ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА

№58-1,

Биологические науки

В статье представлены сведения об особенностях психофизиологического состояния спортсменов различных специализаций и нетренированных лиц. Выявлены более высокая подвижность нервных процессов, сила и выносливость нервной системы у лыжников-гонщиков и баскетболистов по сравнению с представителями других видов спорта (легкоатлетов, борцов, гимнастов). У лиц, не занимающихся спортом, обнаружен сниженный уровень текущего функционального состояния центральной нервной системы и анализаторов, характеристик типологических особенностей нервной системы (подвижности, силы и выносливости) по сравнению со спортсменами.

Похожие материалы

Введение

Каждому виду деятельности присуща специфика, обусловливающая свойственный ему спектр требований к строению и функциям организма. Эту специфику хорошо передает факторная структура, отражающая удельный вклад различных систем организма, лимитирующих специальную работоспособность квалифицированных спортсменов (С.Н. Кучкин, 2001; В.Г. Балюк, 2009). Долговременный тренировочный процесс сопровождается значительными изменениями нейродинамических характеристик и трансформацией психофизиологического состояния организма спортсмена, которое рассматривается как способ обеспечения высших психических функций (С.Н. Ежов, 2004). При этом учитывается, что управляющая и регулирующая роль центральной нервной системы (ЦНС), непосредственно определяющая психофизиологический статус организма человека, непостоянна: она претерпевает существенное изменение в процессе любой деятельности, в том числе и в связи с изменением в результате многолетних тренировок. Все это свидетельствует о том, что психофизиологическое состояние является одним из важнейших слагаемых спортивных успехов и потому может быть оценено только во взаимосвязи и через спортивные достижения (J. Abrahams, 2001).

В предыдущих публикациях был представлен материал о вариантах применения психофизиологических методов в спортивной физиологии, спортивной медицине, неврологической и реабилитационной практике с обсуждением результатов собственных исследований в данных областях (О.В. Ланская, 2016; О.В. Ланская, Л.А. Сазонова, 2016; О.В. Ланская, Е.В. Ланская, 2017). Цель настоящей работы заключалась в изучении влияния долговременной систематической специфической спортивной деятельности на свойства нервной системы и психодинамические функции спортсменов, специализирующихся в легкоатлетическом беге, лыжных гонках, баскетболе, самбо, гимнастике.

Организация и методы исследования

В исследовании приняли участие: 6 легкоатлетов-бегунов на средние дистанции; 6 лыжников-гонщиков, адаптированных к преодолению дистанции в 10 км; 6 гимнастов; 6 баскетболистов; 6 самбистов; 6 нетренированных испытуемых. Все лица мужского пола. Возраст испытуемых - 18-22 года; спортивная квалификация - I взрослый разряд, кандидаты в мастера спорта.

Методика "Простая зрительно-моторная реакция" (ПЗМР) (А.М. Зимкина, В.И. Климова-Черкасова, 1978)

Испытуемому предлагается следующая инструкция: обследуемому последовательно предъявляются световые сигналы красного, зеленого или оранжевого цвета. При появлении сигнала обследуемый должен как можно быстрее нажать на соответствующую кнопку, стараясь при этом не допускать ошибок (ошибками считаются преждевременное нажатие кнопки и пропуск сигнала). Световой сигнал подается в достаточно случайные моменты времени, чтобы не вырабатывался рефлекс на время, и в то же время достаточно регулярно, чтобы каждый очередной сигнал был ожидаем. Интервал между сигналами составляет от 0.5 до 2.5 с. Первые 5-7 сигналов являются "пробными", предназначены для адаптации обследуемого и не регистрируются. Рекомендуемое число предъявляемых сигналов в одном обследовании – 70, минимальное – 30. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Проведение обследований по данной методике осуществлялось при помощи зрительно-моторного анализатора, представляющего собой пульт управления, совмещающий индикатор для предъявления световых сигналов и кнопки для нажатия при поступлении сигнала. Рекомендуемое расстояние между глазами и зрительно-моторным анализатором – 60-80 см.

