СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА

№58-1,

Экономические науки

В статье рассматриваются основные особенности банковской сферы деятельности: структура банка, функции банка, а также основные банковские операции.

Похожие материалы

К основной сфере деятельности банка относят денежное обращение предприятия, которая в основном функционирует в сфере производства и обмена.

Банк удовлетворяет потребности предприятий и граждан в ходе создания ими своего продукта. Банк облегчает и развивает обмен, позволяя участникам денежного обращения вовремя расплачиваться со своими обязательствами при покупке производственных материалов, которые необходимы для создания продукции.

Банки немного похожи на торговые предприятия, ведь торговля также обслуживает обмен, удовлетворяя потребности покупателя и продавца. Банки, также, как и торговые организации имеют своих продавцов, товарный запас. Но банк не продаёт и не покупает товары материального производства, он продает и покупает ресурсы, помогая обмену товарами. Главная деятельность банка – это кредитное дело.

Функции банка отличаются от функций других организаций. В отличии от торговых, банк собирает свободные денежные средства и затем передаёт участникам денежного обращения. Торговые же организации могут накапливать свободные денежные средства только для себя, а передавать другим субъектам не могут.

Банк является посредником в платежах. Через банки проходят разные платежи ,например, мы с Вами, оплачиваем коммунальные услуги, налоги, госпошлины. Банк может небольшими размерами накапливать временно свободные денежные средства многих клиентов и направить огромную сумму ресурсов одному из субъектов. Банки регулируют денежные обороты.

Деятельность банка , как я считаю, носит в основном общественный характер, ведь банк появился потому ,что в этом нуждалось общество. Банки должны соблюдать как свои интересы, так и интересы населения.

Также стоит отметить, что банки отличаются, от каких-либо других организаций, своей структурой.

В предпосылках, необходимых для образования и последующей деятельности банка, принято различать четыре элемента:

  1. Капитал банка. Как мы все уже знаем, для того, чтобы начать своё дело, необходим первоначальный капитал. К нему относят сумму собственных средств банка, которая составляет финансовую основу его деятельности и источник ресурсов.
  2. Квалифицированные специалисты в области банковского дела. Успешная работа банка и его прибыль очень сильно зависит именно от того, какие сотрудники там работают.
  3. К третьему элементу относят здание, средства связи, компьютеры, оргтехнику, в общем, определённые виды производственных материалов.
  4. Объединивши все три вышеперечисленных элемента, они составляют четвёртую группу - особенную категорию банковской деятельности, которая отличается от других предприятий.

К основной традиционной деятельности банка относят: кредиты, депозиты, инвестиции.

Кредит - это предоставление денежных средств или товаров (работ, услуг) на условиях последующего возврата этих денежных средств или оплаты предоставленных товаров (работ, услуг) в установленный срок, включая оплату процентов за их использование.

Депозит - это денежные средства, размещенные в банке или другом финансовом учреждении под проценты на заранее оговоренных условиях. При этом средства могут размещаться наличным или безналичным путем, в иностранной или национальной валюте.

Инвестиции - это вложение капитала в какое-либо дело путем приобретения ценных бумаг или непосредственно предприятия (предприятий) в целях получения дополнительной прибыли или воздействия на дела предприятия, компании.
К основной нетрадиционной деятельности банка относят: факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др.

Факторинг - это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую детельность на условиях отсрочки платежа.

Форфейтинг – операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером).

Для каждого вышеперечисленного продукта соответствует услуга. Под услугой понимается осуществление операций.

Банковские операции подразделяются :

  • пассивные – это операции, связанные с привлечением банком средств, в результате которых банк формирует свои ресурсы (депозиты клиентов);
  • активные – операции, связанные с размещением банками своих ресурсов для получения прибыли и поддержания ликвидности ( предоставление кредитов, вложения в ценные бумаги и т.д.);
  • посреднические - операции, содействующие финансовому обороту банка, проводимые по поручению клиентов и на комиссионных началах ( расчётные, дилинговые операции и т.д.);
  • другие – операции, сопутствующие деятельности банка, направлены на расширение клиентуры, повышение прибыльности и ликвидности банка (хранение ценностей, консультирование и т.п.).

В свою очередь, активные операции делятся:

  1. по экономическому содержанию:
    • ссудные;
    • инвестиционные и фондовые;
    • гарантийные.
  2. по характеру размещения:
    • первичные;
    • вторичные;
    • инвестиционные.
  3. по степени рисовости:
    • рисковые
    • риск- нейтральные
  4. по уровню доходности:
    • операции, приносящие доход;
    • операции, не приносящие доход.

Виды пассивных операций:

  1. Первоначальная продажа акций акционерных банков или паев банков, созданных как общества с ограниченной ответственностью;
  2. Получение банком доходов и прибыли и их капитализация, а также формирование или увеличение фондов, которые образуются банком в ходе его деятельности;
  3. депозитные операции – получение ресурсов от клиентов банка в виде различных вкладов;
  4. недепозитные (заемные) операции по привлечению ресурсов – получение ресурсов от центрального банка и на денежных рынках.

Основная деятельность банков связана с оказанием ими разных финансовых услуг организациям и населению. Это услуги включают выполнение банками операций, связанных, во-первых, с привлечением и хранением денежных средств (пассивная операция), во-вторых, с обеспечением расчётов между ними в процессе их текущей деятельности, в-третьих, с размещением привлеченных денежных средств в операции по кредитованию клиентов и в ценные бумаги (активные операции) для получения доходов в целях выплаты клиентам, размещающим свои средства в банке, начисленных процентов на вложенные ими средства и поддержка жизнедеятельности банка.

Также банки выполняют иные операции, связанные с удовлетворением потребностей своих клиентов в тех или иных финансовых услугах, включая операции, обеспечивающие страхование рыночных рисков предприятий, консультирование, информационные услуги и т.д.

В банковскую практику активно внедряются современные информационные технологии. Для расширения спектра предоставляемых услуг и наращивания объемов реализации банковских продуктов проводятся работы по развитию системы самообслуживания при помощи современных устройств: прием платежей в пользу операторов связи, прием коммунальных платежей, погашение кредитов с использованием международных банковских карт. Также предоставляются информационные услуги, имеется возможность проведения платежей с мобильного телефона по счетам банковских карт посредством SMS-сообщений.

На сегодняшний день стратегическим направлением развития банковской сферы и банковских операций является решение такой задачи, как расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков.

Список литературы

  1. Зарипова,Г.М. Инновация-неотъемлемая часть конкурентного рынка[Текст] /Г.М..Зарипова//Инновационное-развитие современной науки: материалы международной научно-практической конференции( 31 января 2014.) часть 1 – РИЦ БашГУ - Уфа , - С.213.
  2. Зарипова,Г.М. Кредитование малого бизнеса в современных коммерческих банках России [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: материалы Международной научно-практической конферен-ци..Челябинск,2016. – Ч 1- С.115-117.
  3. Запольских Ю.А. Кредитный риск и основные способы его минимизации. Экономика и социум. 2014. № 2-2 (11). С. 126-128