АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№58-1,

Экономические науки

В статье автором на примере конкретной государственной программы рассмотрены цели и методики аудита эффективности государственных бюджетных средств.

Похожие материалы

Экономический кризис, постоянные трудности в привлечение денежных средств в экономику нашей страны повышают нагрузку на государственный бюджет постоянно растущими затратами на социальную поддержку населения [24, c.77]. Не стоит забывать, что государство кроме расходов государственных бюджетных средств на социальное обеспечение и поддержку различных категорий населения так же оказывает колоссальную поддержку и дотационные вливания в экономику предприятий Российской Федерации и т.д. [25, c.161].

В современном мире многие граждане заняты своими текущими делами и порой мысль о том, как государственные «мужи» тратят налоги и доходы от реализации «народного достояния» в виде реализации нефти, газа и приватизации части контрольных пакетов государственных компаний и компаний с государственным участием, возникает у большинства только в момент обострения социальных и экономических кризисов [21, c.233]. Так же такие вопросы, возникают в период выборов Президента или представителей в Государственную Думу, а также в иные представительные органы и т.д. [26, c.63]. А государственные бюджетные средства расходуются на нужды населения каждый день, например на доплату перевозчикам (автотранспортным предприятиям) за осуществление перевозки пенсионеров и других категорий льготников [22, c.357]. Также сюда можно отнести дотации за содержание детей государственных дошкольных учреждениях, траты на осуществление бесплатной вакцинации населения и т.д. [21, c.238]. Немногие из граждан интересуются бюджетом страны, только достигнут определенного возраста и гражданского самосознания, они проявляют к этому интерес [21, c.239].

Аудит эффективности как аналитический вид контрольных мероприятий в системе финансового контроля прочно вошел в практику работы Счетной палаты Российской федерации, начиная с 2000 года [14, c.126].

Мировой опыт свидетельствует, что аудит эффективности востребован т.к. бюджетная система развитых стран ориентирована не столько на освоение государственных средств, сколько на достижение конкретного результата [21, c.234]. Это означает, что в данных странах широко используют в государственном планировании бюджетирование, ориентированное на конечный результат [9, c.200].

Рассмотрим более подробно, что означает данный термин, который используют в государственном финансовом контроле. Бюджетирование, ориентированное на конечный результат, являющееся сутью бюджетных реформ, проводимых в Российской Федерации, который означает качественно новый подход к бюджетному процессу использования государственных средств, непосредственно увязывающий ресурсное обеспечение бюджетных, автономных и казенных организаций с итогами их деятельности [21, c.235].

Предметом аудита эффективности является использование бюджетных средств. В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий Счетной палаты проверяются и анализируются [16, c.36]:

  • результаты использования бюджетных средств [21, c.236];
  • организация и процессы использования бюджетных средств [21, c.237];
  • деятельность проверяемых организаций и учреждений по использованию бюджетных средств [11, c.917].

По результатам проверки и анализа деятельности указанных объектов определяется степень эффективности использования ими бюджетных средств [23, c.361].

По методике осуществления аудита эффективности, утвержденной для использования в практике Счетной Палаты РФ под эффективность использования бюджетных средств характеризуется соотношением между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств [1, c.112].

Стоит отметить, что при проведении конкретного аудита эффективности устанавливается, насколько экономично, продуктивно и результативно использованы бюджетные средства объектами проверки на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций, или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования бюджетных средств [2, c.16].

В методике осуществления аудита эффективности государственных расходов понятие «экономичность» характеризует взаимосвязь между объемом бюджетных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества [22, c.358]. Продуктивность использования бюджетных средств в методике аудита эффективности определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами [3, c.499]. Результативность в данном случае характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования бюджетных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта [4, c.38].

Заслуживает внимание рассмотрение методики аудита эффективности государственных бюджетных средств [9, c.207]. Рассмотрим порядок осуществления аудита эффективности на примере такой важной государственной программы как «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 г. N 643-П. Государственная программа включает в себя ряд подпрограмм, а именно », «», », », », . [17, c.209]:

На первом этапе необходимо определить цели и вопросы аудита эффективности [19, c.80].

Так основной целью, в ходе аудита эффективности реализации исследуемой государственной программы это получить ответы на следующие вопросы [20, c.140]:

  • достигнуты ли заявленные в паспорте программы цели, а именно: обеспечение доступности и вариативности качественных образовательных услуг с учетом современных вызовов к системе дошкольного образования, обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентиро-ванного развития страны; создание эффективной системы профессионально-го образования, обеспечивающей сферу производства и услуг области вос-требованными квалифицированными специалистами и рабочими кадрами; создание условий для успешной социализации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; модернизация образователь-ных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного обра-зования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации [23, c.362] ;
  • обеспечивает ли организация ресурсного обеспечения образовательных учреждений достижение целей и решение задач системы образования в Саратовской области [18, c.214];
  • удовлетворены ли потребители услуг образовательных услуг их качеством и количеством [13, c.415].

