МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ

№58-2,

Экономические науки

Статья посвящена актуальной теме современности – развитию туристической сферы услуг. Развитие технологий туризма является ведущей тенденцией динамики мировой экономики, обусловленной социальной реструктуризацией современного общества. В РФ определена экономическая задача государственной политики в сфере туристических услуг – превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В статье рассмотрены основные методы управления рисками в туристическом бизнесе.

Похожие материалы

Управление рисками можно определить как принятие решений для минимизации рисков. Управление рисками помогает разработать адекватные меры предупреждения реализации рисков. Благодаря управлению рисками средства расходуются экономнее, также улучшается репутация турфирмы. [2, с.245].

Первоначально для управления рисками нужно идентифицировать (выявить) риски, проанализировать риски для понимания, что с ним дальше делать и произвести оценку рисков.

Оценка рисков может быть произведена с помощью использования данных статистики и теории вероятности, а также преобразованию относительных показателей в абсолютные (денежные потери). [5, с.85].

Следующим шагом является выбор методов снижения риска.[6, с.24]. Это может быть один или несколько из таких методов, как распределение риска, объединение риска, страхование, хеджирование, диверсификация, снижение риска путем сбора дополнительной информации, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов (рис. 1).

Процесс управления рисками
Рисунок 1. Процесс управления рисками

Распределение риска происходит при разработке финансового плана инвестиционного проекта, подготовки контрактов, соглашений, когда несколько участников вкладывают деньги или материальные ценности в проект. Например, когда турфирма разрабатывает проект рекламной кампании и нужны инвестиции, инвесторов может быть несколько. [16].

Объединение риска – это метод, направленный на снижение риска через преобразования случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Последние составляют основу страхования. Например, определенное количество людей, которые путешествуют от турфирмы, могут потерять багаж, это событие случайное, которое налагает на турфирму издержки. А если клиенты имеют страховку в случае утери багажа, то это постоянные небольшие издержки для турфирмы.

Хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая возможность в будущем изменения курсов (цен), чтоб минимизировать риск непредвиденного колебания рыночной цены. Например, контракты с партнерами турфирмы могут договориться заключать в будущем по настоящим курсам валют.[7, с.122].

Диверсификация риска – это метод снижения риска через распределение его между несколькими рискованными товарами. Осуществляется таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого. Например, туристические путевки в Израиль несут гораздо больше риска, чем туристические путевки в Сингапур. В Израиле может усилиться военное противостояние и поездки туда придется отменить.

Специфическим и регламентированным методом снижения риска в туристской отрасли является страхование.[15, с.242].

Страхование в туризме – это система отношений между страховой компанией и туристом по защите его жизни и здоровья и имущественных интересов при наступлении страховых случаев. Страхование осуществляется также туристическими предприятиями, страхующими свои финансовые риски, имущество, транспортные средства.

Особенности же страхования в туризме в основном касаются непосредственно страхования туристов. Существует четыре страховых программы в туризме [11]:

  • тип «А» – скорая медицинская помощь, амбулаторное и стационарное обслуживание, стоматологическая помощь, медикаменты, эвакуация;
  • тип «В» – дополнительно к программе «А» обеспечивается эвакуация детей до 14-16 лет, визит близкого родственника на 4-5 дней, переоформление проездного документа в случае необходимости досрочного вылета, поиск потерянного туриста в горах, джунглях и т.д.;
  • тип «С» – опции программы «В», плюс поиск утраченного багажа, юридическими услуги, возмещение затрат в случае утери заграничного паспорта;
  • тип «D» – к программе «С» добавляется комплекс услуг по поддержке автомобиля.

Сейчас существуют только две формы страхового обслуживания туристов. Первая, компенсационная форма, предусматривает самостоятельную оплату медицинских, технических и других услуг туристом. Деньги возмещаются ему по приезду в страну. Вторая, сервисная форма страхования, предусматривает необходимую помощь за счет страховой компании. Для получения её достаточно сделать звонок в диспетчерскую службу, назвать номер страхового полиса и свою фамилию.

Одним из основных видов страхования в туризме является медицинское страхование, которое, в основном, покрывает все расходы на медицинские услуги, а в случае смерти за рубежом – транспортировки тела на родину. Не менее важным является страхование от несчастных случаев. Страховым случаем признаются: смерть застрахованного в результате несчастного случая; инвалидность в результате несчастного случая; частичная потеря трудоспособности в результате несчастного случая. Медицинское страхование обязательно согласно закону РФ «Об основах туристской деятельности». На деле же часто медицинское страхование в странах временного пребывания предоставляется не надлежащего качества [3, с.221].

Особым видом страхования является ассистанс. Он обеспечивает туристов или специалистов, командированных за границу, помощью на месте в технической (например, ремонт автомобиля), денежной или иной форме. Ассистанс – это перечень услуг (в рамках договора), которые предоставляются в необходимый момент в натурально-вещественной форме или в виде денежных средств через техническое, медицинское и финансовое содействие [9].

Объектом страхования для автотранспорта является гражданская ответственность владельцев автотранспорта за возможное причинение вреда другим людям при дорожно-транспортном происшествии. Называется такое страхование «зеленой картой» и, фактически, является системой международных договоров о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта. [4, с.245].