Методика "Реакция различения" (В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский, 2000). Предназначена для измерения подвижности нервных процессов в ЦНС. Обследуемому последовательно предъявляются разноцветные световые сигналы. В ответ на предъявление каждого из световых сигналов определенного цвета обследуемый должен быстро нажать на соответствующую кнопку на зрительно-моторном анализаторе, стараясь не допускать ошибок. Интервалы между предъявляемыми сигналами различны, диапазон значений интервала между сигналами составляет от 0.5 до 2.5 с. Последовательность цветов также случайна. Первые 5-7 сигналов не регистрируются и предназначены для адаптации обследуемого к методике. Рекомендуемое число предъявляемых сигналов в одном обследовании для детей школьного возраста – 30, для взрослых – 70 или 100.

Методика «Теппинг-тест» (Е.П. Ильин, 2003). Теппинг-тест, основанный на выполнении стереотипных движений - постукиваний, предложен Е.П. Ильиным (1978). В последующем на его основе был разработан ряд методик (Е.П. Ильин, 2005), в которых используются различные режимы задания психофизических нагрузок выполнением постукиваний. Краткосрочное постукивание с максимальной частотой позволяет определять силу нервной системы, а более длительное постукивание в максимальном темпе, позволяет получить информацию о выносливости нервной системы.

Различают пять основных типов кривых, полученных по результатам обследований по методике "Теппинг-тест":

1. Выпуклый тип (рис. 1). Характеризуется возрастанием темпа движений в первые 15 секунд обследования более чем на 10%; затем темп, как правило, снижается до исходного (±10%). Такой тип кривой свидетельствует о наличии у обследуемого сильной нервной системы.

Выпуклый тип графика
Рисунок 1. Выпуклый тип графика

2. Ровный тип (рис. 2). Темп движений обследуемого удерживается около исходного уровня с колебаниями ±10% на протяжении всего отрезка времени. Такой вариант кривой свидетельствует о наличии у обследуемого средней силы нервной системы.

Ровный тип графика
Рисунок 2. Ровный тип графика

3. Нисходящий тип (рис. 3). Максимальное количество движений фиксируется в течение первого пятисекундного интервала, затем темп движений снижается более чем на 10%. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы.

Нисходящий тип графика
Рисунок 3. Нисходящий тип графика

4. Промежуточный тип (между ровным и нисходящим, рис. 4). Максимальное число движений фиксируется в течение первых двух-трех пятисекундных интервалов, затем темп движений падает более чем на 10%. Такой тип кривой свидетельствует о наличии у обследуемого нервной системы на границе между слабой и средней (средне-слабая нервная система).

Промежуточный тип графика
Рисунок 4. Промежуточный тип графика

5. Вогнутый тип (рис. 5). Темп движений обследуемого вначале снижается, затем фиксируется кратковременное возрастание темпа до исходного уровня (±10%). Обследуемые с таким типом кривой также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Вогнутый тип графика
Рисунок 5. Вогнутый тип графика

Данные методики представлены в аппаратно-программном комплексе для психофизиологического тестирования «НС-Психо Тест» (Иваново, 2007). Измерение каждого параметра у каждого отдельно взятого испытуемого осуществлялось как минимум десятикратно (в среднем по 2-3 измерения в день какого-то одного параметра, максимум двух). Перед контрольными тестированиями проводились пробные, которые не учитывались и не заносились в протокол. Из всех контрольных замеров в рамках каждой методики выбирался тот, который отличался наилучшими показателями, и заносился в протокол испытуемого. Между контрольными замерами делались необходимые паузы для отдыха. Обследование спортсменов осуществлялось в специально-подготовительном периоде подготовки, до тренировочных занятий. Примерное время обследования всех испытуемых – с 12-13 до 15-16 ч дня.

Статистическая обработка данных

Статистическая обработка результатов выполнена на персональном компьютере в программе «STATISTICA 10.0». Результаты представлены как средняя арифметическая (М) ± ошибка (m) средней арифметической. Для сравнительного анализа показателей между независимыми выборками использовался непараметрический критерий Краскала-Уоллиса при условии ненормального распределения количественных данных с применением метода Шапиро-Уилки.

