ФОРМИРОВАНИЕ СЕТЕВЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

№58-1,

Педагогические науки

В условиях перехода российской системы образования на новые принципы обучения особую остроту приобретает проблема эффективности и результативности организации учебного процесса в рамках сетевого взаимодействия. В настоящее время информатизация сферы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, а также определяющим условием модернизации образовательной системы государства. Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования сетевых учебно-методических комплексов.

Похожие материалы

Современные тенденции развития Интернета, компьютерных сетей и систем телекоммуникаций позволяет человеку учиться и приобретает знания в новых социально-экономических условиях. Перед образованием ставятся задачи по формированию личности, конкурентоспособной и успешной в окружающей ее электронной информационной среде. Проблема интернет-поддержки и интеграции интернет-ресурсов в образовательный процесс исследуется в настоящее время, как в теоретическом, так и в научно-прикладном отношениях. В теоретическом аспекте идет поиск статуса данных ресурсов как педагогической категории. В научно-прикладном аспекте проектируются новые технологии, включающие данные ресурсы.

Таким образом, наблюдается тенденция развития современного образования, основанного на пересмотре концепций организации учебного процесса, моделью для которого рассматривается перспективное сетевое обучение. Одним из компонентов сетевого обучения является сетевой учебно-методический комплекс - это программно-дидактическая система, которая обеспечивает [3,6]:

  1. Непрерывность и полноту дидактического цикла дистанционного процесса обучения, включающего в себя представление теоретического материала;
  2. Тренировочную учебную деятельность и контроль усвоения знаний;
  3. Информационно-поисковую деятельность.

Сетевой учебно-методический комплекс по учебному предмету позволяет отойти от сложившейся подачи и усвоения учебного материала в средней школе и смотреть по-новому на организацию учебного процесса, состоящего из: методического и информационного обеспечения, образовательной среды, образовательных технологий, практической подготовки.

Сетевой учебно-методический комплекс должен обеспечивать все виды занятий в школе, самоподготовку, самостоятельные и контрольные работы, а также выполнения дидактических целей обучения: формирование знаний и умений, сообщение сведений, закрепление знаний и умений, обобщение, контроль усвоения [1,2,4,6].

Для выполнения этих целей сетевой учебно-методический комплекс должен удовлетворять следующим требованиям [5,6]:

  • Построение учебной деятельности с учетом основных принципов психологии и педагогики;
  • Стимулирование мотивации учащихся активными формами работы, наглядностью, доступностью;
  • Тестирование учащегося перед началом работы для обеспечения индивидуализации обучения;
  • Материал должен быть представлен в виде дидактических единиц взаимосвязанных между собой;
  • Комплекс должен иметь блочную или модульную структуру;
  • Комплекс должен включать в себя многоуровневый учебный материал, список задач разной сложности;
  • Результаты промежуточного контроля должны не только сообщать о количестве оценок, но и давать информацию, достаточную для их устранения;
  • Для выставления итоговой оценки необходимо использовать ряд дополнительных критериев (время, затраченное на изучение материала, характер допущенных оценок и т.д.);
  • Ученик должен самостоятельно выбирать стратегию изучения материала, темп и количество повторений.

Из этого можно сделать вывод, что сетевой учебно-методический комплекс должен иметь пять связанных между друг другом блоков: организационный, информационный, блок формирования компетенций, контрольный и блок управления [6,7,8].

Организационный блок. В нем должны отражаться порядок и последовательность построения процесса обучения: цели и задачи обучения, учебный план по предмету,

Информационный блок. В нем представлены электронные материалы, графики, презентации, фильмы, рисунки, гиперссылки на исторические сведения и т.д.

Блок формирования компетенций. Здесь должны быть представлены тренировочные тестовые задания, кроссворды, список типовых задач с алгоритмом решения и т.д.

Контрольный блок. В нем должны быть представлены контрольно-измерительные материалы, причем если в блоке формирования компетенций ученик может сразу увидеть свой результат, то здесь проверка осуществляется учителем.

Блок управления. Его главная роль – это возможность выбора учеником, когда и сколько времени уделять на изучение темы. Также с помощью этого блока осуществляется связь ученика с учителем и с одноклассниками.

Одной из составляющей сетевого учебно-методического комплекса является электронный учебник. В 2006 году, на законодательном уровне было введено требование снабдить каждый учебник федерального перечня набором электронных ресурсов, а с 2015 года согласно требованию, утвержденному Министерством образования и науки каждый учебник должен иметь одновременно и печатную, и электронную форму.

