ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ

№58-1,

Экономические науки

В данной статье рассмотрено определение планирования, приведены основные виды планирования и дана характеристика принципов планирования.

Похожие материалы

Вначале необходимо привести определение понятия «планирование». Итак, планирование – это функция управления, процесс формирования целей и задач, определение средств и способов их заслуги. В наше время планирование в организациях осуществляется самостоятельно, однако, с учетом государственного регулирования.

Выделяют три основных вида планирования на предприятии:

  • Стратегическое планирование, также его называют долгосрочным, с перспективой на три и более лет, в его основе лежит разработка стратегии.
  • Тактическое планирование. Оно считается средством реализации стратегических планов в организации; дает ответ на вопрос «Как предприятие имеет возможность добиться такового состояния?»
  • Оперативно-производственное планирование. Оно сопряжено с тактическим планированием и считается его продолжением. Так же оперативно-производственное планирование содержится в конкретизации заданий тактического намерения, доведении их до исполнителей и организации ритмичной работы самой компании.

Планирование деятельности на любом предприятии считается принципиальной функцией производственного маркетинга. В планах отражаются все принятые управленческие решения, держатся подсчеты размеров изготовления и продаж продукции, ведется финансовая критика издержек и ресурсов, а еще окончательных итогов изготовления. В ходе составления плана главы управления обозначают единую программу собственных действий, ставят основную цель и результат общей работы, характеризуют роль каждого отдела либо рабочего в единой деятельности, соединяют отдельные доли плана в единичную финансовую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают заключение о единичной полосы трудового поведения в процессе исполнения принятых планов.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем, их было выделено пять:

  1. Принцип необходимости планирования. Он означает непременное использование планов при исполнении хоть какого вида трудовой деятельности. Данный принцип в особенности важен в критериях вольных рыночных взаимоотношений, так как его воплощение подходит передовым финансовым потребностям оптимального применения ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
  2. Принцип целостности намерений. Он предугадывает исследование всеобщего либо сводного намерения общественно-финансового становления компании. Все сегменты годового плана должны быть тесно связаны в единый комплексный план.
  3. Принцип непрерывности планов. Он заключается в том, будто на любом предприятии процессы планирования, организации и управления созданием, как и трудовая активность, соединены меж собой и исполняются непрерывно;
  4. Принцип эластичности планов. Он тесно связан с непрерывностью планирования. У него имеется вероятность исправления поставленных характеристик и координации планово-финансовой деятельности компании;
  5. Принцип точности планов. Он ориентируется как наружными, так и внутренними причинами. Однако в критериях рыночной экономики пунктуальность намерений тяжело соблюсти. Потому любой план оформляется с таковой точностью, которую хочет добиться само предприятие, с учетом его денежного состояния, расположения на рынке и остальных причин.

Также выделяют следующие принципы планирования, которые очень часто используют сегодня при составлении планов в организации:

  1. Принцип комплексности. На любом предприятии итоги финансовой деятельности разных подразделений находятся в зависимости от значения становления техники и технологии, организации изготовления и применения трудовых ресурсов, мотивировки труда и прибыльности. Все они образуют цельную систему плановых характеристик, так что каждое количественное либо высококачественное модифицирование хотя бы 1-го из них приводит, как правило, к подходящим переменам почти всех остальных финансовых характеристик.
  2. Принцип эффективности. Он просит исследования такового варианта изготовления продуктов и услуг, который при имеющихся лимитах применяемых ресурсов гарантирует приобретение большего финансового результата.
  3. Принцип оптимальности. Он предполагает надобность выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких вероятных альтернатив.
  4. Принцип пропорциональности, т.е. учет ресурсов и способностей компании.
  5. Принцип научности, т.е. учет крайних достижений науки и техники.
  6. Принцип детализации, т.е. ступени глубины планирования.
  7. Принцип простоты и ясности, т.е. соотношения уровня осмысливания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, данные взгляды планирования направляют предприятие на приобретение лучших финансовых характеристик. Почти все из данных основ тесно соединены меж собой. Некоторые из них работают в одной направленности, к примеру, отдача и оптимальность. Наравне с рассмотренными важными принципами планирования огромный смысл в рыночной экономике имеют взгляды роли и холизма в разработанном Р.Л. Акоффом способе интерактивного планирования.

