ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

№58-1,

Экономические науки

В статье дается определение финансов, описываются правовые основы управления финансами муниципальных образований в сельских территориях, перечисляются нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в указанной сфере, входящие в предмет отрасли финансового права. Раскрывается значение эффективной финансовой деятельности для развития российского государства.

Похожие материалы

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства [1]. В финансах проявляется одна из сторон экономического отношения общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений, и государства, его муниципальных образований, использующего механизм финансов для выполнения своих задач, имеющих публичных характер. Финансовые отношения являются предметом финансового права и ряда других отраслей российского права. Наименование отрасли финансового права в России было впервые упомянуто в 1868г. профессором Московского университета Ф.Б. Мильгаузеном [2]. Финансовое право, входящее в современную систему российского права, выделяется среди других ее отраслей активным развитием и возросшей ролью в новых экономических и политических условиях страны, возникших в конце ХХ в.

Муниципальные образования и государство в целом, не могут реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами и не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового управления [3]. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать публичные задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

Необходимость использования финансов государством и муниципальными образованиями для решения своих задач обусловила осуществление ими специальной, а именно финансовой деятельности [4]. В ходе финансового управления производится планомерное и целенаправленное образование, распределение и использования государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов [5]. Она проявляется в выполнение органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих функций.

Финансовое управление влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления [6,13]. Ее важной стороной является распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами РФ, а также муниципальными образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей страны, а также соответствующих территориальных уровней [7,12]. Региональная политика в Российской Федерации должна быть направлена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Финансовая деятельность муниципальных образований в сельских территориях - это осуществление муниципальным образованием функций по планомерному образованию, распределению и использования денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания правопорядка в сельских территориях, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления [8,11]. Финансовое управление муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

К правовым основам управления финансами муниципальных образований в сельских территориях следует относить прежде всего законные акты: Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и др., а также подзаконные акты: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ (напр. «О министерстве финансов РФ» и др. Финансовая деятельность органов местного самоуправления и органов государственной власти связана с общей направленностью на потребности общества, носит публичных характер, хотя и различается конкретными задачами [10,14].

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является важной и необходимой составной частью механизма социального управления [9]. Это выражается в том, что аккумулирование социального управления в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий.

Осуществление эффективной финансовой деятельности муниципальных образований в сельских территориях является фактором, необходимым для проведения справедливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон последней.

Список литературы

  1. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2010. № 2. С. 235-244.
  2. Насибуллин Р.Т., Фазлыев А.А. Социально-экономическая модернизация в России в контексте социального времени // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований 2016. С. 94-99.
  3. Насибуллин Р.Т. Предпринимательство как основа формирования среднего класса России // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2008. № 4. С. 122.
  4. Насибуллин Р., Фатихов А. Инвестиционный климат как социологическая проблема // Общество и экономика. 2014. № 5. С. 92-98.
  5. Мухаметгалиева Ч.И. Административная комиссия как субъект административной юрисдикции органов местного самоуправления // Научно-популярный журнал «NovaInfo», г. Грязовец, 2015 г., №36, ст 164-167.
  6. Сиразетдинов И.М. Защита экономики сельского хозяйства России в условиях членства в ВТО // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы: материалы V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа,- 2012. С. 188-190.
  7. Евстифеев, А.С. К вопросу о понятии конституции в конституционном праве РФ (историко-правовой аспект) // Студенческий научный форум – 2015: VII Международная студенческая электронная научная конференция, электронное издание. 2015.
  8. Гизатуллина А.А., Иксанов Р.А. Пределы государственного контроля в сфере муниципального управления / Гизатуллина А.А., Иксанов Р.А. // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 40.- С. 248-251.
  9. Галиева Г.А., Иксанов Р.А. Особенности муниципального управления в призме принципов местного самоуправления // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 178-182.
  10. Ахметова Г.И., Иксанов Р.А. Управленческая география как наука и ее роль в государственном и муниципальном управлении // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 40. С. 246-248.
  11. Иксанов Р.А. Мировая экономика и черный PR // Современный PR: теория, практика, образование / IX Международная научно-практическая конференция, Уфимский государственный нефтяной технический университет. 2013. С. 108-110.
  12. Сиразетдинов И.М. Правовые меры защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях ВТО // Российский электронный научный журнал.- 2014.- № 7(13). С. 54-59.
  13. Герасимов А.П. Психологические аспекты защиты прав и законных интересов граждан // Аграрное и земельное право.- 2016.- № 5 (137).- С. 44-46.
  14. Иксанов Р.А., Султанов Ю.М. К вопросу о правовом регулировании рынка ценных бумаг // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН. 2013. С. 259-262.