На практике до сих пор чаще всего используются бумажные учебники. В связи с их применением можно выделить ряд проблем [9,10,11]:

  1. высокая стоимость бумажных учебников;
  2. небольшой срок использования (по ним учатся не долгое время, так как информация быстро успевает устареть, и через 2 – 3 года необходимо покупать новые издания);
  3. суммарный вес ежедневного комплекта школьных учебников достаточно большой.

Электронная версия учебника предполагает не просто приложение с отсканированными страницами бумажного экземпляра, а полноценное учебное пособие. Электронные учебники обладают более широкими возможностями в плане преподнесения информации. Это аудио- и видеоряд, трехмерные изображения и анимации, возможность взаимодействовать с материалом электронного учебника. Современному ребенку, растущему в окружении продвинутых технологий, подобная форма обучения будет привлекательнее и понятнее, чем традиционная.

Идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках электронных изданий не является новой, она находит свои истоки в работах В.П. Беспалько, Ю.Г. Татура, В.Л. Шатуновского и других исследователей. С развитием средств обучения, в частности компьютерных, приверженцами идеи создания дидактических (учебно-методических) комплексов на информационной основе стали А.А. Андреев, В.И. Боголюбов, О.А. Козлов, П.И. Образцов, И.В. Роберт, И.М. Шлапаков, А.А. Прокопьев и другие ученые [10,11,12].

Для достижения поставленных целей необходимо менять методы и формы обучения, в чем учителям может помочь интерактивный учебник. Также он дает возможность наличия формы контроля учеников – тестирование по теме, главе, разделу. Но, теперь становится проблемой разработка такого учебника, ведь чтобы занятия были эффективными, необходим контроль за работой ученика по интерактивному учебнику. Такой учебник должен стать действительно источником знаний, а не еще одной игрушкой.

Исходя из всего, можно сказать, что электронная интерактивная версия учебника – это хорошая замена бумажного учебника, но только в том случае, если она будет качественно выполненной, с наличием всех требований, описанных выше. К такому учебнику, как и к любому бумажному, необходимо методическое руководство для учителя, где подробно будут описаны все его возможности и «подводные камни», чтобы учитель мог правильно воспользоваться всеми возможностями интерактивного учебника.

Интерактивные учебники, дополненные методическим руководством, с возможностью подключения интра- и интернету становится основой для создания сетевого учебно-методического комплекса, теория и практическая разработка которых имеется пока только для высших учебных заведений.

Список литературы

  1. Абакумова Н.Н. Экспертиза как составляющая педагогического мониторинга инновационных изменений в образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/117-13308 (дата обращения: 03.01.2017).
  2. Абакумова Н.Н. Аутентичные формы оценивания в педагогическом мониторинге индивидуальных достижений, обучающихся // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/111-10741 (дата обращения: 03.01.2017).
  3. Андреева А.В. Содержательные аспекты готовности преподавателей к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 448.
  4. Андреева А.В. Особенности научно-исследовательской и инновационно-исследовательской деятельности в системе образования // В сборнике: Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ(ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. Ответственные за выпуск и составители: Борисов В.И., Королев Ю.Б., Ткаченко В.Г., Дремлюгин Д.М. 2010. С. 35-39.
  5. Андреева А.В. Влияние информационно-образовательной среды вуза на формирование информационной компетентности у студентов // В сборнике: Образование: традиции и инновации. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 36-38.
  6. Батищев А. В. Основы организации обучения в сети Интернет: конспект лекций. – Орел: ОрёлГТУ. - 2008. – 69 с.
  7. Козлов С.В. Основы применения педагогической технологии индивидуального тестирования для формирования оптимальной траектории обучения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С. 75.
  8. Козлов С.В. Методические рекомендации использования автоматизированной дидактической системы индивидуального тестирования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 (37). С. 22-26.
  9. Максимова Н.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // В сборнике: Инновации и традиции современной школы. материалы Международной заочной научно-практической конференции. Чувашское отделение Академии педагогических и социальных наук и др.; ответственный редактор М. В. Волкова. 2010. С. 118-122.
  10. Максимова Н.А. Разработка сценариев работы региональных образовательных порталов по развитию логического мышления //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 10. С. 156-160.
  11. Максимова Н.А. Применение сервисов WEB 2.0 в учебном процессе // В сборнике: Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы. сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова. 2015. С. 101-106.
  12. Савченкова Н.Н., Максимова Н.А. Социальные сетевые сервисы в учебном процессе//Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11-1. С. 161-164.