Принцип роли указывает функциональное действие персонала на процесс планирования. Он подразумевает, будто никто никак не имеет возможности планировать отлично для кого-то иного. Лучше планировать для себя – непринципиально как хорошо или плохо, нежели существовать намечаемым иными – непринципиально как отлично. Смысл этого: пристрастить собственные хотения и возможности для удовлетворения необходимости как себе, так и посторонним. При этом основная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования иными для себя.

Принцип холизма состоит из 2-ух долей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что деятельность ни одной доли компании невозможно планировать отлично, ежели ее делать самостоятельно от других объектов предоставленного значения, а образовавшиеся трудности нужно улаживать вместе.

Интеграция описывает планирование как исполняемое самостоятельно на любом уровне, никак не имеет возможность существовать настолько эффективно в отсутствии связи намерений на всех уровнях. Потому для ее решения нужно модифицирование стратегии иного значения.

Сплетение основ координации и интеграции отчуждает узнаваемый принцип холизма. Согласно ему, чем больше частей и уровней в системе, тем выгодней планировать сразу и во взаимозависимости. Данная теория планирования "сразу всеми" противодействует поочередному планированию как сверху вниз, этак и снизу вверх.

Есть еще такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный. В зависимости от основных целей либо главных раскладов используемой информации, нормативной базы, используемых путем получения и согласования тех либо других окончательных плановых характеристик принято распознавать последующие способы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

В процессе планирования ни один из перечисленных принципов не используется в чистом виде.

Список литературы

  1. Арбузова Е. Н., Яскина О. А. Проектирование рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине "Современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин" в магистратуре Высшей бизнес-школы//European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 5, т. 1. - с. 125-132.
  2. Арбузова Е.Н., Яскина О.А. Итоги педагогического исследования по созданию и внедрению рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по методике обучения биологии//Актуальные проблемы биологии и методики ее преподавания в школе и вузе: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием/Под ред. Е.Н. Арбузовой (Омск, 9-23 декабря 2013 г.). - Омск: Изд-во ОмГПУ. - 2014. - с. 56-65.
  3. Арбузова Е.Н., Яскина О.А. Тетрадь для конспектов лекций. Схемы-коллажи: учебное пособие для студентов-биологов педагогических вузов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - 120 с.
  4. Романова А.Н. Основные подходы к калькулированию себестоимости затрат на швейных предприятиях//Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. - № 2 (21). - с. 38-40.
  5. Романова А.Н. Принятие решений по производству и продаже продукции при колебании цен//Менеджмент инноваций. -2008. - № 4. - с. 284-287.
  6. Романова А.Н. Принятие управленческих решений по управлению ассортиментом с целью повышения эффективности деятельности швейных предприятий: дисс. канд. экон. наук. - Москва, - 2009. - 141 с.
  7. Романова А.Н. Принятие управленческого решения о замене товара//Опыт, достижения, перспективы торговли и экономики. Материалы Международной научно-практической конференции ученых, практиков, аспирантов, магистрантов, студентов. - Изд-во: Компаньон. - 2016. - с. 98-102.
  8. Романова А.Н. Развитие и сущность предпринимательства//Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - № 53. - с. 134-139.
  9. Романова А.Н. Роль маркетинговой ориентации для компании//Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2016. - № 11. - с. 16-20.
  10. Романова А.Н., Родинова Н.П. Диагностика эффективности принятия управленческих решений на предприятии//Экономика и управление предприятиями. Сборник научных трудов кафедры. Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). - Омск, - 2008. - с. 141-145.
  11. Шастин А.В., Яскина О.А. Использование методов проектного управления в образовании//Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Омск: СибАДИ, 2016. - с. 708-712.
  12. Яскина О.А. Зарубежные технологии оценивания студентов по менеджменту в Высшей бизнес-школе//Предметное образование. Коллективная монография. Москва: Издательство: ООО "Русальянс "Сова" (Москва). - 2016. - с. 43-48
  13. Яскина О.А. Метод кейс-стади как инструмент развития педагогических технологий в магистерской программе «Управление развитием бизнеса» на основе когнитивной методологии//Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 43. - с. 49-53.
  14. Яскина О.А. Применение методики Камерона-Куинна для оценки состояния корпоративной культуры на российских предприятиях // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2016. - № 15. - с. 75-80