ПРИМЕНЕНИЕ РЕЙСОВОГО ЧАРТЕРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУИЗНЫХ СУДОВ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ КРУИЗА

№58-1,

Экономические науки

При организации круизного судоходства важно уметь организовать эксплуатацию пассажирского судно на основе хорошей международной морской практике. Вопросам организации взаимоотношений между судовладельцами, туристскими операторами и потребителями круизного продукта посвящена данная статья.

Похожие материалы

Передача судовладельцем в аренду оператору пассажирского судна обычно происходит на условиях тайм-чартера [1]. В этой связи необходимо знать условия применения рейсового чартера, который наиболее подходит к проведению арендных операций в международной системе пассажирского судоходства.

БИМКО завершила разработку новой проформы рейсового чартера для круизных судов «Сгuisevoy», которая велась в течение 2 лет. Специалисты отмечают, что этот стандартный документ предназначен для широкого

использования компаниями - операторами круизного флота и фрахтователями - туристскими фирмами, организующими морские круизы [2].

БИМКО приступил к подготовке проформы «Сгuisevoy» по предложению ряда судовладельцев еще в 1995 г. Задача, которая была поставлена перед комитетом, заключалась в выработке нового контракта целевого назначения непосредственно для круизного плавания. Новая проформа представляет собой вообще первую в своем роде попытку стандартизации условий договора, специально ориентированного на фрахтование круизных лайнеров. Основной особенностью проформы «Cruisevoy» является то, что она позволяет круизному судну, с согласованными маршрутом и расписанием рейса, быть зафрахтованным сразу несколькими разными фрахтователями или туроператорами. При этом, что особенно важно, каждый из них выступает фрахтователем соответствующей квоты пассажировместимости судна от имени своих клиентов на пропорциональной основе [3].

«Сгuisevoy» предусматривает необходимость перспективного планирования работы туроператоров, вовлеченных в организацию краткосрочных круизов. При этом предусматривается, как правило, планирование не позднее, чем за год до предполагаемого начала круиза. Проформа содержит равноправные для сторон условия расторжения и прекращения договора, когда обстоятельства препятствуют круизу, задерживают или прерывают ход рейса.

Проформа обеспечивает фрахтователям полное описание судна, оборудования, расположенного на нем, и предполагаемого маршрута круиза, что делает возможным для фрахтователя проведение эффективного маркетинга в интересах клиентов. Особый акцент сделан на обеспечение того, чтобы фрахтователи были полностью осведомлены об ограничениях времени, необходимого для посадки-высадки пассажиров и погрузки-выгрузки их багажа, с целью избежания срыва программы круиза в целом. Это обстоятельство особенно важно для случаев, когда на одном и том же круизном судне работают несколько туроператоров, каждый из которых обеспечивает посадку-высадку своих пассажиров в различных портах в ходе одного рейса.

В ряду всех новых проформ чартеров, которые в последнее время были разработаны БИМКО, «Сгuisevoy» характеризуется таким форматом, который воплощает в себе стандартные подходы к компоновке и размещению различной информации, в том числе о фрахтовой ставке, полном наименовании и других характеристиках сторон договора. К проформе разработаны 5 приложений, содержащих детальную информацию о маршруте круиза, описание жилых помещений, помещений пищеблока, видов платежей, а также образец пассажирского билета.

В свою очередь туроператор, получивший по чартеру право эксплуатации пассажирского судна, обязан формализовать отношения с пассажирами – потенциальными потребителями морского круиза.

В соответствии с Афинской конвенцией перевозчик (оператор) свои функции по организации и проведению пассажирских перевозок морем может осуществлять не только самостоятельно, но и через своих представителей. Такими представителями могут быть, например, морские агентства пассажирских перевозок или туристские фирмы, которые являются самостоятельными организациями и пользуются правами юридического лица. Они выполняют поручения операторов по продаже билетов и туристских путевок.

Договор морской перевозки пассажиров носит консенсуальный характер и заключается между перевозчиком (оператором) и пассажиром. Являясь двусторонним, договор перевозки пассажира морем налагает на стороны определенные обязанности и права [4].

