ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

№58-1,

Экономические науки

Организация и эффективное управление коммерческой деятельностью в настоящее время является крайне важной проблемой для малых предприятий Российской Федерации. В современных рыночных условиях наиболее важным инструментом, обеспечивающим стабильность, устойчивое развитие торгового предприятия, его конкурентоспособность, является грамотная организация коммерческой деятельности и постоянная работа по повышению ее эффективности.

Похожие материалы

Коммерческая деятельность – древнейший из видов деятельности человека. Эта деятельность появилась с начала разделения труда и выражалась вначале в примитивных формах натурального обмена. Постепенно совершенствовались способы производства и усложнялись формы коммерческой деятельности.

Организация и эффективное управление коммерческой деятельностью в настоящее время является крайне важной и актуальной проблемой для малых предприятий Российской Федерации. Этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной среде, а государственная поддержка предпринимательства в нашей стране очень слаба, и не всегда эффективна.

В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли - продажи, поскольку потребители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, т.к. товар превращается в деньги.

Согласно ГОСТ Р 51303-2013 «розничная торговля» – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд.

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В настоящее время население расходует на покупки товаров примерно 80% своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90% фонда личного потребления.

Основная цель розничной торговли - обеспечение потребителей (главным образом население) потребительскими товарами посредством их продажи потребителям.

Для реализации основной цели розничной торговли, которая сопровождается превращением товарной стоимости в денежную, предприятиям розничной торговли необходимо решать следующие задачи:

  1. изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазинах товары;
  2. формирование наиболее оптимального ассортимента товаров в магазине;
  3. организация рекламно-информационной деятельности по сбыту товаров;
  4. выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
  5. организация оказания торговых услуг покупателям.

Функции предприятий розничной торговли можно условно разделить на две группы.

Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли).

Среди этих функций можно выделить следующие:

  1. предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т. д.);
  2. обеспечение оптовикам сбыта их товара;

осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;

  1. осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;
  2. принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;
  3. маркировка товара;
  4. транспортировка товара;
  5. финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функции по отношению к покупателям - частным лицам и домохозяйствам:

демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации; разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры; формирование товарного ассортимента; складирование, хранение, упаковку товара; доставку крупногабаритных товаров; кредитование (продажу в кредит); создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.

Розничные предприятия можно классифицировать по различным признакам (рисунок 1).

В зависимости от привязки к стационарным помещениям выделяют:

  • розничные предприятия, осуществляющие торговлю через магазины;
  • предприятия внемагазинной торговли (развозная, разносная и т. п.).

По особенностям устройства различают:

магазин — торговое предприятие, расположенное в капитальном стационарном здании или его части, имеющее набор помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса; киоск — временное или постоянное помещение небольшой площади с обслуживанием покупателя вне помещения; павильон — временное или постоянное помещение небольшой площади с обслуживанием покупателя внутри помещения; палатка — временное помещение, используемое для уличной торговли; лоток — стол, отделяющий продавца от покупателей и используемый для показа и отпуска товара; автомагазины — грузовые автомашины, используемые для передвижной торговли, преимущественно для обслуживания жителей небольших отдаленных пунктов; торговые автоматы.

Классификация розничных торговых предприятий
Рисунок 1. Классификация розничных торговых предприятий

По размерам торговой площади магазины бывают:

  • мелкие;
  • средние;
  • крупные;
  • особо крупные (площадью более 20000 м2).

В зависимости от здания или помещения, в котором размещен магазин, выделяют:

  • отдельностоящие магазины;
  • магазины во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях;
  • магазины в торговых центрах.

С точки зрения форм продажи товаров выделяют:

  1. магазины самообслуживания — покупатели самостоятельно осматривают, выбирают и доставляют товары к расчетному узлу;
  2. магазины с индивидуальным обслуживанием через прилавок — продавец обслуживает каждого покупателя, помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования, упаковывает товар;
  3. магазины с открытой выкладкой — покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, продавец консультирует, проверяет качество, упаковывает товар;
  4. магазины, торгующие по образцам — покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с товарами в торговом зале или выбирают товар по каталогу, после выбора и оплаты товар доставляется покупателю на дом или вручается со склада;
  5. магазины, осуществляющие продажу по предварительным заказам — покупатели предварительно заказывают товар лично, по телефону, по почте или через интернет и оплачивают его; товар доставляется на дом, на рабочее место или ожидает заказчика в магазине; магазины, сочетающие несколько форм обслуживания.

По уровню специализации по товарным признакам магазины делятся на:

  • универсальные — магазины с широким и достаточно глубоким ассортиментом (универмаги и универсамы);
  • специализированные — магазины, включающие одну ассортиментную группу (например «Мебель») или осуществляющие комплексное обслуживание определенной группы покупателей (например «Детский мир»);
  • узкоспециализированные — магазины, ассортимент которых сформирован из части какой-либо товарной группы (например, «Деловая книга»); комбинированные — магазины, осуществляющие торговлю товарами нескольких групп, родственных по потребительскому назначению (например, «Мясо-рыба»);
  • смешанные — небольшие по площади предприятия, продающие товары разных товарных групп, в том числе как продовольственные, так и непродовольственные, в ограниченном ассортименте.