Результаты исследования и их обсуждение

Известно, что успех тренировочного процесса и рост спортивных достижений зависят не только от соответствия нагрузки физическому состоянию спортсмена, но и от его психоэмоциональных особенностей и характеристик нервной системы. Длительный и жестко организованный режим тренировочных нагрузок накладывает заметный отпечаток на закономерности функционирования нервной системы, ее основные свойства, а также психодинамические функции. Поэтому так важна всесторонняя оценка текущего психофизиологического состояния, описываемого параметрами единичных показателей деятельности центральной нервной системы, сенсорных анализаторов и двигательного аппарата, а также его динамики, которая правомерно может быть использована в качестве объективного интегрального критерия при оценке влияния направленности тренировочного процесса на состояние и работу нервной системы (А.П. Романчук, 2003).

Определение времени ПЗМР является одним из наиболее часто используемых тестов в спортивной практике, так как с его помощью можно оценить подвижность нервных процессов, а также текущее функциональное состояние ЦНС и анализаторов.

На рисунке 6 представлены показатели общего времени ПЗМР у представителей различных видов спорта и нетренированных испытуемых. Установлено, что среднегрупповой показатель времени ПЗМР в группе лиц, не занимающихся спортом, который составил 227,67+7,22 мс, был значительно выше соответствующих величин этого параметра в группе спортигровиков (204,33+7,67 мс) (р<0,05) и единоборцев (205,67+6,13 мс) (р<0,05). При этом у нетренированных участников исследования показатель данного параметра был выше, чем у легкоатлетов (219,00+7,39 мс), гимнастов (215,33+6,79 мс) и лыжников (211,50+4,79 мс), но достоверные различия между ними не установлены (р>0,05). В свою очередь, было выявлено, что показатели времени ПЗМР у спортигровиков, специализирующихся в баскетболе, были значительно ниже, чем у легкоатлетов (р<0,05) (рис. 6). Таким образом, оценка общего времени ПЗМР выявила, что самый высокий уровень подвижности нервных процессов имеют самбисты и особенно баскетболисты, затем – легкоатлеты, лыжники и гимнасты, а самый низкий – лица, не занимающиеся спортом.

Показатели времени ПЗМР у представителей различных видов спорта и нетренированных лиц, (М±m), мс: * - достоверно при уровне значимости р<0,05
Рисунок 6. Показатели времени ПЗМР у представителей различных видов спорта и нетренированных лиц, (М±m), мс: * - достоверно при уровне значимости р<0,05

Отметим, что наибольшая подвижность нервных процессов обнаружена у спортигровиков, специализирующихся в баскетболе, что может быть обусловлено как спецификой тренировочной деятельности, требующей быстрой перестройки моторных программ, так и отбором в этот вид спорта. Следует сказать, что игровые виды спорта и, в частности, баскетбол представляют собой уникальную модель двигательной деятельности, успешность выполнения которой определяется в первую очередь текущим функциональным состоянием ЦНС (I.S. Park et al., 2011). Моторная и психологическая сложность тренировочно-соревновательной деятельности в игровых видах спорта, огромный объем информации, который должен перерабатываться быстро в условиях дефицита времени на фоне непрерывно изменяющихся ситуаций, высокая концентрация внимания и мотивация выступления совершенствуют функции анализаторов, психомоторные функции, протекание нервных процессов (I.S. Park et al., 2011). В зависимости от функционального состояния ЦНС адаптация к тренировочно-соревновательной деятельности может иметь существенно различную эффективность и физиологическую стоимость. Неслучайно свойства нервной системы рассматриваются в качестве лимитирующего фактора в игровой деятельности, определяющих функциональную и психологическую подготовленность спортсменов-игровиков, модель их спортивных возможностей (I.S. Park et al., 2011; О.В. Ланская, Е.Ю. Андриянова, 2013; О.В. Ланская, 2014). Изложенное может объяснять наименьшее время ПЗМР у баскетболистов, адаптированных к тренировкам на быстроту, по сравнению с представителями других видов спорта.

