ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

№58-2,

Экономические науки

Статья посвящена актуальной теме современности – развитию туристической сферы услуг. Развитие технологий туризма является ведущей тенденцией динамики мировой экономики, обусловленной социальной реструктуризацией современного общества. В РФ определена экономическая задача государственной политики в сфере туристических услуг – превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В статье рассмотрены основные методы управления рисками в туристическом бизнесе.

Похожие материалы

Перспективы развития туристского бизнеса невозможны без сокращения рисков. Да, турфирмы не могут существенно повлиять на внешнюю среду, например, на уровень жизни или на политическую ситуацию. Но им под силу приспособиться к этой среде.[2, с.245].

Для сглаживания экономических рисков, можно использовать специальные предложения для группы клиентов с меньшей платежеспособностью. Для тех, кто хочет побывать в Европе, это может быть тур по Чехии, Венгрии и Словакии. Возможны также такие варианты, как Греция и Черногория. Также достаточно доступными остаются туры в ЮАР и Тунис, которые можно подобрать на наиболее выгодных условиях. Для желающих посетить Азию достаточно недорогими являются путевки в Шанхай (Китай) или в Тайвань.

Для сглаживания валютных рисков применяется хеджирование.[6, с.24]. Для сглаживания политических рисков важно находиться в курсе последних новостей, исследовать положение дел в странах, куда продаются путевки, чтобы, по возможности, отказываться от слишком рискованных вариантов. Также необходимо находиться в курсе последних нормативно-правовых актов, законодательства, как России, так и стран, куда компания отправляет туристов.

Для минимизации риска отмены заказа используется метод тайм-лимитов по аннуляции тура с установлением соответствующих штрафных санкций. [5, с.85].

Стратегической целью развития туристической индустрии в России можно назвать создание конкурентоспособного на мировом рынке туристического продукта, способного максимально удовлетворить туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного состояния окружающей среды. [10, с.149].

Очень важным для развития туризма в России и успешной деятельности таких турфирм, как ООО «Плати-Лети», является создание пакетных туров внутри страны. Туристы любят путешествовать организованно: группами, с приездом и размещением, экскурсионной программой. Такие путешествия гораздо экономичнее для туристов. Поэтому важным является создание туров на Эльбрус, в Долину гейзеров, остров Кижи, озеро Байкал, город Суздаль и т.д. [4, с.245]. Также следует наладить пляжный туризм. Ведь если клиент приходит в турагентство и спрашивает, где он может отдохнуть на пляже, ему предлагают поехать за границу, в то время как в России есть такие места, как Сочи и Крым, но туристические маршруты туда еще недостаточно проработаны [13,с.145].

Следует отметить, что Всемирная туристическая организация к 2020 году прогнозирует рост доли рынка во въездном туризме России с 1,9% до 2,9%. Количество международных поездок прогнозируют в количестве 47,1 млн. Но для такого роста необходимо создание условий для становления туризма в России как высокодоходной отрасли экономики, что будет способствовать успешному реформированию всей экономической системы России [1;8;9].

Постепенное увеличение количества работающих, обеспечения более высокого дохода на каждого члена семьи, повышение продолжительности оплачиваемого отпуска и гибкость рабочего времени постепенно расширят сегменты туристического рынка (как поездки с целью отдыха и в период отпусков, посещение тематических парков и культурных мероприятий, осуществление деловых поездок, кратковременных путешествий и маршрутов выходного дня и т.д.). [3, с.221].

Одним из важнейших факторов, который влияет на развитие как внутреннего, так и международного туризма, является благосостояние населения. Ежегодное увеличение доходов граждан России приведет к более интенсивной туристической деятельности и, в частности, к увеличению количества потребителей с высокими доходами. В будущем население России будет характеризоваться как имеющее повышенное качество жизни. Отдых, путешествия, искусство, культура станут основными элементами, которые заполнят свободное время человека. [11;14].

