ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

№58-2,

Педагогические науки

В статье анализируется деятельность учителя начальной школы по развитию творческого воображения учащихся. Анализ проводится с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Похожие материалы

В последнее время в современной России осуществляется модернизация системы образования, направленной на воспитание творческой личности, способной к инновационной деятельности.

С внедрением ФГОС проблема воспитания творческой личности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной личности. Происходящий в последнее время колоссальный рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников. В связи с этим возникла потребность в новых методах диагностики и развития воображения детей младшего школьного возраста как в условиях образовательных учреждениях, так и в семье [1].

Исследования по проблеме изучения развития воображения у детей младшего школьного возраста в современных социокультурных условиях становиться актуальным. Век информационных технологий ставит задачу перед школьниками неординарного подхода к решению разнообразных жизненных задач [4].

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения [2].

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.В. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие [5].

ФГОС нового поколения показывает возможности воспитания гибкой, умеющей ориентироваться в различных ситуациях личности. Это возможно лишь при развитии творческого воображения. Стоит так же отметить, что если не уделять этому достаточного внимания у ребенка могут возникнуть несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса, а именно несоответствия требованиям новой социальной ситуации [3].

Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский [6].

Условно можно разделить методы по развитию воображения на несколько групп:

  1. Сочинение сказок и историй. Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, тему которой предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.
  2. Режиссерская игра-импровизация. Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом. Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону, сценка или целая драматизация, важным было включение фантазии и воображения. Остальные дети наблюдали за действом, затем происходила смена участников игры. Все заканчивалось обсуждением – рефлексивный момент был важнейшим в ходе каждого урока.
  3. Задания на преобразующее воображение. В заданиях этого типа тренируется способность слияния с объектом, мысленное преобразованию его в новый образ, часто используется механизм агглютинации. Преобразующее воображение – важная стадия развития творческого. Выполняя эти задания, дети учатся видеть общие признаки в предметах, очень далеких по сути, но подобных по некоторым особым внешним проявлениям и уже на этой основе создавать образные (не понятийные) обобщения. Задания на развитие воссоздающего воображения. К ним относятся: словесное рисование, музыкальное рисование (создание словесного портрета героя музыки), рисование своего настроения, образ музыки, дорисовка целого по фрагментам, придумывание окончание рассказа или предложения. Задания развивают способность быстро и легко порождать самые неожиданные образы фантазий и смело соединять их с повседневными событиями.
  4. Тренировка беглости ассоциаций. Подобные задания служат развитию ассоциативного мышления и воображения. Учат мыслить и представлять, улучшают скорость и управляемость ассоциативного потока, что является важными составляющими многих видов творчества. К ним относятся: создание ассоциативных цепочек, придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам, понятиям и состояниям.
  5. Творческое моделирование. Детей учат при помощи воображения предвидеть последствия и принимать решения. Здесь возможны различные варианты заданий: поиск причины по двум следствиям, придумывание следствий исходя из причины. Тренируются такие универсальные характеристики воображения, как возможность легко и быстро видеть различные причинно-следственные отношения, точно устанавливать причины событий, а также находить взаимосвязи между несколькими совершенно не связанными, на первый взгляд, событиями, выстраивая собственную логическую цепочку.
  6. Задания на актуализацию субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления). Детям предлагалось рассказать о тех чувствах, эмоциях, которые они испытывают или испытывали, выразить эти чувства в виде образов (рисование, телесные, музыка). Задания формируют умение рефлексировать собственные чувства и переживания при соприкосновении с музыкой, находить образы и метафоры своих состояний, свободно выражать свое мнение, строить эмоциональные обобщения.
  7. Задания на формулирование творческих вопросов. Творчество возникает тогда, когда есть удивление и вопрос. Подобные задания развивают поисковую активность, учат воспринимать мир без ограничений, воспринимать предметы по новому, улавливать и обозначать нереализованные функции и смыслы [7].

Все группы, перечисленные выше, ориентируются на проблемное обучение. В рамках реализации ФГОС начального общего образования это является основой воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики [8].

Младший школьный возраст является благоприятным для развития воображения. Данный психический процесс является одним из важных и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность освоения школьной программы [10].

В научно-методической литературе существует огромный арсенал средств, приемов, методов по развитию воображения. Из всего разнообразия необходимо отобрать те, которые будут более эффективны по применению к данному контингенту учащихся. Продуктивность можно будет наблюдать в любой сфере деятельности учащегося. Это и нахождение необычного решения математической задачи и, конечно же, в изобразительной деятельности. Стоит отметить, что театральная деятельность, проигрывание ролей на уроках поможет ребенку не только развивать воображение, но и научит правильно строить диалог, сопереживать другим, реализовать свой скрытый потенциал [9].

Педагог в своей практике может использовать разнообразные методы и средства по развитию воображения, как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. Эффективность зависит от учета особенностей детей данного возраста и вариативности приемов, средств и методов, используемых учителем. Задача психолога состоит в проведении своевременной диагностики уровня развития воображения, сообщение педагогу об учащихся, которые требуют особого внимания и проведении коррекционной работы по развитию воображения.

Список литературы

  1. Мурзина, Н.П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
  2. Ожогова, Е.Г. Проблема «психического выгорания» в деятельности педагога // / Е.Г. Ожогова // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых материалы Международной научно-практической конференции.– Омск, изд-во СибАДИ, 2016. – С. 659-663.
  3. Ожогова, Е.Г. Успешность профессионального педагогического общения с родителями (семинар-тренинг) / Е.Г. Ожогова, Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 11. – С. 81-87.
  4. Фролова, П.И. Организация образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования в процессе внедрения компетентностного подхода / П.И. Фролова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г., Москва: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; под редакцие О.И. Ключко. – 2016. – С. 557-563.
  5. Фролова, П.И. Проблемы психологической готовности и адаптации в процессе подготовки детей к обучению в школе // NovaInfo.Ru. 2016. – Т. 3. – № 54. – С. 264-269.
  6. Фролова, П.И. Психология и педагогика: учебное пособие / П.И. Фролова, А.В. Горина, М.Г. Дубынина . – Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
  7. Чердынцева, Е.В. Особенности формирования внутренней позиции школьника у первоклассников во внеурочной деятельности / Е.В. Чердынцева// Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 103-105.
  8. Чердынцева, Е.В. Технология организации внеурочной деятельности в начальной школе / Е.В. Чердынцева// Научный потенциал. – 2014. – № 1 (14). – С. 88-91.
  9. Чердынцева Е.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к реализации профессионального стандарта педагога / Е.В. Чердынцева //Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород, Изд-во Мининского университета, 2016. – С. С. 209-214.
  10. Якубенко О.В. Профилактика психодезадаптационных расстройств учащихся / О.В. Якубенко // Наука и образовательное пространство: вектор трансграничного общения: материалы международного форума. – Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2015. – С. 108-113.