В свою очередь, в исследованиях В.Г. Балюка (2009) в результате оценки времени простой сенсомоторной реакции на звук было выявлено, что более высокий уровень лабильности и уравновешенности нервных процессов имеют хоккеисты, меньший - занимающиеся циклическими видами спорта (легкой атлетикой, лыжными гонками, плаванием) и гимнасты, а самый низкий отмечался у группы с общей физической подготовкой (ОФП). Уменьшение времени простой сенсомоторной реакции на звук у хоккеистов автор объясняет укорочением времени «центральной задержки», так как оно в большей степени позволяет снизить латентное время реакции в результате тренировок на быстроту (В.Г. Балюк, 2009).

Далее нами были зарегистрированы и изучены показатели реакции различения. Данная методика является разновидностью сложной сенсомоторной реакции, которая предназначена для измерения подвижности нервных процессов в ЦНС. В связи с более сложным процессом обработки сенсорной информации ЦНС скорость реакции различения меньше, чем скорость простой реакции, то есть время, затраченное на осуществление реакции различения, больше, чем на осуществление простой реакции (В.Д. Балин с соавт., 2000), что можно наблюдать, сравнивая показатели ПЗМР и реакции различения, представленные на рисунках 6 и 7. Рисунок 7 демонстрирует показатели реакции различения в группах обследованных спортсменов и лиц, не занимающихся спортом. Так, показатель реакции различения в группе лиц, не занимающихся спортом, составил в среднем 319,17+5,55 мс, который оказался существенно выше соответствующих показателей в группах обследованных спортсменов (в некоторых случаях выявлены достоверные различия): легкоатлетов - 297,67+8,89 мс (р<0,05), гимнастов - 281,00+7,88 мс (р>0,05), лыжников - 249,17+5,19 мс (р<0,05), спортигровиков - 207,83+2,61 мс (р<0,05), единоборцев - 260,17+9,15 мс (р>0,05). При этом установлено, что показатели у спортигровиков значительно ниже, чем у легкоатлетов (р<0,05) (рис. 7).

Показатели реакции различения у представителей различных видов спорта и нетренированных лиц, (М±m), мс: * - достоверно при уровне значимости р<0,05.
Рисунок 7. Показатели реакции различения у представителей различных видов спорта и нетренированных лиц, (М±m), мс: * - достоверно при уровне значимости р<0,05.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что самый высокий уровень подвижности нервных процессов в ЦНС имеют баскетболисты, несколько меньший – лыжники-гонщики и самбисты, по сравнению с которыми у гимнастов и легкоатлетов данная характеристика типологических особенностей нервной системы была выражена в меньшей степени, а у лиц, не занимающихся спортом, - самой низкой.

Далее, у спортсменов и нетренированных участников исследования были изучены показатели теппинг-теста в течение длительного времени в максимальном темпе (60 сек), что позволяет получить информацию о выносливости нервной системы. Такие данные представлены на рисунке 8. Установлено, что у лыжников показатель данного параметра был достоверно выше, чем у гимнастов (р<0,05), в отличие от представителей других видов спорта (легкоатлетов, единоборцев, спортигровиков), а также лиц, не занимающихся спортом (р<0,05). У последних этот показатель был значительно ниже, чем у спортигровиков (р<0,05). Исходя из этих данных, мы можем заключить, что наибольшей выносливостью нервной системы обладают представители лыжного спорта наряду со спортсменами, специализирующимися в баскетболе, меньшей – легкоатлеты и самбисты, у гимнастов она была самой низкой среди данных групп спортсменов, а у нетренированных лиц по сравнению с последними выносливость нервной системы была еще менее выражена.

Сила нервной системы определяется по типам кривых работоспособности, определяемым на основании анализа динамики постукиваний в пределах каждого из 6 циклов продолжительностью 10 с (Е.П. Ильин, 1978; Н.Г. Блинов, Л.Н Игишева, 2000). Сила нервных процессов отражает общую работоспособность человека: человек с сильной нервной системой способен выдерживать более интенсивную и длительную нагрузку, чем человек со слабой нервной системой. При слабой нервной системе утомление вследствие психического или физического напряжения возникает быстрее, чем при сильной (Е.П. Ильин, 2003).

Показатели теппинг-теста у представителей различных видов спорта и нетренированных лиц (М±m), количество ударов за 60 сек: * - достоверно при уровне значимости р<0,05.
Рисунок 8. Показатели теппинг-теста у представителей различных видов спорта и нетренированных лиц (М±m), количество ударов за 60 сек: * - достоверно при уровне значимости р<0,05.

