ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

№58-1,

Технические науки

Определены основные проблемы обеспечения устойчивости логистических систем и предложены пути их решения.

Похожие материалы

Любая система, и логистическая в том числе, состоит из ряда подсистем, которые расположены в определенном иерархическом порядке. В соответствии с теорией систем, эти подсистемы связаны между собой и осуществляют соответствующее влияние друг на друга. Вместе с тем они автономны и способны функционировать самостоятельно, если развитие, которое осуществляется в каждой из них, препятствует развитию других подсистем.

При нормальном функционировании всех подсистем вся система в целом работает без сбоев. В случае нарушения функционирования какой-либо подсистемы нарушается целостность всей системы. Однако такое нарушение еще не ведет к глобальному кризису. Это связано с тем, что автономное функционирование других подсистем, несмотря на то, что они и чувствуют некоторое влияние извне, не теряет своей самостоятельности.

Но как только нарушения в одной подсистеме подрывает изнутри ее структуру, то возникает дисбаланс в других подсистемах, приводя к хаосу. В такой ситуации поведение любой системы, и логистической в том числе, становится трудно прогнозировать. Если такая проблема есть, ее необходимо решать. Такое положение дел требует поиска соответствующих решений, и определяет актуальность вопроса.

Следует согласиться с мнением В.М. Лейбина [5], который считает, что необходимо начинать с той подсистемы, из-за отсутствия которой и произошли изменения в глобальной логистической системе. Некоторые специалисты считают, что пока принимаются решения по налаживанию нормального функционирования одной подсистемы, другие подсистемы могут выйти из строя и возникнет опасность потери контроля над поведением глобальной системы [1; 3]. При этом ряд авторов исходят из того, что трудно взять под контроль все процессы, которые приводят к хаотическому поведению глобальной системы. Поэтому необходимо оперативно реагировать на все изменения в этой системе и оперативно принимать эффективные решения по обеспечению нормального функционирования всех ее подсистем.

Поэтому целью является определение основных проблем обеспечения устойчивости логистических систем, и разработка путей их решения.

Как правило решения, принимаемые в отношении действий системы и ее элементов, основаны на традиционном видении взаимосвязей между различными подсистемами. Так, считается, что если изменения в одной подсистеме быстро ведут к изменениям в других подсистемах и глобальной системы в целом, то необходимо взять под контроль все эти изменения для того, чтобы направить их в нужном направлении. Тем самым управление становится решающим фактором, который задает ориентиры развития глобальной логистической системы.

Как отмечалось в наших предыдущих исследованиях, невозможность управлять глобальной системой в значительной степени обусловлена ​​неспособностью человека осуществить контроль над своей собственной деятельностью [4; 6-8; 12]. Но с таким мнением автора трудно согласиться, поскольку глобальными системами управляют и достаточно эффективно (например, Интернетом). Поддержание устойчивости логистической системы и сохранения ее гомеостаза является внутренней целью системы, по сравнению с внешней, которая определяет взаимоотношения системы с внешней средой. Поэтому следует так организовать логистическую систему, чтобы обеспечить достижение целей функционирования системы, стабильности в изменяющейся среде и одновременно ее развития.

Наиболее распространенной причиной разрушения системы является потеря ее устойчивости. Что касается логистических систем, то еще одной причиной разрушения могут быть противоречия, как внутренние, так и внешние.

Нарушение устойчивости системы в общем виде означает появление в ней процессов, которые не поддаются управлению и немедленно приводят к дезинтеграции системы. Устойчивость логистической системы определяется не способностью к управлению путем принуждения всех ее элементов функционировать в предварительно заданном режиме. Такой способ управления будет эффективным только в экстремальных ситуациях и может обеспечить устойчивость системы только за счет значительных затрат, негативно повлияет на ее развитие. Рано или поздно наступает конец внешнему принуждению, по которому устойчивость системы, поддерживаемая искусственно, нарушается, и наступает хаос, дезинтеграция ее элементов.

Естественная устойчивость логистической системы предусматривает такую структуризацию элементов, при которой их согласованное функционирование осуществляется на основе внутренней способности к самоорганизации. В таком случае сбои в одной подсистеме могут привести к переструктуризации отдельных элементов системы, замедлить ее развитие, но это не нарушает ее целостность. Устойчивость системы сохраняется даже при наличии некоторых дезинтеграционных процессов.

Безусловно нельзя говорить об устойчивости логистической системы, не определив понятие «состояние». Так, состояние - это мгновенная характеристика логистической системы, обеспечивающая знания свойств системы в конкретный момент времени. Состояние определяется либо через входное воздействие и выходные результаты, либо через общесистемные свойства.

Кроме того, структурная устойчивость системы бывает статической и динамической. Статистическая система - это система в одном состоянии. Динамическая система характеризуется множеством состояний, в течение времени она переходит из одного состояния в другое.