Так же необходимо ответить на вопрос, относительно ожидаемых результатов, которые должны быть достигнуты в ходе выполнениях различного вида мероприятий в рамках данной государственной программы.

Ожидаемыми результатами реализации данной государственной программы является [3, c.500] :

  • ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет [23, c.363];
  • переход на обучение по общеобразовательным программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, 100 процентов обучающихся 1-10-х классов [3, c.501].;
  • привлечение в общеобразовательные организации молодых педагогов [23, c.364];
  • увеличение удельного веса детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5-18 лет до 78 процентов [5, c.128];
  • выявление и развитие способностей 31739 одаренных детей; повышение квалификации 1860 тыс. педагогических работников образовательных организаций области, работающих с одаренными детьми [5, c.129];
  • обеспечение потребностей экономики области в кадрах высокой квалификации по приоритетным востребованным направлениям [23, c.365];
  • создание во всех профессиональных образовательных организациях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и санитарным нормам и правилам [22, c.359];
  • снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с 2029 человек в 2012 году до 900 человек в 2020 году [22, c.360];
  • создание во всех общеобразовательных организациях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и санитарным нормам и правилам, обеспечение безопасных условий для получения качественного образования [22, c.361].

Далее, при проведении аудита эффективности реализации данной государственной программы следует определить критерии эффективности [12, c.535].

К этим критериям относятся экономичность, продуктивность и результативность [5, c.130]. На следующем этапе члены аудиторской группы подготавливают и направляют объектам аудита эффективности запросы о предоставлении необходимой информации для предварительного изучения [10, c.160].

На следующем этапе аудиторам Счетной Палаты необходимо составить и утвердить в установленном порядке программу проверки [5, c.131]. В данном плане должны быть указаны важные показатели, в ряду которых: наименование объекта, основание для проведения аудита эффективности, предмет аудита эффективности, проверяемый период, срок проведения аудита эффективности, цели аудита эффективности с перечнем конкретных вопросов для изучения деятельности объекта и критериев оценки эффективности, источники получения информации, краткое описание методов проведения мероприятия и сбора фактических данных для получения доказательств, распределение аудиторов, инспекторов и специалистов по конкретным вопросам и объектам изучения, сроки представления аудиторам инспекторами и специалистами материалов проверки, срок оформления и подписания акта проверки [6, c.4].

Далее аудиторы информируют руководство объектов о теме и времени планируемой проверки, получить их мнение о существующих рисках и проблемах в решении стоящих перед ними задач, обсудить источники определения критериев и возможность их применения для оценки эффективности в рамках данного аудита эффективности [5, c.127]. В ходе аудита эффективности программы «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года» изучаются такие показатели реализации подпрограмм, как срок начала реализации и срок окончания мероприятий, ожидаемый непосредственный результат, последствия отсутствия реализации ведомственной целевой программы и основного мероприятия, связь с государственной программы (подпрограммы) [15, c.30].

Так хорошим примером таких процедур оценки может служить «Развитие системы дошкольного образования». Так изучение «Создание условий для повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в системе дошкольного образования» показало, что ответственным за его реализацию является министерство образования области, органы местного самоуправления муниципальных районов области [9, c.203]. Целью реализации данной подпрограммы является создание условий для обеспечения качества услуг дошкольного образования в ходе поэтапного внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и руководящих работников сферы дошкольного образования, рост заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования [9, c.204]. В случае отсутствия реализации подпрограммы проявиться несоответствие качества предоставляемого дошкольного образования существующим требованиям [7, c.373].

На следующем этапе должно быть осуществлено оформление соответствующих рабочих документов для систематизации собираемой информации в ходе проведения контрольного мероприятия на бумажном и электронном носителе [8, c.396].

Следующим мероприятием является осуществление проверки на объекте аудита, собрать фактические данные в соответствии с выбранными методами и источниками, провести относительно каждой цели аудита анализ собранной информации с установлением нарушений, недостатков и проблем, выявление их причин, резервов повышения эффективности использования бюджетных средств [9, c.201]. После завершения всех проверок, сбора информации и доказательств, результаты и выводы должны быть обобщены [3, c.502].

На основании полученных результатов и выявленных отклонений должны быть выработаны соответствующие целям проверяемой государственной программы рекомендации [16, c.38].

Таким образом, на основании проведенного аудита эффективности и рекомендаций, сформированных на основании полученных результатов, позволяют поднять уровень эффективности использования государственных бюджетных средств и достижения максимального социального эффекта от реализации государственной программы [9, c.202].