Собственные исследования позволили выявить, что у большинства спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, и абсолютно всех лыжников-гонщиков определяется выпуклый тип кривой, что свидетельствует о сильной нервной системе; у практически всех борцов и легкоатлетов – промежуточный тип, что соответствует средне-слабой нервной системе; у большей части гимнастов – ровный тип (средняя сила нервной системы); у большинства лиц, не занимающихся спортом, выявлен нисходящий тип кривой (слабость нервной системы).

Таким образом, можно заключить, что лыжники-гонщики и баскетболисты обладают самой высокой силой и выносливостью нервной системы по сравнению с представителями других видов спорта и особенно нетренированными людьми.

Известно, что сила и выносливость нервной системы у спортсменов может зависеть от продолжительности и характера выполняемых физических нагрузок. Конкретно для такой игровой деятельности как баскетбол характерно большое разнообразие движений: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. За время игры баскетболист пробегает около четырех километров, делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 м, выполняет около 100 прыжков в сочетании с бросками мяча в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановках и поворотах. При этом известно, что чистое игровое время в баскетболе составляет 40 минут (4 периода по 10 минут). Таким образом, за время игры осуществляется достаточно мощная активность нейромоторного аппарата и развивается скоростно-силовая выносливость (В.Н. Мальцев, 2009). Величина усреднённого усилия, развиваемого при выполнении прыжка баскетболистом, вполне сопоставима с таковым при отталкивании у лыжника (60-70 % от максимального произвольного сокращения). В свою очередь, лыжник-гонщик преодолевает соревновательную дистанцию в 10 км с среднем за 35-40 мин, (Э.М. Османов с соавт., 2006). Следовательно, у баскетболистов и лыжников продолжительность соревновательной деятельности примерно одинаковая, которая значительно превышает таковую у обследованных представителей других видов спорта (гимнастов, легкоатлетов-бегунов на средние дистанции, борцов) и наряду с характером выполняемых движений способствует развитию общей и скоростно-силовой выносливости у первых.

Собственные результаты исследований в некоторой степени согласуются с данными литературы. Так, исследования В.Г. Балюка (2009) показали, что наибольшей силой нервной системы обладают хоккеисты и студенты, занимающиеся циклическими видами спорта (легкой атлетикой, лыжными гонками, плаванием), у гимнастов она несколько меньше, а у лиц с ОФП она самая низкая из всех обследованных групп. Кроме того данным автором установлено, что выпуклый тип кривой (сильная нервная система) по результатам теппинг-теста характерен для хоккеистов. Ровный тип кривой работоспособности (средняя сила нервной системы) имели спортсмены, занимающиеся гимнастикой. Нисходящий тип кривой (слабость нервной системы) обнаружен у студентов группы ОФП. Промежуточный тип (между ровным и нисходящим, средне-слабая нервная система) определен у спортсменов, занимающихся циклическими видами (В.Г. Балюк, 2009).

Заключение

Результаты исследования выявили значительное изменение уровня подвижности нервных процессов, силы и выносливости нервной системы под влиянием долговременной специфической двигательной деятельности. У квалифицированных спортсменов по сравнению с нетренированными лицами обнаружено значительное повышение подвижности нервных процессов, силы и выносливости нервной системы. Спортсмены более точно воспринимают информацию и ориентируются в пространстве и во времени, имеют большую скорость переработки зрительной информации и более высокий уровень общей работоспособности по сравнению с лицами, не занимающимися спортом. При этом наиболее выраженные процессы в протекании данных свойств нервной системы обнаружены в основном у представителей спортивных игр и лыжного спорта по сравнению с легкоатлетами, борцами и гимнастами, что обусловлено высокой способностью игровиков и лыжников выдерживать интенсивную и длительную нагрузку, сопряженную с разнонаправленной деятельностью нейромоторного аппарата, развивающей преимущественно выносливость (при занятиях лыжными гонками) и скоростно-силовые качества (при занятиях баскетболом).