Инфраструктура туризма в России нуждается в улучшении. Необходима реализация действующих норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантами маршрутов повышенной опасности [8, с.46].

Тем не менее, Россия имеет развитую транспортную сеть, обладает значительными природно-рекреационными и историко-культурными ресурсами, населенная трудолюбивым и гостеприимным народом. Обеспечить надлежащую отдачу от этого мощного потенциала, использовать его в интересах активного отдыха и оздоровления можно только при условии четкой организации туристической деятельности, укрепление существующей и создание новой материально-технической базы, привлечение опытных и квалифицированных кадров. [15, с.242].

Таким образом, развитие туризма предполагает необходимость активной государственной поддержки, созданию соответствующей инфраструктуры, рост уровня жизни населения. В России эффективным направлением развития туризма является внутренний туризм с использованием пакетных туров, где клиент может получить все необходимые услуги по путевке. [12, с.45].

Таким образом, риск в туризме – это вероятность наступления убытков или потерь, которые несет клиент турфирмы или сама турфирма вследствие внешних и внутренних причин. Риски в туризме по характеру происхождения можно разделить на экономические, финансовые, социальные, политические, экологические, юридические, внутрифирменные.

Управление рисками заключается главным образом в идентификации рисков, их анализе и оценке, и, самое главное, принятии на основе анализа определенных управленческих решений, которые снизят или даже сведут на нет некоторые туристические риски.[7,с.121]. Главными методами управления рисками в туризме является установление тайм-лимитов аннуляции тура и страхование.

Выбранная для примера московская компания «Плати-Лети» вносит вклад в ВВП России, реализуя путевки как турагент. Тем не менее, нельзя не признать тот факт, что туризм за рубеж становится все менее востребованным. Это подтверждают данные о результатах деятельности предприятия за 2014 год, когда произошло резкое сокращение количества проданных путевок на 50,78% и падение стоимости проданных путевок с 173,25 до 93,59 млн. руб.

Как видно на примере ООО «Плати-Лети», турагенты очень подвержены внешним рискам, в особенности политическим, юридическим, экономическим и экологическим. В то же время нельзя забывать и о внутренних рисках, где риск отмены заказов и банкротства достаточно велик. Все эти утверждения особенно ярко подтверждаются последними событиями, связанными с закрытием для въезда граждан России Турции и Египта.

Развитие туризма предполагает необходимость активной государственной поддержки, созданию соответствующей инфраструктуры, рост уровня жизни населения. В России эффективным направлением развития туризма является внутренний туризм с использованием пакетных туров, где клиент может получить все необходимые услуги по путевке.

Список литературы

  1. Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса):– М.:ООО «Книгодел»: МАТГР, 2015.– 158 с.
  2. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, 2005. № 2. С. 244-245.
  3. Киселева И.А., Трамова А.М. Анализ особенностей инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики /Экономические науки. 2009. № 50. С. 219-222.
  4. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 241-246.
  5. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса – М., Новая реальность, 2016, 136 с.
  6. Киселева И.А. Методологические аспекты управления банковскими рисками / Финансовый менеджмент, 2001. № 1. С. 13-26.
  7. Киселева И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений / Аудит и финансовый анализ, 2002, № 1, С.118-124.
  8. Кобяк М.В. Мировой рынок гостинично-туристских услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 2, С. 46.
  9. Котлер Ф., Боуен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2005, 1063 с.
  10. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И. Производственный менеджмент. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2014– 305 с.
  11. Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Экономика гостиничного предприятия. – М.: ИПФ «Талер», 2001. – 116 с.
  12. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.
  13. Смит С.Л., Татаринов А.А., Пошнагов С.Л., Трехлеб П.С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. – М.: CEPRA, 2002. -456с.
  14. Туризм и туристическое хозяйство. Учебник /Под ред. Чудновского А.Д. – М.: Изд. ЭКМОС, 2000. – 400 с.
  15. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика/Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.