Что касается логистических систем, то они рассматриваются не в статическом состоянии, а в динамическом - в движении и развитии, что значительно меняет подход к их изучению, а в ряде случаев позволяет определить закономерности и факторы влияния на их деятельность [13].

Еще одной характеристикой системы является ее поведение, под которым понимают изменение состояния системы, следствием чего является некоторый результат. При этом следует отметить, что в основном термин «поведение» относится к организационным систем. Что касается технических систем, то, как правило, речь идет о процессах, которые происходят в системе.

Автор под понятием устойчивости системы понимает ее способность возвращаться в состояние равновесия после воздействия внешних факторов. Состояние равновесия, в которое система может возвращаться, называется устойчивым состоянием равновесия.

Устойчивость, как функциональное свойство логистических систем, имеет решающее значение для оценки их работоспособности и была бы невозможной без представления о динамике процессов, которые в них происходят. Поскольку логистическая система относится к числу управляемых систем, то логично наличие органа, который должен осуществлять функции управления. При этом следует заметить, что системы, которыми управляют, не является изолированными. Они взаимодействуют с внешней средой, друг с другом, могут образовывать более сложные системы, входящие в качестве звеньев в состав сложных систем и образуют иерархию систем, которыми можно управлять.

Условиями достойного функционирования логистической системы является определенная степень ее устойчивости под воздействием внешних факторов. Термин «устойчивость» предполагает, что, несмотря на «возмущение», логистическая система сохраняет неизменными те свои свойства и характеристики, которые делают ее данной системой. Устойчивость логистической системы можно понимать, как способность системы сохранять динамическое равновесие со средой, или как способность системы компенсировать влияние факторов внешней среды.

Безусловно, с повышением сложности системы, необходим рост ее устойчивости. Однако, как нами отмечалось ранее [9-10], во многих случаях общая устойчивость системы повышается с ростом числа элементов только тогда, когда увеличение количества элементов не приводит к уменьшению структурной устойчивости системы. По нашему мнению, в общем случае устойчивость системы зависит не только от количества ее элементов, но и от характера этих элементов, способов их соединения и вида их структурных связей.

Следует еще раз отметить, что проблема устойчивости является очень важной для сложных логистических систем. В такой системе критические условия функционирования определяются, прежде всего, глубокими структурными преобразованиями, что требует постановки на первый план вопросов обеспечения нормального функционирования системы при наличии внутренних и внешних параметров воздействия на нее.

Однако, если изменение параметров сложной логистической системы происходит в определенных пределах, то система имеет способность к адаптации. Но, если изменения в системе превышают ее возможности к адаптивному развитию, то устойчивость системы теряется. Если при этом устанавливается периодический режим, то отмечается «мягкая» потеря устойчивости. Если же система переходит на другой режим работы скачком, то наблюдается «жесткая» потеря устойчивости.

Как отмечается в работах [1-2; 11], в зависимости от механизмов развития и характера устойчивости определяют три типа кризиса: критические ситуации; собственно, кризис («мягкая» потеря устойчивости) катастрофы («жесткая» потеря устойчивости).

Если при критической ситуации нарушение устойчивости логистической системы можно преодолеть путем приспособления или адаптации, то кризисная ситуация еще не приводит к распаду системы. При крушении система разрушается.

По мнению, обоснованному в работах [6-10] в последнем случае элементы системы сохраняются, но образующие систему признаки исчезают. Если приближается кризис (бифуркация), рекомендуется внимательно отнестись к развитию событий и предсказать их движение. Кроме того, следует попытаться восстановить для системы добифуркационные условия или создать новые, соответствующие обстоятельствам.

Однако саму по себе бифуркацию не следует связывать только с кризисом в его отрицательной трактовке. Бифуркация - это «перерождение» системы, которое может привести к появлению новых положительных, с точки зрения развития системы, свойств.

Чтобы проверить устойчивость состояния равновесия, системе необходимо предоставить некоторое малое отклонение. Тогда при возвращении ее в прежнее состояние, или близкое к нему, можно говорить либо об устойчивость системы, либо о ее возбуждении.

Устойчивость функционирования системы является обобщающим понятием. Оно состоит из значительной группы факторов, которые непосредственно отображаются на устойчивости. Потеря устойчивости может происходить по следующим причинам: изменение параметров системы; наличие непредвиденных при формировании логистической системы факторов внешней среды; нарушения связей в системе.

Следующая группа причин потери устойчивости логистических систем связана с нарушениями материального потока: деформация собственно логистических каналов (разрушение каналов, снижение их пропускной способности, дефекты при транспортировке товара); недостаточность ресурсов; нарушения свойств перемещаемой продукции; перегрузка логистических каналов, их закупорка при излишках продукции.

В процессе развития, состоящего из стадий эволюции и повторяющихся скачков, логистическая система постоянно переходит из устойчивого состояния к неустойчивому и наоборот. Структурная и функциональная устойчивость представляет собой способность логистической системы сохранять свои параметры в определенной границе значений. Это позволяет ей сохранять качественную неопределенность, в том числе состав, связи и поведение, которые формируются в процессе адаптации системы к внешним и внутренним условиям и изменяются в результате катастрофы.

