РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ: МОДЕЛИ КОМПЕНСАЦИИ РИСКА

№58-1,

Экономические науки

Статья посвящена актуальной теме современного общества – оценке рисков и моделям компенсации риска. В статье раскрыты вопросы управления рисками и компенсации рисков. В статье отражено, что одним из главных направлений борьбы с рисками являются методы компенсации риска, которые связаны с формированием систем предупреждения опасности или снижением негативных последствий наступления нежелательных событий.

Похожие материалы

Каждый хозяйствующий субъект в своей деятельности сталкивается с риском. Риск неразрывно связан с принятием любых управленческих решений. Существует множество определений данной категории. В качестве примера приведем одно наиболее общее: риск – вероятность возникновения потерь, убытков, недополучение доходов и прибыли. [1, с.24].

Одной из актуальных задач предприятия является выявление экономической сущности рисков и установление форм их воздействия на результаты его деятельности. Однако предприятию необходимо не только анализировать, но и управлять рисками. Управление риском можно охарактеризовать как совокупность мероприятий, приемов и методов, которые в определенной степени позволяют прогнозировать наступление рисковых событий и снижать их отрицательные последствия или вовсе их исключать. [7, с.18].

На промышленных предприятиях управление рисками базируется на концепции приемлемого риска, которая предполагает путем рационального воздействия на уровень риска доведение его до допустимого значения. Предприятие может использовать различные методы снижения уровня риска, оказывающие влияние на определенные сферы его деятельности. [11, с.27].

Все множество используемых в хозяйственной деятельности организаций способов управления рисками разделяют на четыре группы (рис.1):

Методы управления рисками
Рисунок 1. Методы управления рисками

Одним из главных направлений борьбы с рисками являются методы компенсации риска, которые связаны с формированием систем предупреждения опасности или снижением негативных последствий наступления нежелательных событий. По виду воздействия и характеру данных методов их классифицируют как упреждающие методы управления. Среди недостатков методов компенсации рисков можно отметить их трудоемкость и необходимость объемной предварительной аналитической работы, от результатов которой во многом будет зависеть успешность их реализации.

К методам компенсации риска относят (рис. 2):

Методы компенсации риска
Рисунок 2. Методы компенсации риска

Стратегическое планирование, представляющее собой консолидирующую основу фирмы и своеобразный фундамент, считается одним из эффективных методов. [13, с.126]. В роли средства компенсации риска стратегическое планирование результативно при условии, что процесс разработки стратегии учитывает все сферы деятельности организации. Основательная работа по стратегическому планированию, перед которой обычно изучается потенциал фирмы, позволяет выявить слабые места в производственном цикле, развеять значительную неопределенность, предугадать потерю позиции фирмы на своем рынке, заранее определить специфические факторы риска данной организации и, следовательно, заранее подготовить комплекс компенсирующих действий, план подключения и использования резервов. [23;24;25].

Еще одной составляющей данного метода является прогнозирование внешней среды, а именно экономической обстановки, которое заключается в периодическом создании возможных сценариев развития и оценке внешней среды для данной фирмы, прогнозировании потенциальных действий конкурентов и поведения партнеров, изменений в структурных сегментах рынка, где предприятие осуществляет деятельность по закупке материалов и продаже товаров, а также прогнозирование на региональном, национальном и международном уровне. [9, с.123].

Неразрывно с предыдущей составляющей связан мониторинг нормативно-правовой и социально-экономической среды, который состоит в оперативном отслеживании текущей информации о социально-экономических процессах. [15; 16]. Метод требует для своей реализации нормативно-справочную информацию, проведение аналитико-прогностических исследований, наличие доступа к сетям коммерческой информации, использование услуг консультантов и консалтинговых фирм. Полученные данные дадут возможность определить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заранее подготовиться к изменению законодательства, разработать необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, оперативно внести поправки в тактические и стратегические планы компании.

Следующий метод – активный целенаправленный маркетинг. В этом случае организация, которая решила использовать в качестве борьбы с риском данный метод, начинает стремительно стимулировать спрос на свою продукцию. Для этого применяются различные маркетинговые приемы и методы: оценка емкости рынка и его сегментация, проведение рекламной компании, включающей масштабное информирование потенциальных инвесторов и потребителей об исключительных свойствах своей продукции и исключительности предприятия в целом; выработка мер и политики по управлению издержками, построение стратегии конкурентной борьбы и т.д. [5, с.183].

Создание системы резервов достаточно близко к страхованию, но осуществляется внутри организации.

