ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ

№58-1,

Педагогические науки

В статье представлены и проанализированы материалы по организации учебного процесса в учебных заведениях по профессиональной подготовке полицейских в Симбирской губернии.

Похожие материалы

Во второй половине XIX века в России появляются специализированные профессиональные училища, начальные учебные заведения для подготовки низших полицейских чинов, которые, определенным образом, создали предпосылки для формирования Симбирской школы урядников, которая действовала под эгидой МВД, подчинялась непосредственно губернатору, предоставляла возможность получения начального юридического образования. Образование указанных учебных заведений, перемещение чиновников к новому месту службы, обучение в образовательных центрах кандидатов для работы в полиции оказались важными источниками пополнения квалифицированными специалистами системы правопорядка в регионе.

Российское правительство профессиональному образованию полицейских уделяло серьезное внимание, т.к. деятельность урядника проходила в контакте населением, следовательно, перечень функций и обязанностей полицейских по профилактике, предупреждению и раскрытию противозаконных действий, подлежащих уголовной и административной ответственности, проведению дознания выдвигал высокие требования к профессиональной и общей подготовке полицейских, к уровню их моральных качеств. С 1878 г. полицейский урядник представлял собой важное промежуточное звеном между становым приставом, имевшим опыт службы и образование, назначавшимся, из числа дворян, и сотскими, которые были из крестьян и несли полицейскую службу на селе [1-5].

На территории России конца XIX ‑ начала ХХ вв. открытие полицейских школ шло сложно и длительно, особенно в Поволжском регионе, и, в частности, в Симбирской губернии. Подтверждение находим в «Журнале присутствия Симбирского губернского правления» (№ 294 от 1 июля 1911 г.), в котором отмечалось о формировании школы для низших чинов полиции в Симбирске на основании циркуляров Министра внутренних дел № 3153 от 28 июля 1887 г, № 8191 от 23 ноября 1893 г., предоставлявших губернаторам особые права по созданию и утверждению школ урядников и полицейских. Так же в этом журнале указывалось, что практически умышленно срывалась работа данных законов: «Не взирая на выше представленные циркулярные распоряжения, школы для урядников в Симбирской губернии так и не были открыты до настоящего времени (1911 год)» [6-8]. С целью повышения престижа полиции в новых условия экономической и социально-политической обстановки в России начала ХХ в., полицейские чины и руководство полиции выпустило в свет циркуляры об отказе в приеме на службу в полицию мало - и неграмотных людей.

В апреле 1911 года Уездный исправник Симбирской губернии докладывал: «Имеется важная необходимость в повышении уровня образования уездной полиции, потому как стража имеет двойное назначение: воинская часть устранения беспорядков среди местных жителей, а с другой – выполняет истинно полицейские функции. Род полицейской деятельности требует от стражей знакомства с порядком ведения делопроизводства, действующими законами и т.д., что позволяло стражникам становиться кандидатами на должность урядника полиции, обязанности и права которого шире обязанностей стражника» [9-12].

В Симбирской губернии первая школа низших чинов полиции была открыта в сентябре 1911 года, необходимость функционирования школы обосновывалась следующим: «С появлением 5 мая 1903 года отряда стражников, в условиях сложившейся политической обстановки в России существует особая потребность в открытии школы для подготовки и расширения рядов урядников».

Появление в 1903 году полицейской стражи значительному привлекло в ряды полиции лиц, мало знакомых с особенностями полицейской службы. Именно потому, губернское руководство принимало меры к привлечению полицейских к обучению, т.к. среди них было много лиц неграмотных, а, следовательно, несоответствующих своей должности.

Полицейский урядник нес ответственность за соблюдение правопорядка на участке. К сожалению, отсутствие полных сведений о школе полиции не раскрывает всей полноты ее деятельности, например, непонятно, как экзаменовались кандидаты школы урядников. Можно однозначно сказать, что у будущих полицейских проверялись знания основ начальной школы и физической подготовки. Так, на учебу принимались физически здоровые мужчины, имеющие положительные характеристики. Предпочтителен был высокий рост и привлекательная внешность. Те, кто имел документ на звание околоточного или урядника, обязаны были его подтвердить. Обо всех кандидатах в школу наводились справки с прежнего места службы, работы и места жительства.

Кандидатами для поступления в школу могли быть стражники (низшие полицейские чины), лица из системы МВД, предоставляющие характеристики с предыдущих мест работы, низшие чины (из запаса), имеющие опыт военной службы, в возрасте до тридцати лет. Прошедшие испытания принимались на бесплатное обучение, обеспечивались некоторыми видами довольствия «по полицейской части» [6, 14-15].

