ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСБНОСТИ НА РЫНКЕ ПИВА

№58-1,

Экономические науки

В статье сделан обзор рынка пива и безалкогольной продукции, перспективы его развития. Рассматриваются проблемы связанные с производством и реализацией продукции.

Похожие материалы

В экономике всегда существует необходимость, и даже можно сказать целесообразность, проведения исследований тенденций динамики развития той или иной отрасли. Полученная информация дает возможность разработать эффективную стратегию поведения производителя на рынке, используя, выявленные факторы конкурентоспособности разработать стратегию ее повышения для конкретного предприятия отрасли, а инвесторы смогут выбрать отрасль с большей доходностью и тенденциями развития на будущее. Все это подтверждает актуальность темы исследования.

Пивоваренная отрасль исследователями относится к категории развивающихся отраслей. Государственное регулирование российского рынка алкогольной продукции явно свидетельствует об общественно-экономической значимости этого продукта для населения, а также о дальнейших тенденциях структурных изменениях в потреблении алкогольных напитков. Данные статистики свидетельствуют о более высоких темпах развития пивоваренной отрасли чем экономика государства в целом, что так же наблюдается и на расширении и изменении ассортимента продукции, выпускаемой отраслью. Наблюдаемая в отрасли динамика, также привлекает внимание инвесторов. Перечисленные факторы в совокупности делают пивоваренную отрасль весьма актуальным и интересным объектом исследования с точки зрения выявления будущих перспектив развития.

На российском рынке алкоголя, среди слабоалкогольных напитков, потребление пива в 2015 г. занимало 91,6%, что и свидетельствует о том, что пивная продукция достаточно востребована и пользуется популярностью у разных групп населения. По результатам опросов было выяснено, что 74,8% мужчин обожают пиво и лишь незначительная часть, около 1,6% относятся к пивному напитку плохо. Но и женщины достаточно лояльно относятся к этому напитку, т.к. 53,4% отзываются о нем положительно, и лишь 10,5% не выбирают этот напиток. Явно видим, что анализируемый продукт, имеет четко выраженные половые отличительные черты в употреблении пива.

На данный момент пивоваренная отрасль состоит из более 500 пивоваренных предприятий различных форм собственности и объемов производства, выпускающих свыше 1500 торговых марок пивоваренной продукции, в число которой входят как национальные бренды, так и популярные региональные марки; а так же свыше 60 тыс. человек, работающих на предприятиях отрасли [1].

Начиная с 2007 г. отечественные производители демонстрируют неустойчивую понижательную динамику производства пива, так в 2015 г. индекс производства к предыдущему месяцу был отрицательным в течении 6 месяцев из 12. Выпуск в начале февраля - марте 2016 года в натуральном выражении имел позитивную динамику, хотя уже в последующем месяце понизился [2].

Годовой размер производства снижается последние 5 лет, а совокупное снижение за 2015 год равняется 4% г/г. Учитывая мнение профессионалов IndexBox, уменьшение объемов производства вызвано, в первую очередь, несбалансированной регулировкой реализации алкогольной продукции и подъемом налогообложения в отрасли [2].

Наблюдаемое реальное снижение доходов населения, наблюдаемое за этот период, также ускорило темпы сокращения спрос на пиво. Кризисные явления, наблюдаемые в российском обществе, и сокращение реально уровня дохода, в настоящий момент является достаточно весомым факторов, оказывающим влияние на работу предприятий пивной отрасли.

Ужесточение государственного регулирования в рамках «антимонопольной пропаганды» (приравнивание пива на законодательном уровне к алкоголю, увеличение акцизов на спирт, ограничение рекламы пива, запрет торговли и употребления данного продукта в общественных местах, запрет продажи в ПЭТ-упаковке объемом боле 2 литров, а также использование вторичного сырья) негативно влияет на динамику развития отрасли пива. Следующим ударом по отрасли может стать запрет с 1 января производство, а с 1 июля и реализации, пива в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л.

Динамика объемов производства пива (данные Росстата)
Рисунок 1. Динамика объемов производства пива (данные Росстата)

Рост объемов производства, наблюдаемый в стоимостном выражении, значительно отличается от показателей производства отрасли в натуральном выражении (рис. 2).

Объем производства пива, в натуральном и стоимостном выражении, в % от рота (данные Росстата)
Рисунок 2. Объем производства пива, в натуральном и стоимостном выражении, в % от рота (данные Росстата)

Государственное регулирование этого рынка значительно повлияло на динамику потребления населением этого напитка (рис. 3). Мы наблюдается падение потребления пива на душу населения (около 25,5% по сравнению с бумом потребления 2012 г., но их нельзя считать достоверными, т.к. не проводилось сопоставлены с показателями проста населения России.

Динамика потребления пива в РФ [3]
Рисунок 3. Динамика потребления пива в РФ [3]

По проводимым опросам рост цен на пива, отчасти оказал воздействие на употребление, около 21% респондентов говорят о снижении потребления этого напитка, но данные значительно отличаются по регионам. Многие же любители пива не отреагировали на незначительное повышение уровня цен на это продукт, т.к. стоимость увеличивалась примерно на 10—20 коп. за 2 декады и пиво не относится к дорогостоящим продуктом, что не оказывает заметного влияния на бюджета семьи. На динамику предпочтений этого продукта все большее влияние оказывает качество и ассортимент, выпускаемой продукции.

Потребительское предпочтение приходится на светлое пиво, которого в 1 кв. 2016 г. было произведено более 211 млн. дкл., что составило 96% от совокупного объема. Также необходимо отметить, что эти предпочтения практически не меняются на протяжении многих лет. Наибольшая доля производства ложится на таких крупных производителей, как ООО "ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ "БАЛТИКА" и ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен» из Санкт-Петербурга, АО "САН ИНБЕВ" из Московской области, АО "ПИВОВАРНЯ МОСКВА-ЭФЕС" и ЗАО "Московская Пивоваренная Компания" Москва и региональные бренды [4].

На основании вышеизложенного производителям отрасли ждать прироста объемов производства в последующий период нецелесообразно, но необходимо принимать меры для выживания. Возможно маркетинговая работа пивных компаний в области переориентация самого производства и формирования новых вкусовых предпочтений потребителей в категории безалкогольного пива, поможет им раскрыть новую сферу деятельности. Только активная работа маркетологов на отраслевом рынке и с потребителями, в сложившейся ситуации, может позволить сохранить предприятия пивной отрасли свои позиции на рынке.

Список литературы

  1. Агафонов В.П., Оболенский Н.В. Диагностика и перспективы развития российского рынка пива// Прикладные экономические исследования. 2014. - № 3. - С. 8-14.
  2. Объем производства пива в России. [Интернет ресурс] Режим доступа: http://www.alkogolizmu.net/news/news_760.html (дата обращения 6.01.2017)
  3. Потребление пива и водки в Алтайском крае [Интернет ресурс] Режим доступа: http://www.doc22.ru/facts/statistics/7276 (дата обращения 6.01.2017)
  4. Динамика развития пивной промышленности. Эглит Р.Э., Сычева А.В. Актуальные региональные вопросы экономики и управления в условиях инновационной экономики, Волжский, 26 февраля 2016 г [Интернет ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26380579 (дата обращения 6.01.2017)