ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

№58-2,

Философские науки

В статье анализируются проблемы отношения общественного бытия и общественного сознания, обосновываются их основные положения и функции

Похожие материалы

Категория «общественное бытие» обозначает часть материального мира. Карл Маркс выделил из природного бытия общественное бытие. Он рассматривал развитие общества в виде особого материального процесса, отличного от физического и биологического.

Общественное бытие представляет собой материальную жизнь общества, производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства (орудия и средства производства, экономико-географическая среда, производственные отношения). Оно включает в себя уровень и деловую жизнь людей, состояние материального производства, сферу бытового и культурного обслуживания [6, с. 107].

Главный элемент общественного бытия - способ производства. Он являет собой основу, ядро бытия общественного, куда включаются отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Общественное бытие - это объективная общественная, своего рода социальная реальность [2, с. 120].

Другой стороной общественной жизни является общественное сознание, представляющее собой осознание и оценку обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие отражается в общественном сознании, которые влияет на бытие общества и обуславливает, в конечном счете, направление его развития.

В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Изучение общественного бытия дает ключ к пониманию всей совокупности форм общественного сознания: нравственного, религиозного, эстетического, политического, научного философского, исторического, экономического, экологического. Где же пребывает общественное сознание? На данный вопрос можно ответить следующим образом: оно пребывает в системе «человек – деятельность – общение – общество – история – язык – культура» [5, с. 332].

В жизни нет вечного, неизменного общественного бытия и общественного сознания. Они также нуждаются в преобразовании, перестройке. Когда они радикально изменяются, вместе с ними и на их основе изменяются сами люди, их взгляды, система ценностей, целевые установки, теоретические концепции. Изменение условий и уровня жизни, общественного бытия, общего социально-психологического климата в лучшую или худшую сторону сразу отражаются в сознании людей. Люди не могут оставаться безразличными к этим изменениям [3].

Для понимания прошлого, настоящего и будущего, общественной жизни людей необходимо анализировать состояние общественного бытия и общественного сознания. Надо знать уровни индивидуального, обыденного сознания и общественной психологии. В них проявляются общественное бытие и общественное сознание [4, с. 166].

Общественное бытие во многом определяет общественное сознание, которое с большей или меньшей степенью адекватности отражает это общественное бытие. Характер и содержание общественного бытия в советский период и в современных условиях российской действительности совершенно разные. Это новое российское общественное бытие изменило общественное сознание. Но, к сожалению, возникло множество отрицательных явлений, сильно пострадало нравственное сознание.

Мы знаем, что экономика является фундаментом, базисом общества. Но влияния этого фундамента бывает явно недостаточно. Нужны другие устои, другие скрепы, удерживающие людей в определенных рамках. В качестве таких устоев выступает нравственное сознание. В общественном сознании в ходе перестройки и реформ остались некоторые элементы общечеловеческих нравственных ценностей. Они спасают нас от окончательного нравственного падения. Нравственные нормы, устои сохраняются благодаря усилиям старшего поколения. Если быть правдивым и объективным, то смело можно утверждать, что падение нравственных норм началось до социально-экономических реформ. Когда прислушиваешься к общественному мнению, то приходишь к убеждению, что людей очень волнуют проблемы нравственного сознания. Они утверждают, что нужна общероссийская программа нравственного воспитания населения [1, с. 158].

Мы считаем, что:

  • во-первых, общественное сознание вторичное явление и отражает общественное бытие только при условии активно-творческого его преобразования;
  • во-вторых, общественное сознание и общественное бытие не являются тождественными;
  • в-третьих, отражение может быть только приблизительно верной копией отражаемого;
  • в-четвертых, общественное сознание не может мгновенно и полностью охватить и отразить бытие общества в целом. Общественное сознание отражает общественное бытие только в самых основных, общих чертах.

Функция опережающего отражения сознания, прогнозирование будущего наиболее четко реализуются в отношении общественного бытия. Когда наличное бытие людей не устраивает, то сознание требует изменения общественного бытия. Сознание, передовые идеи, взгляды устремляются в будущее с целью преобразования существующего общества. Это воздействие общественного сознания на общественное бытие осуществляется через государство, политические, правовые отношения и др., которые являются механизмами этого воздействия.

Невозможно преобразовать бытие, не мобилизуя духовную энергию общества, его сознание. В это преобразование включается мотивационная сфера каждого человека.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. Общие теоретические принципы: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1987 - 335 с.
  2. Кузьмин Ю.А. Место правосознания в системе общественного сознания // Вестник Чувашского университета. - 2009. - №1. - С. 116-122.
  3. Кузьмин Ю.А. Мораль и право (философский аспект) // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 57; URL: http://novainfo.ru/article/9776
  4. Кузьмин Ю.А. Смыслонесущие функции правосознания // Вестник Чувашского университета. - 2009. - №3. - С. 162-167.
  5. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
  6. Степанов А.Г. Право в контексте традиций социально-философского анализа // Вестник Чувашского университета. - 2012. - № 1. - С. 105-109.