О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№58-1,

Юридические науки

Статья посвящена системному подходу к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения с акцентом на подготовительные процессы удовлетворения транспортной потребности.

Похожие материалы

По данным Федеральной службы государственной статистики, в нашей стране каждый год более 275000 человек погибает либо получает различные ранения в результате дорожно-транспортных происшествий.

04 декабря минувшего года на автомобильной дороге федерального значения Тюмень – Ханты-Мансийск (трасса Р404) произошла ужасная трагедия. В результате столкновения рейсового автобуса, перевозившего юных спортсменов из Нефтеюганска, двух легковых и одного грузового автомобиля погибли двенадцать человек, из которых десять являлись несовершеннолетними. Еще двадцать четыре человека (в том числе двадцать детей) в тяжелом состоянии были госпитализированы. По мнению специалистов, водитель автобуса в условиях ненастной погоды не смог справиться с управлением и допустил столкновение с грузовиком.

По данным УМВД России по ХМАО-Югре, водителя автобуса, который перевозил лиц, не достигших совершеннолетия, семь раз за последние два года привлекали к ответственности за нарушение правил дорожного движения, в том числе четыре раза – за управление транспортным средством с различными неисправностями [1].

Следует отметить, что это далеко не первое дорожно-транспортное происшествие в нашей стране за последние годы, в котором жертвами становятся дети. Примечательно, что по обстоятельствам, приведшим к трагедии, такие происшествия схожи. Характерная их особенность – столкновение с фурой.

29.10.2011 года в городе Саратове в перевозивший шестнадцать учащихся средней школы из города Балаково микроавтобус врезался бензовоз КамАЗ. В аварии погибло два подростка, еще четырнадцать несовершеннолетних получили ранения различной степени тяжести.

13.05.2012 года произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса и фуры в Ставропольском крае. На четвертом километре автодороги «Обход – поселок Иноземцево» на участке производства дорожных работ столкнулись автобусы MAN и ПАЗ, в результате чего погибли двое подростков и двое сопровождающих их взрослых, пятнадцать человек было ранено.

21.05.2015 года на объездной дороге в одиннадцати километрах от поселка Новоликеево в Кстовском районе Нижегородской области с грузовиком MAN столкнулся микроавтобус Mercedes-Benz. В автобусе находились подростки из Казани, направлявшиеся в Санкт-Петербург на соревнования по карате. Пострадало семнадцать человек, в том числе десять лиц, не достигших совершеннолетия.

11.04.2015 г. точно такая же авария случилась в пригороде Пикалево (Ленинградская область). В микроавтобусе находились 13 человек (двое взрослых и одиннадцать подростков в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет), которые ехали в город Кировск на спортивный фестиваль. В результате столкновения транспортного средства с фурой два ребенка, а также водитель автобуса скончались на месте, девять человек были подвергнуты госпитализации.

К глубокому сожалению, подобные дорожно-транспортные происшествия, несмотря на весь свой трагизм и ужасающие последствия, стали неотъемлемой частью нашей нынешней жизни.

Ситуация с безопасностью на автобусном транспорте кардинально отличается от общей статистики дорожно-транспортных происшествий отнюдь не в лучшую сторону. Весьма серьезная ситуация с аварийностью, сложившаяся на дорогах нашей страны с участием автобусов, а также череда дорожно-транспортных происшествий, унесших жизни нескольких десятков человек спровоцировали обсуждение этой темы на государственном уровне.

14 марта 2016 года в городе Ярославле под председательством Президента России В.В. Путина состоялось заседание президиума Государственного совета, которое было посвящено вопросам безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Президент России, в частности, отметил: «Сохранение жизни, здоровья тысяч граждан нашей страны – важнейшее направление государственной политики. Уровень безопасности дорожного движения напрямую влияет на устойчивость социально-экономического развития, на эффективную работу всей транспортной инфраструктуры России» [2].

Анализ вопросов безопасности в сфере дорожного движения довольно-таки часто выступает в качестве метода исследования в различных научных статьях и монографиях. Вместе с тем, единой точки зрения на способы обеспечения такой безопасности на сегодняшний день не существует.

По мнению исследователей, проблемы обеспечения безопасности дорожного движения можно разделить на: технические, природные и правовые [3, с. 92]. Очевидно, что успех в этой области может быть достигнут лишь при оптимальном сочетании названных аспектов.

Исследование условий, в которых протекает деятельность участников дорожного движения и от состояния которых зависит вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий и защищенность его участников, показывает, что условия формируются в результате выполнения сложнейшего комплекса мер, охватывающих подготовку и организацию транспортного процесса, ликвидацию последствий дорожно-транспортных происшествий [4, с. 19].

Безусловно, необходимость обеспечения безопасной эксплуатации автотранспортных средств определяет важность и актуальность реформирования транспортного комплекса, составляющего основу хозяйственной мощи России.