Основной обязанностью перевозчика, составляющей сущность договора перевозки, является:

  • безопасная доставка пассажира вместе с его багажом (если багаж есть) в пункт назначения.
  • приведение судна в надлежащее мореходное состояние и содержание его в таком состоянии в течение всего рейса. Правовым основанием признания судна мореходным является наличие свидетельства о годности судна к плаванию, выдаваемое органами, осуществляющими технический надзор за судном. В понятие «мореходное состояние» вкладывается не только способность судна передвигаться в открытом море с гарантией непотопляемости, а и принятие мер по предотвращению опасности от воздействия внешних сил по отношению к судну, укомплектованию его экипажем и т.д.
  • производство перевозки определенным судном и в соответствии с расписанием.
  • доставка пассажира в пункт назначения «в круизных рейсах» по определенному маршруту. Если по особым непредвиденным причинам судно не зайдет в порт, указанный в расписании, перевозчик обязан доставить пассажира в ближайший порт, а затем отправить в порт назначения бесплатно попутным судном. Отклонение от маршрута и расписания перевозчик может сделать лишь с согласия пассажира.
  • обеспечение пассажиру безопасных: посадки, пребывания и высадки с судна. Это достигается не только исправностью судна, механизмов, конструкции судов, но и поддержанием определенного порядка, соблюдением правил техники безопасности и т.д.
  • предоставление пассажиру не только указанного в билете судна, но и определенного места и сопутствующих нормальному пребыванию на борту удобств. Договор предусматривает, как правило, и обслуживание пассажиров в пути: организованное питание, бытовые услуги и т.д.
  • доставление багажа пассажира в пункт назначения и выдача его уполномоченному на получение лицу.
  • страхование жизни, здоровья пассажира на время морского путешествия. Неполучение страхового сбора с пассажира не освобождает перевозчика от обязанности его застраховать.

Основные обязанности пассажира по договору морской перевозки пассажиров являются:

  • внесение перевозчику платы за проезд (должен уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - плату за провоз багажа (ст. 184 КТМ РФ). Ее размер определяется расстоянием, стоимостью занимаемого места, характером линии и прочими факторами,
  • своевременное прибытие на посадку и сдача багажа.
  • соблюдение паспортных, таможенных, санитарных норм и правил, а в случае нанесения ущерба перевозчику возмещает нанесенный ущерб,
  • соблюдение порядка, действующего на морском транспорте, а также судовых правил техники безопасности и пожарной безопасности.

При пользовании пассажиром каютой между ним и перевозчиком возникают правоотношения, характерные для договора имущественного найма, предусмотренного гражданским законодательством.

Досрочное расторжение договора перевозки пассажира морем происходит в связи с нарушением одной из сторон условий договора. Это может повлечь за собой материальную ответственность виновной стороны. Так, если пассажир опоздает к отходу судна, он теряет право на проезд и стоимость билета ему не возвращается.

Кроме того, необходимо правильно применять договор морского круиза при организации круизного судоходства.

Договор морского круиза, как самостоятельный вид договора получил свое распространение в национальном морском законодательстве РФ только в КТМ [5]. По договору морского круиза: одна сторона - организатор круиза - обязуется осуществить коллективное морское путешествие (круиз) по определенной программе и предоставить участнику круиза все связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и т.д.), а другая сторона - участник круиза - обязуется уплатить за это установленную плату.

В данном случае договор круиза заключается между администрацией круиза и участником круиза, а администрация круиза, в свою очередь, заключает с судовладельцем договор фрахтования определенного судна. Таким образом, спецификой этого договора является то, что здесь присутствует третья сторона- администрация (организатор) круиза.

В связи с тем, что организация работы круизных судов на Черноморских линиях планируется уже весной 2017 г., а согласование условий фрахтования с группой туроператоров требует достаточного времени, необходимо уже сегодня определиться с возможной кооперацией туроператоров с целью формирования условий эксплуатации пассажирского судна.

Список литературы

  1. Рылов С.И., Коскина Ю.А., Горшков Я.А. Фрахтование судов:
  2. Учебное пособие / С.И. Рылов, Ю.А. Коскина, Я.А. Горшков. – Одесса, Издательство ОНМУ, 2010. – 269 с.
  3. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология (учебное пособие) / В.В. Селиванов. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.– 296 с.
  4. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов: монография / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.
  5. Селиванов В.В. Формирование пассажиропотоков в международном круизном судоходстве / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2016.– №50-2. – С. 75 – 80. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/7587
  6. Селиванов В.В. К вопросу об организации обслуживания пассажиров на круизных судах / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2016.– №50-2. – С. 46 – 49. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/7692