Среди основных форм данного направления выделяют:

  • создание резервного фонда фирмы, формирующегося согласно требованиям законодательства (в акционерных обществах резервный фонд должен составлять не менее 5% от уставного капитала) и уставу фирмы;
  • создание целевых резервных фондов. В качестве примера можно привести фонд страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка), фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности, на предприятиях торговли – фонд уценки товаров и т.д. Совокупность таких фондов, их размеры, источники и порядок отчислений регулируются уставом предприятия и другими внутренними нормативными актами;
  • формирование резервных сумм финансовых ресурсов в системе бюджетов. Такие резервы обычно предусмотрены во всех видах бюджетов, а также в отдельном ряде гибких текущих бюджетов;
  • создание системы страховых запасов финансовых и материальных ресурсов по отдельным элементам оборотных активов фирмы. Такие запасы формируются по денежным средствам, сырью, готовой продукции, материалам и комплектующим. Составляется план их использования в кризисных ситуациях, создаются свободные мощности, налаживаются и поддерживаются новые связи и контакты;
  • нераспределенный остаток прибыли, которая была получена в отчетном периоде. До момента распределения его можно рассматривать как резерв финансовых ресурсов, который направляется на ликвидацию негативных последствий отдельных рисков.

Шестой метод – привлечение внешних ресурсов. В ситуации, когда фирма не способна покрыть все потери с помощью внутренних ресурсов, она может покрыть их с помощью кредитных ресурсов. [20, с.116]. Однако в данных условиях получить кредитные ресурсы будет достаточно непросто. Главная проблема состоит в том, что нужно будет убедить кредитно-финансовые организации в необходимости выдать кредит предприятию, а в кризисных условиях это составляет серьезную проблему. Поэтому еще до возникновения потерь следует иметь готовый план их преодоления, чтобы доказать кредитно-финансовым организациям перспективность деятельности предприятия. [3].

Другой серьезной угрозой при привлечении кредитных ресурсов становится их цена. Использование кредитных ресурсов может подорвать финансовую устойчивость предприятия. [21, с.44].

Таким образом, рассматривать кредитные ресурсы в качестве покрытия потерь стоит с осторожностью по причине дополнительных расходов, которые связаны с процентными платежами. [8, с.121].

Помимо рассмотренных выше классических методов компенсации рисков следует уделить внимание и другим интересным методам. В качестве примера одного из них можно привести прием «отравленная пилюля». [6, с.24].

Метод «Отравленная пилюля» обычно используется для предотвращения враждебного поглощения предприятия. Под «отравленной пилюлей» подразумевают ценные бумаги, которые предоставляют их держателям особые «права», при наступлении попыток враждебного поглощения фирмы. [14, с.124].

Обычно акционеры получают «отравленную пилюлю» как специальный дивиденд в виде варранта. Варрант является ценной бумагой, которая дает право на покупку обыкновенных акций предприятия по заранее установленной цене или же со скидкой 50-75% от рыночной цены во время агрессии. Причем реализовать это право акционеры могут только при наличии определенных условий, информирующих о начале враждебного поглощения. [26;27]. Данные условия должны содержаться в уставе организации. Так, например, скупка 20-25% акций предприятия без ведома и согласия руководства можно расценивать враждебным захватом. Пока предприятие не подверглось атаке, варранты обращаются «прикрепленными» к акциям. В случае атаки «права» открепляются от акций и их держатели, кроме акционера-захватчика, могут приобретать обыкновенные акции по цене ниже рыночной. При этом руководство производит дополнительную эмиссию. Таким образом, количество акций растет, что размывает пакет акций, который скупил агрессор, и делает дальнейшее враждебное поглощение практически невозможным.[22, с.75].

В корпоративной отчетности «отравленные пилюли» часто отражают как «план защиты прав акционеров фирмы».

Данный метод получил широкое распространение во второй половине 80-х годов, его законность была подтверждена в суде в 1985 году. Уже к 1998 году у более 90% американских организаций в качестве средства защиты имелись «отравленные пилюли». [18, с.244].

Для упрощения использования «отравленной пилюли» в устав предприятия может включаться положение, согласно которому совет директоров имеет карт-бланш на выпуск привилегированных акций, которые могут обладать любым набором «привилегий». То есть совет директоров может самостоятельно устанавливать коэффициент их обмена на обыкновенные акции и получать посредством этих акций право голоса. Такие привилегированные акции служат основой создания «отравленной пилюли». Благодаря им совет директоров может активировать «отравленную пилюлю» без необходимости специального согласия акционеров. Данное положение содержится в уставах 86% американский предприятий. [29;30].

В качестве следующего альтернативного метода можно рассматривать обеспечение компенсации финансовых потерь по рискам за счет системы штрафных санкций.[12]. Этот прием снижения или ликвидации финансовых рисков предполагает отражать в контрактах с партнерами размеры неустоек, пени, штрафов и других видов финансовых санкций, выплачиваемых при нарушении финансовых обязательств. Величина штрафных санкций должна полностью соответствовать финансовым потерям фирм по причине неполучения дохода, учитывать инфляцию и т.д. [19, с.221].

Еще одно направление – исключение некоторых форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами. В отечественной практике их количество постоянно расширяется (против мировых тенденций), что дает партнерам возможность не нести финансовую ответственность за неисполнение своих обязательств. [10, с.26].

