ВИДЫ РИСКОВ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ

№58-2,

Экономические науки

Развитие технологий туризма является ведущей тенденцией динамики мировой экономики, обусловленной социальной реструктуризацией современного общества. В РФ определена экономическая задача государственной политики в сфере туристических услуг – превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В статье рассмотрены основные методы управления рисками в туристическом бизнесе, приведена классификация рисков в туризме.

Похожие материалы

Рассматривая такой вид предпринимательской деятельности, как туристический бизнес, следует отметить, что он является одним из самых рискованных видов предпринимательской деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных только для туристской индустрии. [1, с.45].

Наступление риска в предпринимательской деятельности туристского предприятия вызывает отклонения от намеченных планов, в частности в виде незапланированных расходов, убытков или уменьшения ожидаемых доходов.

Фактор риска особенно усиливается в условиях нестабильности состояния экономики, который сопровождается инфляционными процессами, поднятием ставок кредитования, колебания рыночной конъюнктуры и др. [7, с.121]. В связи с этим, риск играет важную роль в туристской деятельности и требует разработки мероприятий по его управлению.

Риск – это конкретное явление или совокупность явлений, потенциальная возможность причинения ущерба объекту страхования. [6, с.17]. Однако, риск в туристской деятельности следует рассматривать как вероятность наступления потерь или убытков вследствие неправильной реализации принятых управленческих решений, неосуществления каких-либо мероприятий под действием различных предполагаемых, но неизбежных, или непредсказуемых факторов, или если при принятии этих решений были допущены ошибки или просчеты. Потенциальная опасность может быть отражена и в другом, более оптимистичном определении риска – как неопределённое событие или условие, которое при реализации имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении. Например, изменение курса доллара может позитивно или негативно сказаться на развитии туризма, в зависимости от направленности изменений [10, с.82].

Риском можно управлять, т.е. использовать различные инструменты, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры по снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией видов риска. [15, с.145].

Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. [2, с.245].

Туристический бизнес, как и любой вид предпринимательства, включает в себя огромное количество явных и скрытых угроз, одинаково опасных как для туристов, так и для компаний в сфере туристических услуг, – турагенств, гостиниц, ресторанов, казино, авиакомпаний и других предприятий индустрии туризма. [4, с.184].

Риски, которые существуют в сфере туризма, можно разделить на две категории. В первом случае рискует турист, покупающий туристические услуги. Во время путешествия туристы подвергаются опасности по разным причинам: незнакомое место пребывания, незнание иностранного языка, различного рода неожиданности и катаклизмы (потеря багажа, медицинское заболевание, ограбления, непредсказуемые события во время экскурсий и т.п.). [14].

Во втором случае рискует именно туристическое предприятие, которое также должно предоставить услуги питания, проживания и отдыха, что связано с финансовыми потерями в связи с возникновения рисковых обстоятельств.

Риски в туризме можно поделить на внутрифирменные (эндогенные), которыми турфирма может управлять и влиять на них, и экзогенные, внешние, на которые сложно или даже невозможно повлиять предприятию [5, с.245].

Весомыми факторами наступления рисковых событий в туристской деятельности являются: неточный выбор принципов сегментации рынка, недооценка конкурентов, неправильное позиционирование туристических услуг. В туристическом бизнесе следует определить, какие из потенциальных проблем наиболее опасные для деятельности, и сформировать предложения по минимизации влияния неблагоприятных обстоятельств в каждой рискованной части бизнеса [13, с.195].

В табл. 1 приведена одна из возможных классификаций рисков.

Таблица 1. Виды рисков в туристической сфере

Виды рисков

Проявления

Экономические

  • Риск инфляции
  • Несовершенство современной туристской инфраструктуры
  • Падение платежеспособного спроса населения
  • Увеличение платы за въезд

Финансовые

  • Кредитный риск – риск неуплаты заемщиком рассрочки
  • Валютные риски отражают угрозу валютных расходов, связанных с изменением курса валют

Политические

  • Международные конфликты
  • Ужесточение требований по оформлению въездных документов иностранных туристов

Социальные

  • Изменение потребительских предпочтений на туристическом рынке
  • Вытеснение туризма другими видами отдыха

Юридические

  • Принятие законов, которые ограничат или существенно усложнят функционирование турфирмы
  • Слабая гармонизация действующего законодательства и законодательства других стран в области туризма

Экологические

  • Риск стихийных бедствий, катаклизмов и неподходящей для путешествий погоды

Внутрифирменные

  • Ухудшение репутации в результате недовольства клиентов
  • Несоответствие цены и качества турпродукта
  • Срыв деятельности из-за технических неполадок
  • Невыполнение договорных обязательств партнерами
  • Ошибки в маркетинговой стратегии
  • Риск банкротства
  • Риск неполучения оплаты или отмены заказа

К потенциальным рискам предприятий туризма можно отнести [8;9]:

  • риск неверного размещения капитала на развитие сети туристических услуг;
  • риск согласно выбору направлений туристской деятельности (маркетинговый);
  • общеэкономические риски;
  • финансовые (кредитные) риски;
  • экологические и тому подобное.

В туристской деятельности риск имеет ряд особенностей, к которым, в первую очередь, можно отнести: нестабильность спроса и предложения; влияние конкуренции; эластичность цены и прибыли; фактор сезонности; влияние внешних непредсказуемых факторов. Поэтому необходимо составить описание опасных ситуаций в отрасли и на рынке сбыта, а в бизнес-плане следует определить размер риска, вероятность его наступления, степень управляемости конкретным риском. [3, с.242].

Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (гривнах, долларах, евро и т.д.), а относительный риск – в долях единицы или процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерять абсолютной величине – суммой убытков и расходов, а относительной – степенью риска, то есть вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения запланированного уровня прибыли, дохода, цены. [11;12].

Таким образом, риск в туризме – это вероятность наступления убытков или потерь, которые несет клиент турфирмы или сама турфирма вследствие внешних и внутренних причин. Риски в туризме по характеру происхождения можно разделить на экономические, финансовые, социальные, политические, экологические, юридические, внутрифирменные.

Список литературы

  1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
  2. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Новое знание, 2005. - 408 с.
  3. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 241-246.
  4. Киселева И.А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 182–185.
  5. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, 2005. № 2. С. 244-245.
  6. Киселева И.А. Методологические аспекты управления банковскими рисками / Финансовый менеджмент, 2001. № 1. С. 13-26.
  7. Киселева И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений / Аудит и финансовый анализ, 2002, № 1, С.118-124.
  8. Кобяк М.В. Мировой рынок гостинично-туристских услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 2, С. 46.
  9. Котлер Ф., Боуен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2005, 1063 с.
  10. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И. Производственный менеджмент. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2014– 305 с.
  11. Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Экономика гостиничного предприятия. – М.: ИПФ «Талер», 2001. – 116 с.
  12. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.
  13. Смит С.Л., Татаринов А.А., Пошнагов С.Л., Трехлеб П.С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. – М.: CEPRA, 2002. -456с.
  14. Туризм и туристическое хозяйство. Учебник /Под ред. Чудновского А.Д. – М.: Изд. ЭКМОС, 2000. – 400 с.
  15. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика/Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.