспективы развития экономики Австралии АVSTRALII.RU:http://avstralii.ru/sovremennye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-ekonomiki-avstralii/
  5. Кузнецова А.Р., Анкундимова К.Ю. Особенности мотивации студентов во время обучения в вузе // Проблемы современной науки и образования. 2014. №12 (30). С.111-113.
  6. Кузнецова А.Р., Исянгулова Д.Р. Проблема определения стоимости человеческого капитала России. В сборнике: Стратегическое и проектное управление. Сборник научных статей, главный редактор В.Г. Прудский; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет», пермский филиал Московского отделения ProjectManagementInstitute ООО «Парма-Телеком». Пермь, 2013. С.68-70.
  7. Кузнецова А.Р., Саитова Р.З., Ахметьянова А.И. Проблемы развития науки в современных условиях в Российской Федерации // Российский электронный научный журнал. 2016. №2 (20). С.189-203.
  8. Кузнецова А.Р., Ягафарова В.А. Основные проблемы развития системы образования в современных условиях. В сборнике: Современное вузовское образование: теория, методология, практика Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С.57-60.
  9. Габидуллина Ф.Р., Кузнецова А.Р. Демографическая ситуация в регионе: проблемы и задачи. В сборнике: Приоритетные направления развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2014. С.60-62.
  10. Габидуллина Ф.Р., Кузнецова А.Р. В сборнике: Приоритетные направления развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2014. С.57-60.