Занятия в школе проводились с привлечением полицейских чинов, но и гражданских специалистов: инженеры, помощники прокурора, советники, ветеринарные и врачебные инспекторы и т.д., что объяснялось широким перечнем дисциплин, преподававшихся в школах урядников. При отборе кандидатов в полицейскую школу имелись ограничения для лиц:

  • состоящих под судом или следствием;
  • нижних чинов запаса, которые во время действительной службы в войсках попали в разряд штрафников;
  • объявленных в списках должников;
  • подвергавшихся телесным наказаниям по приговору волостных судов за 2 последних года;

Поступающие на учебу в школу полиции должны быть не старше сорока лет, иметь русское подданство, а лица еврейской национальности не принимались вовсе.

Основное внимание уделялось специальной подготовке полицейских. План школы включал четыре основных предмета: сыскное дело, государственное устройство, законы Российской империи, курс полицейских обязанностей. Подготовка в школе полиции составляла три месяца, но, исходя из программ обучения, процесс был насыщенным и интенсивным. Так, при освоении сыскного дела, будущие урядники должны были понять, что такое полицейский сыск, описание места происшествия, допрос свидетелей и задержание подозреваемого, сбор вещественных доказательств; установление личности преступника, внешнее полицейское наблюдение, изучение новейших средствами обнаружения преступника (фотография, дактилоскопия, словесный портрет, кинологическая служба); изучить подходы к расследованию основных преступлений таких как: подлог документов, мошенничество, кража, шантаж, подделка денег, убийство и др.).

Учебные занятия в школе проходили в основном в форме как теоретических, так и практических уроков, проводились занятия на местах действительных происшествий, когда слушатели привлекались к работе сыщиков. Специфические формы работы как: розыск преступника по фотографии, поиск с собакой – сыскарем и т.д. формировались «наглядно, с демонстрацией способов действий по каждому случаю в отдельности». В процессе подготовки будущих полицейских значение уделялось развитию внимания, мышления, памяти, наблюдательности, развитие логических связей.

Выдержав вступительный экзамен, кандидаты поступали в школу и подписывались об обязанности прослужить по окончании в течение года в уездной полицейской страже, а также в том, что готовы исполнять все приказания в течение обучения.

Учебный процесс предписывалось в полицейских школах проводить на безвозмездной основе. Те же проблемы имели место в открывавшихся позднее полицейских школах. Министерство внутренних дел, принимающее прогрессивные инновации губернского руководства, выделяло финансы на нужды школ из сметы по содержанию стражей порядка. Суммы эти были мизерными – не более 150 рублей в год, но более Министерство внутренних дел позволить себе было не в праве, т.к. испытывало само финансовые проблемы.

В зависимости степени общеобразовательного уровня слушателей, от объема учебной программы, курс обучения в полицейских школах различных губерний составлял от четырех месяцев до полутора лет, а в Симбирской полицейской школе курс обучения продолжался 4 месяца.

Приведем перечень основных дисциплин, составлявших программу курса школы полиции для утверждения в должности урядника губернии:

  1. Закон Божий, т.е. разъяснение текста Евангелия, а также краткие понятия о сектах и староверах.
  2. Историко-географические, демографические и статистические данные о губернии.
  3. Сведения о государственной структуре Российской Империи. Обязанности уездных властей; законные права и обязанности городской и уездной полиции; о пособиях лицам, пострадавшим от преступлений и т.д.
  4. Сыскное дело.
  5. Медицина и санитария ‑ знания об анатомии человека, сведения о личной гигиене, требования о чистоте воздуха, почвы, воды; о мерах профилактики при появлении заразных болезней.

Следует сказать, что, что в Симбирской губернии в исторический период специалистов из числа чинов, способных обучать кандидатов по данной программе, было мало, а представители жандармерии могли лишь определять и инспектировать курсы строевых занятий.

Во всех школах полицейских обучение завершалось проведением выпускных экзаменов, в проведении которого участвовали губернатор, представители прокуратуры, полицейские чины, директор полицейской школой.

Так, по окончании учебы в школе урядников Симбирска проводились комплексные занятия по захвату шайки грабителей, за этим проходил строевой смотр, и проводились экзамены по изученным дисциплинам. Лица, успешно окончившие полицейскую школу, назначались конными стражниками, попадали в распоряжение приставов, являлись помощниками урядников и т.д. Значимость специальных учебных заведений в организации подготовки кадровых полицейских была определена в специальном циркуляре МВД по Департаменту полиции за № 14532 от 7 мая 1913 года, в котором указывалось крайнюю важность и необходимость формирования и открытия по всей российской империи полицейских школ.

Процесс обучения в школе полицейских строился с обязательственным знакомством стражей правопорядка с журналами «Верность» и «Вестником полиции», особую значимость представлял последний: «в силу огромной пользы, приносимой журналом «Вестник полиции» в деле полицейской службы и для профилактики и раскрытия преступлений, розыске преступников». Объяснялось это тем, что в редакции «Вестника полиции» работали профессионалы-журналисты, знакомые с тонкостями полицейской службы. В данном журнале публиковались материалы чинов полиции, и сыщиков, пожелавших обменяться опытом деятельности [6].