Устойчивость логистической системы можно увеличить путём повышения степени универсальности ее организации. Другой способ повышения устойчивости логистической системы - сохранение определенной специализации подсистем. Этот способ можно проиллюстрировать следующим образом. Большинство систем в своем составе имеют оперативные и консервативные подсистемы, из которых первые приближаются к среде, улавливая ее флуктуации, вторые же отделяются от нее, сохраняя качественную определенность системы. Оба условия могут работать вместе на повышение устойчивости, если они не выходят за определенные пределы. Если это не так, то устойчивость как самой системы, так и ее подсистем снижается. В этом случае постепенно начинает работать «принцип ломкости», в соответствии с которым устойчивость имеет большую ломкость, чем неустойчивость, все хорошее более ломкое, чем плохое [5].

В работе [12] показано, что неустойчивость часто возникает в ответ на введение в систему нового компонента. Вместе с тем, в точке бифуркации неустойчивость усиливается благодаря тому, что в системе всегда присутствуют флуктуации, заглушаемые в устойчивом состоянии, в результате нелинейных процессов, выводят параметры за критические значения, усиливаются и вызывают скачкообразный переход в новое устойчивое состояние с меньшей энтропией, после чего цикл «плавное развитие - скачок», «эволюция-революция», «устойчивость-неустойчивость» повторяется.

Мы доказываем, что понятие устойчивости и неустойчивости имеют смысл прежде всего по отношению к стационарному состоянию системы, то есть состоянию, формальное описание которого не зависит от времени и реально может осуществляться достаточно долго. Стационарное состояние устойчиво, если при незначительном отклонении от него система возвращается в это состояние, и неустойчиво, если отклонения от него растут в течение времени. Кроме устойчивости и неустойчивости стационарного состояния можно говорить о структурной неустойчивости и неустойчивость системы.

Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях значений параметров системы и факторов внешней среды, например, при колебаниях спроса потребителей на продукцию, изменении условий поставки или закупки продукции, изменении транспортных тарифов. При значительных колебаниях факторов внешней среды логистическая система должна гибко приспосабливаться к новым условиям путем изменения значений параметров функционирования и критериев оптимизации. При формировании системы можно предположить наличие в ней дестабилизирующих элементов или даже подсистем. Однако при этом необходимо принять меры по обеспечению устойчивости системы в целом. Наиболее простой способ состоит в охвате локальных неустойчивостей отрицательными обратными связями - необходимо измерять реакцию этих элементов и подавать на вход сигналы в виде функций этих реакций, противоположных им по знаку.

Таким образом, устойчивость и неустойчивость, адаптация и дезадаптация являются в равной степени необходимыми свойствами в процессе развития любой логистической системы. Достигнутый уровень научно-технического прогресса и накопленный опыт мировой экономики уже сейчас позволяет создавать высоконадежные и высокоэффективные системы.

Список литературы

  1. Горский Ю.М. Основы гомеостатики. Иркутск. Изд-во ИГЭА, 1998. – 337 с.
  2. Евин И.А., Яблонский А.И. Модели развития и теория катастроф // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник 1998. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  3. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия / Таланов А.Я., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 365-370.
  4. Информационно-логистическое обеспечение процесса управления сложными организационно-экономическими системами / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2013. (2-е издание, переработанное и дополненное).
  5. Лейбин В.М. Концептуальные представления о функционировании глобальной системы // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник 1998. Ч.1. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С.45.
  6. Логистика в управлении организационно-экономическими системами / Р.Р. Ларина, В.Л. Пилюшенко, В.Н. Амитан / Донецк, 2003.
  7. Логiстизацiя процесiв в органiзацiйно-економiчних системах / Амiтан В.Н., Тимиргалеева Р.Р., Пiлюшенко В.Л. - Донецьк, 2003.
  8. Логистический подход к управлению региональными организационно-экономическими системами / Ларина Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2012.
  9. Математические методы моделирования и управления развивающимися социально-экономическими системами (на примере туристко-рекреационной сферы) / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополль, 2015.
  10. Методы оптимизации в управлении организационно-экономическими и техническими системами / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Потапов Г.Г. - Симферополь, 2011.
  11. Переходы и катастрофы / Под ред. Ю.М. Осипова, И.Н. Шургалиной. М., 1994. – С.20.
  12. Регiональнi логiстичнi системи (формування, управлiння та стратегiя розвитку) / Timirgaleeva R.R. - Донецьк, 2004.
  13. Современные тенденции управления развитием организационно-экономических систем (новый взгляд) / Timirgaleeva R.R., Grishin I.Yu. // под редакцией проф. Тимиргалеевой Р.Р. / Симферополь, 2014.