Очевидно, что безопасность дорожного движения представляет собой относительно самостоятельное правовое явление, рассмотрение которого следует производить с учетом системного метода (подхода).

Суть системного исследования в наиболее общей форме состоит в том, что оно предполагает всесторонний анализ комплексных явлений – систем, составные части которых постоянно взаимодействуют между собой.

Само слово «система» восходит к древнегреческому языку и в переводе означает множество элементов, которые находятся в отношениях и связях друг с другом, и образуют определённое единство [5, с. 1437].

С системной точки зрения дорожное движение следует рассматривать в качестве социотехнической системы, связанной единством технических и социальных элементов. Если взять во внимание цель участвующих в нем субъектов – удовлетворение транспортной потребности общества, – дорожное движение необходимо рассматривать и как систему, состоящую из комплекса подсистем и взаимосвязанных элементов.

В первую очередь, сюда следует отнести комплекс элементов по подготовке участников дорожного движения, дорог, транспортных средств, а также подсистему непосредственного удовлетворения транспортной потребности или, иначе говоря, подсистему реализации транспортной возможности.

Деятельность, направленная на профилактику причин возникновения ДТП, а также снижение тяжести их последствий предусматривает конкретную цель, состоящую в защите всех участников дорожного движения.

Подобного рода подход к дорожному движению позволяет рассматривать его не только в статике, но и в динамике. Статичное состояние подразумевает под собой подсистему подготовительного процесса удовлетворения транспортной потребности. Динамичное – подсистему реализации транспортной возможности [6, с. 32].

Такое рассмотрение дорожного движения объективно хотя бы уже потому, что причины возникновения ДТП могут находиться на этапе (в подсистеме) подготовки процесса удовлетворения транспортной потребности. Каждая из подсистем самым непосредственным образом взаимодействует с другой подсистемой. Результатом этого взаимодействия выступают процессы, которые составляют суть обеспечения безопасности дорожного движения.

Непременное условие жизнеспособности любой теоретической системы - согласованность ее частей по цели, месту, времени и способу взаимодействия. Значительная степень согласования системы по всем указанным параметрам способна обеспечить значительную степень ее работоспособности.

Вместе с тем, по мнению В.И. Майорова, существует насущная необходимость формирования правового режима дорожного движения. Сюда должны войти такие элементы, как упорядоченное единство правил поведения и действий юридических и физических (в том числе должностных) лиц, а также механизм реализации ими своих прав и обязанностей в тех или иных ситуациях, включая и порядок подготовки требуемых условий для безопасного осуществления дорожного движения [7, с. 89].

Необходимость создания института правовых режимов в обозначенной сфере деятельности государства обуславливается наличием существующей опасности от дорожно-транспортной аварийности, которая, помимо всего прочего, причиняет существенный урон экономике Российской Федерации, исчисляемый, по оценкам специалистов, миллиардами рублей.

По причине чрезвычайной важности указанной сферы правоотношений, необходимо не только создать оптимальный пакет норм, но и снабдить его особыми гарантиями, обеспечивающими механизм их реализации. В силу этого существующие нормы могут быть классифицированы по степени значимости или по степени принадлежности к обеспечению безопасности дорожного движения. Следует согласиться с В.И. Лисеенко, утверждающим, что с этой точки зрения их нужно классифицировать как институт организации дорожного движения, институт регламентации поведения людей и институт ответственности [8, с. 278].

Список литературы

  1. Официальный сайт Управления МВД России по Ханты-Мансийскому АО – Югре / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://86.мвд.рф/news/item/9041542 (дата обращения: 07.01.2017).
  2. Заседание президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшееся 14.03.2016 года в г. Ярославле. Официальный сайт Президента Российской Федерации / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51709 (дата обращения: 07.01.2017).
  3. Волкова Л.Е., Кучеренко Н.В. Анализ обеспечения безопасности дорожного движения в Тульской области // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №12-1. С. 92-94.
  4. Лисеенко В.И. Государственный контроль и надзор в отношении предприятий и организаций, осуществляющих процесс подготовки дорожного движения // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. Издательство: ООО Аэтерна (Уфа). С. 18-21.
  5. Большой Российский энциклопедический словарь. М.: БРЭ. 2003. – 1888 с.
  6. Денисович В.В., Майоров В.И., Полякова С.В. Дорожное движение как сфера общественных отношений // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №17(372). С. 30-37.
  7. Майоров В.И. Правовой режим в сфере безопасности дорожного движения // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. №22. С. 85-89.
  8. Лисеенко В.И. Эпидемия страшных ДТП: системный подход как концепция обеспечения безопасности дорожного движения // Организация и безопасность дорожного движения: Материалы IX всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвящённой памяти профессора, доктора технических наук Резника Л.Г. 2016. Издательство: Тюменский индустриальный университет (Тюмень). С. 274-278.