Список литературы

  1. Балин, В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. – С. 254.
  2. Балюк, В.Г. Взаимосвязь и значимость основных нейродинамических характеристик спортсменов различной специализации и квалификации: дисс. … канд. биол. наук / В.Г. Балюк. - Архангельск, 2009. – 159 с.
  3. Блинов Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов, Л.Н Игишева. - М.: ФиС, 2000.- 200 с.
  4. Ежов С.Н. Особенности психомоторных реакций и межполушарных отношений мозга на этапах временной адаптации / С.Н. Ежов, С.Г. Кривощеков // Физиология человека. 2004. Т. 30. № 2. -С. 53-57.
  5. Зимкина, А.М. Нейрофизиологические исследования в экспертизе работоспособности / Под ред. А.М. Зимкиной, В.И. Климовой-Черкасовой. – Л.: Медицина, 1978.
  6. Ильин, Е.П. Изучение свойств нервной системы / Е.П. Ильин, Ярославль: Изд-во Ярослав. ун-та, 1978. - 93 с.
  7. Ильин, Е.П. Психология состояния человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
  8. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П Ильин. - М.: Наука. 2003. - 384 с.
  9. Кучкин, С.Н. Физиологические основы спортивного отбора. В кн. Физиология человека под ред. д-ра мед. наук В.И. Тхоревского / С.Н. Кучкин, В.М. Ченегин. — М.: Физкультура, образование и наука, 2001. _ с. 449-456.
  10. Ланская О.В. Особенности нейродинамических свойств и качества жизни спортсменов с травмами и посттравматическими заболеваниями опорно-двигательного аппарата // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 56, том 2. - С. 11-24; URL: http://novainfo.ru/article/9159
  11. Ланская О.В. Психофизиологическая оценка эффективности методики корригирующей гимнастики для глаз при миопии // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 56, том 3. - С. 16-33; URL: http://novainfo.ru/article/9255
  12. Ланская О.В., Андриянова Е.Ю. Физиологические механизмы функциональной пластичности спинальных систем двигательного контроля при занятиях спортом: Монография. – Великие Луки, 2013. – 268 с.
  13. Ланская О.В., Ланская Е.В. Применение электро- и психофизиологических методов в спортивной физиологии и для оценки эффективности физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2017 г. – № 58; URL: http://novainfo.ru/article/10197
  14. Ланская О.В., Сазонова Л.А. Изучение функциональных показателей нервно-психических процессов и сердечно-сосудистой системы у преподавателей ВУЗа и их учет в системе врачебного контроля, реабилитации и мер профилактики профессиональных заболеваний // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 56, том 4. - С. 28-45; URL: http://novainfo.ru/article/9391
  15. Ланская О.В., Сазонова Л.А. Комплексная оценка эффективности адаптивно-физической реабилитации спортсменов после травм суставов нижних конечностей // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 56, том 3. - С. 38-51; URL: http://novainfo.ru/article/9301
  16. Ланская, О.В. Нейрофизиологические механизмы функциональной пластичности спинальных систем двигательного контроля: автореф. дисс. … д-ра биол. наук. – Москва, 2014. – 50 с.
  17. Ланская, О.В. Нейрофизиологические механизмы функциональной пластичности спинальных систем двигательного контроля: дисс. … д-ра биол. наук. – Великие Луки, 2014. – 388 с. (с приложениями).
  18. Мальцев, В.Н. Особенности проведения занятий по баскетболе в вузе: учебное пособие / В.Н. Мальцев; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2009. – 120 с.
  19. Османов, Э.М. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость: Учеб.-метод. пособие / Э.М. Османов, Н.Г. Романова, Г.И. Дерябина; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. - 62 с.
  20. Романчук А.П. Концептуальные предпосылки саногенетического мониторинга лиц, занимающихся физической культурой и спортом / А.П. Романчук // Теория и практика физ. культуры. 2003. -№1. -с. 50-53.
  21. Abrahams, J. And the Winner is You //Golf Magazine. March. 2001. P. 92¬97.
  22. Park, I.S. Basketball training increases striatum volume / I.S. Park, K.J. Lee, J.W. Han et al. // Hum Mov Sci. 2011 Feb;30(1):56-62. Epub 2010 Oct 27.