Список литературы

  1. Ваганова О.Е. Аудит эффективности: порядок применения принципов и критериев в соответствии с целями реализуемых государственных программы В сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития современных гуманитарных и общественных наук Материалы II Международного электронного симпозиума. Под общ. ред. М.И. Абакарова. 2016. С. 112-117.
  2. Ваганова О.Е. Социальная и экономическая значимость результатов аудита эффективности использования государственных бюджетных средств В книге: Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели Материалы II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 16-17.
  3. Ваганова О.Е. Необходимость и результативность аудита эффективности использования государственных бюджетных средств В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов Материалы VI международной научной конференции. 2016. С. 499-502.
  4. Ваганова О.Е. Значение результатов осуществления аудита эффективности использования бюджетных средств в рамках программ социально-экономического развития муниципального образования Наука и общество. 2016. № 2 (25). С. 38-43.
  5. Ваганова О.Е. Методика выбора критериев оценки эффективности использования государственных бюджетных средств в ходе реализации приоритетных национальных проектов NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 53. С. 127-132.
  6. Ваганова О.Е. Аудит эффективности: порядок обоснования целей и задач при планировании проверки реализации долгосрочной целевой программы Факторы успеха. 2016. № 1 (6). С. 4-9.
  7. Бердинская Ю.П., Ваганова О.Е. Влияние системы внутреннего аудита на организацию системы внутреннего контроля предприятия Решение. 2016. Т. 1. С. 373-374.
  8. Мильзихова Л.М., Ваганова О.Е. Международные стандарты аудита: их роль и влияние на развитие и реформирование системы отечественного аудита Решение. 2016. Т. 1. С. 396-398.
  9. Ваганова О.Е. Аудит эффективности: тенденции развития в зарубежной и отечественной экономике Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (22). С. 200-207.
  10. Ваганова О.Е. Проблемы использования метода аудита эффективности Наука и общество. 2012. № 5. С. 160-164.
  11. Ваганова О.Е. Проблемы осуществления выбора критериев оценки эффективности использования государственных бюджетных средств В мире научных открытий. 2011. № 10-2. С. 917.
  12. Ваганова О.Е. Основные проблемы применения метода аудита эффективности В мире научных открытий. 2011. № 6.1. С. 535.
  13. Ваганова О.Е. Основные проблемы аудита эффективности реализации национальных проектов в Российской Федерации В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3.1. С. 415-422.
  14. Ваганова О.Е. Аудит эффективности использования бюджетных средств учреждениями государственного сектора В мире научных открытий. 2010. № 4-5. С. 126-127.
  15. Ваганова О.Е. Особенности методики проведения аудита учета основных средств бюджетных учреждений В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 30-32.
  16. Ваганова О.Е. Правила проведения аудита эффективности деятельности бюджетных учреждений В мире научных открытий. 2010. № 4-7. С. 36-38.
  17. Ваганова О.Е. Значение аудита эффективности использования бюджетных средств в учреждениях Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-2. С. 209-214.
  18. Ваганова О.Е. Сущность аудита обоснованности сметы расходов учреждения-бюджетополучателя Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-2. С. 214-219.
  19. Ваганова О.Е. Основные принципы при проведении аудита бюджетных учреждений Наука и современность. 2010. № 1-3. С. 80-90.
  20. Ваганова О.Е. Аудит бюджетных организаций: международная и российская практика Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 5. С. 140-143.
  21. Ваганова О.Е., Карпова Д.Д. Методика аудита эффективности использования бюджетных средств в ходе осуществления государственной программы в сфере образования NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 56. С. 233-239.
  22. Ваганова О.Е. Аудит эффективности использования бюджетных средств В сборнике: Актуальные проблемы современной науки и образования материалы Научно-практической конференции с международным участием. Башкирский государственный университет, авторы ИСЭИ УНЦ РАН. 2010. С. 357-361.
  23. Ваганова О.Е. Методика аудита обоснованности сметы расходов бюджетного учреждения В сборнике: Актуальные проблемы современной науки и образования материалы Научно-практической конференции с международным участием. Башкирский государственный университет, авторы ИСЭИ УНЦ РАН. 2010. С. 361-365.
  24. Ефремова Н.А. О роли человеческого потенциала российских предприятий в условиях современной экономики В книге: Экономические, институциональные и технологические проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях внешних вызовов Материалы международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Н.С. Яшин, Т.С. Мельникова, С.Ю. Седова, А.А. Сытник. 2015. С. 77-79.
  25. Ефремова Н.А. Особенности управления предприятием в кризисной фазе развития В сборнике: «…И помнит мир спасенный…» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 161-162.
  26. Ефремова Н.А. О рисках в деятельности предприятий в современных условиях повышенной неопределенности В сборнике: Актуальные проблемы управления: теория и практика Материалы VI Международной (очно-заочной) научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. С. 63-67.