НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

№58-1,

Экономические науки

Статья посвящена вопросам налогового контроля и надзора в Российской Федерации. Автор раскрывает формы, методы, виды налогового контроля. Особое внимание обращается на правовую основу и материальную базу функционирования налоговых органов, а также характера взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования форм, видов и методов налогового контроля в государстве.

Похожие материалы

Налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) финансовый контроль страны, значение которого состоит не только в отслеживании соблюдения налогового права, но и в отслеживании корректности эвальвации, полноты и своевременности оплаты налогов и сборов, а еще в исключении обнаруженных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций администрирования на уровне страны, представляет собой порядок наблюдения и исследования за финансово-хозяйственной работой плательщиков налогов с целью ее оптимизации для качественного выполнения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль возможно рассматривать с трех сторон организационная, методическая и техническая. Первая из них представляет собой выбор форм контроля и надзора, состав его субъектов и объектов; второй стороной охватывает способы реализации контрольных действий; третья – совокупность приемов отслеживания, их очередности и взаимоувязки.

Объект налогового контроля и надзора можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, появляющихся в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового права к ответственности.

Предметом же налогового контроля и надзора, считается своевременность и полнота выполнения плательщиками налогов своих налоговых обязательств по отношению к стране.

Целью налогового контроля и надзора считается создание совершенного порядка в системе налогообложения и достижение такого значения исполнительности между плательщиками налогов, налоговых агентов и других лиц, при которых исключается несоблюдения налогового права или их количество несущественно.

Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ).

Налоговый контроль и надзор использует разнообразные формы практической организации, они могут быть предварительной, текущей и последующей:

  • предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового права, сбору, обработке и анализу широкой информации о плательщиках налогов на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений;
  • текущий контроль, носит оперативный характер, считается частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки корректности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком;
  • последующий контроль, реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

На практике необходимо добиваться сочетания предварительного, текущего и последующего форм контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны.

Налоговый контроль и надзор может реализовываться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия:

  • наблюдение подразумевает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля;
  • проверка касается ведущих вопросов финансовой работы и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления прецедентов несоблюдения налоговой дисциплины и исключения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут вестись в отношении всех плательщиков налогов. Выездные налоговые проверки могут вестись в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • обследование, ведется с целью фиксации сторон работы хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу оплаты налогов;
  • анализ реализовывается на базе текущей и годовой отчетностей, отличается специальным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и условные величины (для определения размера объекта налога при отсутствии документации у плательщика налогов), группировки, сравнения;
  • ревизия ведется на месте и базируется на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и налоговой, статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Систематизация налогового контроля и надзора по видам может быть реализована по различным основаниям. По объекту выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий – плановый и внеплановый налоговый контроль:

  • комплексным считается контроль, который охватывает вопросы правильности эвальвации, удержания, оплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у плательщика налогов имеются соответствующие обязательства;
  • тематический контроль, ограничивается отслеживанием правильности эвальвации, удержания, оплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения налоговых вычетов и т.п.;
  • плановый контроль, подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный) – реализовывается в случае внезапно возникшей необходимости.

Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный:

  • сплошной налоговый контроль базируется на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского и налогового учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль – предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев.

По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок:

  • выездные проверки, являются больше действенными, так как разрешают налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной работы, надзора и соответственно получить значительно больше информации о финансово-хозяйственной работе плательщика налогов;
  • преимущество же камерального контроля в том, что он разрешает с наименьшей тратой времени и усилий со стороны налогового органа, отслеживать большое количество плательщиков налогов на базе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

В зависимости от неизбежности для плательщиков налогов, налоговый контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и обязательный.

По периодичности проведения в налоговом контроле различаются первоначальный и повторный:

  • первоначальными следует признать, контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо плательщика налога впервые в течение календарного года;
  • повторность же появляется в том случае, когда за определенный период времени реализовывается две и больше выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащих оплате или оплаченным плательщиком налогов за один и тот же период.

В зависимости от источников данных налоговый контроль может быть документальным и фактическим:

  • документальный налоговый контроль, базируется на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах;
  • фактический налоговый контроль, предусматривает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др.

Выделяется также встречный налоговый контроль. Он имеет место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о работе плательщика налогов (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним работу или как-либо с ним связанных.

По субъектам налогового контроля выделяется: контроль финансовых органов, контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым контролем, реализованным соответствующими органами страны, можно выделить и внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителями или ревизорами организаций-плательщиков налогов.

Одним из условий функционирования налоговой системы считается налоговый контроль и надзор, реализовываемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок.

К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:

  • проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
  • запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим оплате или оплаченным плательщиком налогов (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
  • в том случае, если организация-плательщик налогов ликвидируется или реорганизуется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке надзора за работой налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из перечисленных ниже решений:

  • о привлечении плательщика налога к налоговой ответственности за совершение нарушения налогового права. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов несоблюдения налогового права;
  • об отказе в привлечении плательщика налога к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формально содержащие признаки налоговых нарушений права, но в силу установленных причин плательщик налогов не подлежит привлечению к административной ответственности;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение выносится при наличии условий, исключающих вероятность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении плательщика налогов к административной ответственности на базе имеющихся материалов налоговой проверки.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре базовых мотива уклонения от оплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от оплаты налогов считается нестабильное финансовое положение плательщика налогов, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового права. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения способов налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового права.

Налоговый контроль в России реализовывается в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим способом налогового контроля и надзора, который сочетает в себе все методы.

Совершенствование форм, видов и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

  • увеличение количества совместных проверок с органами федеральной налоговой службой;
  • повторные проверки хозяйствующих субъектов, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
  • проведение перекрестных проверок;
  • использование косвенных методов эвальвации налогооблагаемой базы при наличии правовых норм.

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной и надзорной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

Список литературы

  1. Ильин А. Налоговый контроль за расходами физических лиц // Право и экономика. 2007 г. №1. с. 66 – 68.
  2. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 03.07.2016) "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Конюхова Т., Гармаева М., Горева А. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации // Право и экономика. 2006 г. №5. С. 28–38.
  4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1-2)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  5. Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // Финансовая газета. Региональный выпуск – 2004 – №31.
  6. Фролов С.П. Налоговые споры: некоторые практические рекомендации // Бухгалтерский учет. – 2001. – №9. – С. 43–50.
  7. Щербинин А.Т. Совершенствовать налоговый контроль. // Финансы. – 2001. – №9. – С. 13–18.
  8. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб.: Питер, 2001. – С. 199