Российские страховщики начали предлагать страхование на случай аннулирования поездки. Если отдыхающий приобрел путевку, но по веской причине (как правило, из-за болезни) не сможет отправиться в путешествие, страховая компания возместит ему стоимость тура. Туристы-пессимисты страхуются от невыезда в случае отказа в выдаче визы, чем «грешат» посольства государств Шенгенской зоны, США, Великобритании [8].

Страны массового посещения являются крайне невыгодными для страховщиков (например, Турция и Египет). В сезон поездок туда страхование может приносить около 240% убытков. Вот почему туристические фирмы используют страхование при управлении рисками. [13,с.145].

С точки зрения автора необходимо разработать и регламентировать для каждого вида туризма специальный набор видов страхования, в качестве базового. Типичные страховые программы, как правило, не действенны для граждан, выезжающих за границу с целью трудоустройства, а также для спортсменов и лиц, которые планируют заниматься активным отдыхом и для лиц, осуществляющих многократные поездки за границу в течение года.

За защиту и безопасность туризмов в России ответственны, прежде всего, субъекты туристской деятельности, а также местные органы власти. Согласно закону РФ «Об основах туристской деятельности», предприятия туристского бизнеса обязаны проинформировать туриста [1]:

  • об определенных правилах въезда и выезда из страны временного пребывания;
  • о документах, для въезда и выезда из страны пребывания, например, о том, нужна ли виза для въезда в страну;
  • о том, входит ли в путевку медицинская страховка, является ли она обязательной для въезда в страну;
  • обо всех нюансах страхового полиса, об условиях медицинской и других видов страховки, а также о порядке получения страховых выплат;
  • об опасностях, которые могут встретиться в путешествии туристу;
  • о санитарно-эпидемиологических, медицинских, таможенных и иных правилах, которые могут понадобиться туристу;
  • о контактах представительств и консульств Российской Федерации, которые находятся в стране временного пребывания, и куда турист может обратиться, если возникнут чрезвычайные ситуации или другие обстоятельства, которые угрожают жизни и здоровью туриста или его имуществу;
  • если выезжают несовершеннолетние туристы без родителей, опекунов или усыновителей, то турфирма должна предоставить им данные о контактах руководителя группы в стране временного пребывания;
  • о религиозных и национальных особенностях страны временного пребывания;
  • о контактах объединения туроператоров для получения экстренной помощи;
  • о других особенностях путешествия, значимых для туриста и его путешествия.

Массовые отказы от уже подтвержденных туров означают невозможность компенсации фактически понесенных расходов по формированию и продаже туров. В этой ситуации единственным способом минимизации риска аннуляции тура является определение групп временных периодов от даты аннуляции до даты начала туристской поездки и присвоение каждой группе определенного штрафа.[11;12;14]. Размер штрафа зависит не только от близости начала тура, но и от вида туристского продукта, характера тарифа, вида транспорта и зоны рекреации.

В рамках данного метода определяется оптимальное соотношение между тремя параметрами: тайм-лимитом по аннуляции (количеством ночей от даты подтверждения тура до даты аннуляции), сроком аннуляции (количеством ночей от даты аннуляции до даты начала тура) и размером штрафа (процентом от стоимости туристского продукта). Использование метода на практике позволяет эффективно управлять рисками отказа от тура, компенсировать часть понесенных затрат и минимизировать саму вероятность возникновения таких рисков, поскольку знания о наличии и размере штрафных санкций будут вынуждать потребителей пользоваться процедурами аннуляции лишь только в крайних случаях [10, с.45].

Таким образом, управление рисками заключается главным образом в идентификации рисков, их анализе и оценке, и, самое главное, принятии на основе анализа определенных управленческих решений, которые снизят или даже сведут на нет некоторые туристические риски. Следует отметить, что от всех рисков в туризме избавиться невозможно, но государство, со своей стороны, стремится свести эти риски на нет с помощью законодательства в сфере туристской деятельности. Главными же методами управления рисками в туризме является установление тайм-лимитов аннуляции тура и страхование.

Список литературы

  1. Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса):– М.:ООО «Книгодел»: МАТГР, 2015.– 158 с.
  2. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, 2005. № 2. С. 244-245.
  3. Киселева И.А., Трамова А.М. Анализ особенностей инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики /Экономические науки. 2009. № 50. С. 219-222.
  4. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 241-246.
  5. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса – М., Новая реальность, 2016, 136 с.
  6. Киселева И.А. Методологические аспекты управления банковскими рисками / Финансовый менеджмент, 2001. № 1. С. 13-26.
  7. Киселева И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений / Аудит и финансовый анализ, 2002, № 1, С.118-124.
  8. Кобяк М.В. Мировой рынок гостинично-туристских услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 2, С. 46.
  9. Котлер Ф., Боуен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2005, 1063 с.
  10. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И. Производственный менеджмент. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2014– 305 с.
  11. Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Экономика гостиничного предприятия. – М.: ИПФ «Талер», 2001. – 116 с.
  12. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.
  13. Смит С.Л., Татаринов А.А., Пошнагов С.Л., Трехлеб П.С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. – М.: CEPRA, 2002. -456с.
  14. Туризм и туристическое хозяйство. Учебник /Под ред. Чудновского А.Д. – М.: Изд. ЭКМОС, 2000. – 400 с.
  15. Экономическая теория. Концептуальные основы и практика/Под общ. ред. В.Ф. Максимовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -751 с.
  16. Rodoula H. Strategic Marketing in Tourism Services Business & Economics 2012 г. P. 434.