Немаловажный метод компенсации рисков – информационная безопасность организации. Предприятие должно обеспечивать защиту экономических интересов посредством формирования препятствий утечке информации.[2,с.35]. Сюда можно отнести меры борьбы с разнообразными проявлениями промышленно-экономического шпионажа, защиту баз данных, работу по воспитанию чувства ответственности у персонала, так как утечка конфиденциальной и важной для данной фирмы информации происходит в основном через ее работников.

В нашей стране используются следующие способы защиты информации, которые частично заимствованы из опыта развитых стран:

  • использование аппаратных средств защиты от промышленно-экономического шпионажа (применение программно-технических средств защиты информации, которая передается по каналам коммуникации и обработки информации; нейтрализация записывающих и прослушивающих устройств; использование технических средств их обнаружения; создание препятствий дистанционному прослушиванию и визуальному наблюдению);
  • придание информации статуса коммерческой тайны;
  • воспитание у работников корпоративной чести, чувства ответственности, навыков по защите конфиденциальной корпоративной информации;
  • разбивка массивов информации на отдельные блоки с ранжированным доступом к ним работников.

К сожалению, в российской практике предупредительная работа, связанная с выработкой навыков защиты информации, формированием чувства ответственности у персонала, проводится довольно редко, но в крупных корпорациях все же проводится. [4, с.78].

В государствах с развитой экономикой уровень защиты информации поддерживается также с помощью мер организационного и административного характера, обеспечивающих низкую текучесть кадров, высокий корпоративный дух, участие сотрудников в управлении корпорацией. [17].

В заключение необходимо отметить, что из вышеназванных методов активно используются методы информационной безопасности, при наличии угрозы поглощения – метод «отравленной пилюли». Из классических методов явное предпочтение сегодня отдается созданию резервов, которые могут формироваться в виде накопления собственных денежных страховых фондов, использования залогов и т.д. Однако только при эффективном использовании всех методов в едином механизме компенсации рисков представляется возможным максимально снизить их негативные последствия или вовсе их исключить.

Список литературы

  1. Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. Управление рисками организации: Учеб. пособие – М: ИНФРА-М, 2015. – 153 c.
  2. Баранова Е.К., Бабаш А.В. Информационная безопасность и защита информации. – М: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 322 с.
  3. Власов А. Риск-менеджмент: система управления потенциальными потерями // Бизнес. 2013. № 5. С.25-32.
  4. Домащенко, Д.В. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности / Д.В. Домащенко, Ю.Ю. Финогенова. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010. - 238 c.
  5. Киселева И.А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 182–185.
  6. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23-29.
  7. Киселева И.А. Методологические аспекты управления банковскими рисками / Финансовый менеджмент, 2001. № 1. С. 13-26.
  8. Киселева И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений / Аудит и финансовый анализ, 2002, № 1, С.118-124.
  9. Киселева И.А. Моделирование рисковых ситуаций. – Учебное пособие / Евразийский открытый институт, М., МЭСИ, 2011. 152 с.
  10. Киселева И.А. Оценка рисков в бизнесе / Консультант директора. 2001. № 15. С. 25-27.
  11. Коршунова, Л.Н. Оценка и анализ рисков / Л.Н. Коршунова, Н.А. Проданова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 96 с.
  12. Мамаева, Л.Н. Управление рисками: Учебное пособие / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 256 c.
  13. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И. Производственный менеджмент. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2014– 305 с.
  14. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика/Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.
  15. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: учеб. Пособие. Москва: Дашков и К°, 2013 - 291 с.
  16. Ширяев В.И. Финансовые рынки: Нейронные сети, хаос и нелинейная динамика, М.: Издательская группа URSS, 2011. 232 с.
  17. Черешкин Д.С. Управление рисками и безопасностью. М.: Издательская группа URSS, 2010. 200 с.
  18. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, 2005. № 2. С. 244-245.
  19. Киселева И.А., Трамова А.М. Анализ особенностей инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики /Экономические науки. 2009. № 50. С. 219-222.
  20. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса // Статистика и Экономика. 2011, № 5. С. 115-119.
  21. Киселева И.А. Модели банковских рисков. – Учебное пособие / М., МЭСИ, 2001. 155 с.
  22. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса – М., Новая реальность, 2016, 136 с.
  23. Уотшем Т.Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах, Пер.с англ. - М., ЮНИТИ, 1999. - 344с.
  24. Финансовый менеджмент.- Под ред. Акад. Г. Б. Поляка М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 352 с.
  25. Банковскиий менеджмент / Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Кнорус, 2011. – 768 с.
  26. Филипп Котлер. Маркетинг по Котлеру: Как создать, завоевать и удержать рынок . – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – С.116 – 163.
  27. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 159 с.
  28. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  29. Alexander С. Financial Risk Management and Analysis. Wiley, 1996. 186 с.
  30. Vaugham E.J. Risk management. - N.Y. etc.: Wiley, 1997. 255 с.