ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

№58-1,

Педагогические науки

В статье рассматриваются направления, задачи и механизм создания единой образовательной информационной среды в рамках одного образовательного учреждения.

Похожие материалы

Тенденции развития общества требуют решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования [1].

Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования приобретают приоритетное значение. Во многих странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.

В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования. На этом фоне вполне обоснованной является разработка и реализация федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды». В разные годы осуществлялись мероприятия по информатизации образования, но в основном это касалось высшего образования. В настоящее время все образование переходит на другую парадигму образования, связанную с новыми информационными технологиями.

Одним из направлений федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды» является развитие информационных технологий сферы образования. Задачами данного направления являются:

  • создание основ единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования;
  • формирование перечня электронных учебных материалов и информационно-технологических средств, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования;
  • разработка и тиражирование электронных средств поддержки и развития учебного процесса;
  • организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к ним;
  • создание и развитие образовательной телекоммуникационной информационной среды;
  • организация системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения учащихся учебных заведений различного уровня.

Перед образовательными учреждениями стоит задача по созданию информационно - образовательной среды, которая включает в себя следующие компоненты: программно-аппаратную организацию информационной среды, учебно-методическое наполнение информационными ресурсами, организацию деятельности педагогического коллектива.

Федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды» предполагает формирование в учебных заведениях среды, обладающей качествами, необходимыми для развития творческого, нестереотипного мышления и которая обеспечивается[2]:

  1. внедрением элементов дистанционного и открытого образования, возможностью работы по индивидуальному учебному плану, поддержкой самостоятельной работы электронными ресурсами и т.д;
  2. созданием медиатек, электронных библиотек и т.д., а также многовариантностью предоставления материала (текст, графика, звук, видео);
  3. публикацией образцов творческой деятельности.

Для реализации первого пункта и многовариантности предоставления материала в Смоленском государственном университете используется дистанционная система Moodle, которая в полной мере решает вопросы организации и поддержки самостоятельной работы учащихся дистанционно [3], [4].

Одним из недостатков данной системы, в плане реализации третьего пункта, является необходимость удаления списка студентов и их работ после прохождения курса с целью снижения нагрузки сервера. В результате теряем много образцов творческих работ. Как выход оставляем в качестве примера 1-2 работы.

Хороший результат дает совместное использование удаленных хранилищ (например, диск Google) с системой Moodle.

В системе Moodle дается задание, а ссылки на результаты творческих работ заносятся в общую таблицу, ссылку на которую помещают в дистанционной системе. В результате формируется общедоступная прозрачная коллекция студенческих работ. Вот так может выглядеть таблица с ссылками на работы студентов на диске Google (рис. 1):

Окно доступа к коллекции ссылок
Рисунок 1. Окно доступа к коллекции ссылок

В данном случае продемонстрирован пример создания коллекции творческих работ по дисциплине «Информационные технологии в образовании», который изучается на третьем курсе на педагогических специальностях и входит в состав базового блока математического и естественнонаучного цикла дисциплин.

Студентам предоставляется общий допуск к таблице по ссылке в дистанционной системе Moodle, с правом редактирования, т.е. выполнив работу, студент самостоятельно заносит свою фамилию и ссылки на свои работы. Каждый студент может просмотреть любую работу и оставить свою рецензию.

В таблице Google собраны работы за несколько лет с разных факультетов.

Студент, изучающий дисциплину учится:

  • понимать значения изучаемых информационных понятий, основополагающих принципов и закономерностей;
  • создавать простые информационные объекты (текстовые, графические, табличные и т.д), оперировать ими, оценивать параметры информационных объектов и процессов, практически применять полученные знания, осуществлять самостоятельный поиск учебной и иной информации.

Кроме того, изучая данную дисциплину, у будущих учителей формируется система знаний, умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий, составляющие основу компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Список литературы

  1. Киселева О.М., Тимофеева Н.М., Быков А.А. Формализация элементов образовательного процесса на основе математических методов / Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 146.
  2. Киселева М.П. Возможности информационных и коммуникационных технологий для развития дивергентного мышления. / Materiały VIII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa przestrzeń Europy - 2012» Volume 18. Pedagogiczne nauki.: Przemyśl. Nauka i studia - С. 85-87
  3. Самарина А.Е. База данных в системе moodle и возможности её применения в обучении. / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 8. С. 41-45.
  4. Козлов С.В. Актуальные вопросы использования адаптивных информационно-образовательных систем в профильной школе. / В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 48-51.