Большое место в журнале было представлено характеристике процесса профессиональной подготовки полицейских на специальных курсах и в школах. Издание рекламировало инновации в области криминологии, размещало материалы о развитии ряда школ России по сыску с собаками. Полицейским вменялось ознакомление с журналами «Верность» и «Вестником полиции», где подчеркивалась значимость последнего: «в виду особой пользы, приносимым журналом «Вестник полиции» как в деле полицейской службы, так и при профилактике преступлений, поиску преступников». В данном периодическом издании печатались публикации как высокопоставленных чинов полиции, так и простых «служак», изъявивших желание поделиться ценным опытом своей деятельности.

Серьезное значение в журнале отводилось процессу профессиональной подготовки в полицейских школах и на специальных курсах, предоставляло исторические материалы развития отечественной и зарубежной полиции, пропагандировало достижения криминалистической науки, публиковало материалы о развитии российских школ служебного собаководства. В журнале имелись рубрики чествования особо отличившихся полицейских и трагические страницы «Вестника полиции», где размещались фото полицейских, отдавших жизнь при исполнении служебного долга.

Таким образом, в дореволюционный период в Симбирской губернии школа урядников являлась одним из первых учебных заведений, дававшим начальное юридическое образование. Это было всесословное, полузакрытое, практико-ориентированное профессиональное учебное заведение, обеспечивающее правоохранительную систему низшими чинами [5-16].

Становление и развитие системы полицейских школ в Симбирской губернии имело положительные последствия, а особенное увеличение количества учебных заведений данного профиля произошло в начале XX века. Цели, решаемые системой подготовки полицейских России, остаются актуальными и в настоящее время: формирование у современных полицейских положительных моральных и психологических характеристик; организация процесса обучения в учреждениях российской полиции в соответствии с требованиями современного времени и закона; обеспечение высокого уровня технической, боевой, моральной и физической подготовки и т.д., и в этом случае опыт полиции Российской империи XX в. представляет особую важность и значимость [7-13].

Список литературы

  1. Алексушин Г. В. История правоохранительных органов. — Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.
  2. Жандармы России / [Сост. В. С. Измозик]. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. — 638, [1] с. — (Новейшие исследования) (Серия «Архив»).
  3. Мальшинский А. П. Высшая полиция при императоре Александре I // Исторический вестник. — 1889. — Т. 35. — № 1. — С. 165—179.
  4. Реент Ю. А. История правоохранительных органов: полицейские и тюремные структуры России: Монография / Ю. А. Реент; М-во юстиции Рос. Федерации. Акад. права и упр. — Рязань: Акад. права и упр. Минюста России, 2002. — 206
  5. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества: учебное пособие / Рыбников В. В., Алексушин Г. В. — М.: Щит-М, 2007. — 294 с.
  6. Шубович В.Г. Организация учебного процесса в полицейской школе Симбирска в конце XIX начале XX вв. // Казанская наука, 2013. - № 7. – С. 240-243.
  7. Шубович В.Г. Историографические аспекты становления и развития системы профессионального образования в России на рубеже XIX-XX вв // Поволжский педагогический поиск, 2012. - № 2 (2). – С. 114-117.
  8. Центральный государственный архив Республики Мордовия Ф.49. Оп.1. Д.19. Л.79.
  9. Шубович В.Г. Становление и развитие системы профессионального образования в России на рубеже XIX-XX вв // Право и образование, 2012. - № 2. – С. 136-142.
  10. Шубович В.Г. Теоретико-методологические аспекты формирования содержания современного профессионально-технического образования // Симбирский научный вестник. 2011. № 3. С. 94-96.
  11. Шубович В.Г., Ильина Н.А. Становление и развитие системы профессионального медицинского образования в России конца XVIII - начала XX в // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 156-160.
  12. Шубович В.Г. Подготовка преподавателей профессиональных школ в Симбирской губернии в середине - конце XIX века // Вестник Екатерининского института. 2010. № 4. С. 26-28.
  13. Шубович В.Г., Назаренко Л.Д. Генезис становления системы технического образования России // Мир образования - образование в мире. 2013. № 4. С. 33-37.
  14. Шубович В.Г. Организация процесса обучения и воспитания в общинах «Сестер милосердия» в России в XIX-XX вв // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 153-155.
  15. Шубович В.Г. Система профессионального образования в России на рубеже XIX начала XX вв // Казанская наука. 2012. № 1. С. 272-274.
  16. Шубович В.Г. Становление и развитие системы профессионального образования в Симбирской губернии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2013