СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ В КОНТЕКСТЕ РОСТА БЕЗНАДЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ

№58-2,

Социологические науки

Одной из актуальных проблем современного российского общества продолжает оставаться безнадзорность и беспризорность детей и подростков. Состояние детской безнадзорности в РФ характеризуют как стабильно тяжелое. Поэтому главной задачей является помощь несовершеннолетним, которые оказались без должного контроля и надзора. Существуют различные причины безнадзорности и беспризорности детей, подростков. Своевременная помощь со стороны взрослых может стать залогом преодоления тенденций личностной деструктивности и обеспечения действенного решения проблем беспризорности и безнадзорности.

Похожие материалы

Одной из актуальных проблем настоящего времени в России до сих пор остается безнадзорность и беспризорность детей и подростков. На мой взгляд, это важная проблема, решение которой нельзя откладывать, ведь данная категория находится в зоне риска совершения преступлений.

Однако, несмотря на то, что в течение многих лет создаются федеральные и региональные программы для профилактики и искоренения проблемы детской беспризорности, дети в стране продолжают оставаться без опеки и попечительства родителей и близким родственников.

Совершенно очевидно, что беспризорники часто становятся детьми, отданными «демократическим обществом» на «попечение» уголовному миру. В итоге огромное количество детей из этой категории употребляют и распространяют наркотики, имеют различные социально опасные болезни, в общем, в будущем они могут стать потенциальными преступниками. В связи с эти у них образуется некая ненависть к окружающим их людям, вырабатывается нежелание и к образованию, культурным традициям, моральным устоям общества, и, следовательно, отвращение к работе [5].

К сожалению, в настоящий момент в связи с ростом числа безнадзорных детей состояние детской безнадзорности в РФ характеризуют как стабильно тяжелое. Поэтому эти неблагополучные дети часто являются под прицелом социальных работников. И главная задача - не только для родителей, родственников и лиц, их заменяющих, но и общества в целом, - помочь этим детям в воспитании, социализации, в физическом развитии.

Несмотря на то, что безнадзорность, по мнению правоведов и социологов, есть социальная болезнь, причины кроются в политике и экономике государства [3].

На мой взгляд, главными причинами роста безнадзорности являются социально-экономические причины:

  • сложное материальное положение;
  • безработные родители;
  • многодетная семья;
  • отсутствие жилья;
  • малообеспеченная семья и др.

К социально-экономическим факторам причисляют: длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами и др.

Изменения в социальной сфере, как в России, так и во всем мире, сопровождаются непрерывным ростом числа беспризорных и безнадзорных детей.

В настоящее время социально-экономическая и политическая ситуация в России характеризуется низкими доходами большей части населения, высокой нестабильностью, уменьшением производства в стране, ухудшением качества питания. К тому же во многих областях накалена политическая ситуация.

К концу перестройки по мере ухудшения экономического и социального положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти [1].

Среди этих детей возрастает количество больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой, собственно говоря, и оставляют родители в роддомах или отдают в приюты. Также становится все больше и больше детей, переданных в детские учреждения органами опеки из неблагополучных семей, где родители наркоманы, алкоголики, ведут аморальный образ жизни.

Одной из главных экономических причин роста безнадзорности в нашей стране является увеличение числа родителей, потерявших свои рабочие места из-за ликвидации производства, отсутствия новых вакантных рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законопроектов в области охраны детей. Также существуют и другие причины, например, такие как социально-педагогические (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка; нежелание школы заниматься проблемными детьми; частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.) и психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию; негативная установка ребенка на учебу; негативный опыт отношений в классном коллективе).

Следует отметить, что проблема беспризорных детей с особой остротой возникала в различные периоды отечественной истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями [1].

Но все-таки главные причины возрастающей безнадзорности детей и подростков берут свои истоки, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Следовательно, семейное неблагополучие - основная, но не единственная причина безнадзорности детей [2].

Проанализировав состояние детской безнадзорности и беспризорности, можно сделать следующие выводы: данная проблема является актуальной как для РФ в целом, так и для каждого отдельно взятого региона; принимаемые государством меры по снижению ее остроты, принятие целевых федеральных программ хотя и привели к некоторым позитивным сдвигам в данном вопросе, но явно недостаточны; очевидно, что существует проблема социального сиротства; очевиден и тот факт, что именно семья со всем своим комплексом проблем является одним из главных источников появления социального сиротства в стране.

Для решения обозначенной проблемы целесообразно следующее:

  • совершенствовать государственную политику и экономику в отношении семьи, законодательную базу по данной проблеме;
  • координировать действия всех заинтересованных российских ведомств по борьбе с причинами детской беспризорности[6];
  • привлекать к обсуждению проблемы гражданских активистов, общественные организации, деятелей культуры и религии;
  • разработать новый механизм ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (возможно введение уголовной ответственности в виде обязательных работ);
  • улучшить систему досуга несовершеннолетних;
  • увеличить количество оздоровительных учреждений для детей;
  • организовать трудовые и военно-патриотические лагеря для неблагополучных подростков;
  • развивать систему детских общественных организаций типа ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы), сеть реабилитационных учреждений для несовершеннолетних;
  • апробировать новые формы работы в плане профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних.

Исходя из выше сказанного, следует особо подчеркнуть необходимость совершенствования социальной работы с данной категорией, поиска путей ее эффективности в контексте профилактики преступности, совершенствования экономической системы государства в целом.

Список литературы

  1. Адлер А. Беспризорные дети. - Ф. -на Майне. 1997. 224с.
  2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/ Дис. на соиск. уч. степ.к.п.н. - Свердловск, 1986, 115 с. ISSN: 1991-5497
  3. Антонова Е.М. Принципы и проблемы детской и подростковой безнадзорности //Вестник Филиала РГСУ в г. Чебоксары. 2010. №1 1221. 69с. ISSN: 1990-679X
  4. Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения:
  5. учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н.Ф. Басова. - М.: кнорус, 2012. 528с. ISBN: 978-5-388 -00222-8 Беженцев А.А. Элементы системы профилактики безнадзорности.
  6. Кривоносов А.Н. , Кудрявцева Г.Л., Мустаева Ф.А., Орлова Г.В. , Беляков В.В., Колодченко С.Ю. Исторический аспект социально-профилактической работы с безнадзорными и беспризорными// Максимов, Л.Н. , Кошкина В.С.
  7. Климантова Г.И. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации / Г.И. Климантова, Т.А. Федотовская // Аналит. вестн. Сер. 46, Основные проблемы социального развития России. 2002. № 20 (176). С. 23.
  8. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Практика социальных служб, учреждений, организаций: учеб. пособие / Д.В. Самыгин, И.А. Цатурова, В.А. Гуськов; общ. ред. В.С. Кукушина. 3-е изд., перераб. и доп. М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2013. 336 с.