С точки зрения стратегии ведения бизнеса магазины разделяются на:

  1. магазины, конкурирующие на основе больших оборотов и низких цен (гипер- и супермаркеты);
  2. магазины, конкурирующие на основе высокого уровня сервиса и высоких цен;
  3. магазины, ориентированные на добавленное удобство (ограниченный ассортимент при удобном расположении и графике работы, например, небольшой продовольственный магазин, расположенный в жилом доме).

Не смотря на растущее количество крупных розничных сетей, в целом розничная торговля в нашей стране характеризуется наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, а ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса.

В соответствии с действующими в России нормативными документами к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, средняя численность работающих на которых не превышает 100 человек, суммарная доля участия в уставном капитале государственных или муниципальных образований Российской Федерации, иностранных компаний и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, а выручка составляет не более 800 миллионов рублей в год.

Такие же критерии действуют и для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей).

Малый бизнес играют большую роль в национальной экономике. Он во многом определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости населения. Значимость малого бизнеса в экономике проявляется в следующем:

  1. малое предпринимательство позволяет эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера;
  2. оно создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность действий, способствует развитию кооперации производства.
  3. субъекты малого предпринимательства выполняют важную социальную функцию поглощения «избыточной» рабочей силы, способствуя росту занятости населения, создают дополнительные возможности для использования специалистов высокой квалификации;
  4. малые предприятия способствуют более полному и эффективному использованию местных сырьевых ресурсов, отходов производства, более гармонично вписываются в экологическую среду малых городов и поселков;
  5. малыми предприятиями обеспечивается сравнительно быстрая окупаемость капитальных вложений, высокая скорость оборота капитала в связи с более короткими сроками строительства и освоения созданных проектных мощностей (по оценкам, в среднем в 2,5 раза более короткими, чем на крупных предприятиях);6.малое предпринимательство заполняет те рыночные ниши, которые не может охватить крупный бизнес, выполняет те работы, которые неэффективны для крупных экономических структур, объединяет экономику страны в единое целое.

По мере расширения сферы малого бизнеса и укрепления рыночных отношений в России постепенно формируется законодательная база по развитию и поддержке малых предприятий, по предоставлению им налоговых льгот, но в действительности, состояние его развития все еще остается неудовлетворительным.

Целесообразно отметить следующие преимущества малых предприятий по сравнению с крупными, а именно:

  • простота в организации товародвижения и учета;
  • быстрая окупаемость затрат за счет рационального использования ресурсов;
  • высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров;
  • незначительные управленческие расходы;
  • не требуют построения сложного механизма стратегического управления;
  • заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда;
  • быстрее реанимируются после негативных последствий влияния внешней среды.

Но нельзя забывать и о недостатках малого бизнеса. К ним можно отнести:

  • малым предприятиям сложнее получить кредит, наладить рекламу.
  • малые предпринимательские структуры являются достаточно неустойчивыми и в максимальной степени не защищены от внешних, не зависящих от них факторов;
  • большой коммерческий риск связан с привлечением личных средств;
  • требуется больше средств на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации;
  • малый бизнес сильно зависит от экономических колебаний;
  • слабая восприимчивость к новейшим достижениям научно-технического прогресса;
  • ограниченность финансовых ресурсов;
  • сложнее проводить независимую ценовую политику
  • функционирование малых предприятий в значительной степени зависит от уровня инфляции;
  • малым предприятиям трудно конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль за ценами, качеством и ассортиментом продукции.

От руководителей (менеджеров) этих предприятий требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умение хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль. Коммерческая работа малого предприятия в розничной торговле - это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач.

Спецификой российского рынка товаров и услуг являются быстрые и частые изменения внешних и внутренних условий функционирования предприятий, высокая степень конкуренции. Поэтому коммерческой деятельности предприятий розничной торговли должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный происходящими изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологий торговли, финансовом состоянии.

Таким образом, в современных рыночных условиях наиболее важным инструментом, обеспечивающим стабильность, устойчивое развитие торгового предприятия, его конкурентоспособность, является грамотная организация коммерческой деятельности и постоянная работа по повышению ее эффективности. Это и являлось основной целью данного исследования.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст)
  3. Кешаева И.А. Интернет-курс по дисциплине «Основы коммерческой деятельности». [Электронный ресурс] / Кешаева И.А. // Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – 2014. – Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/book/bib/06_management/Osnovi_kommercheskoy_deyatelnosti/sg.htm
  4. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / отв. ред. И.В. Ершова. – М.: Юриспруденция, 2014 год, – 457 с.
  5. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли. – М.: ИТК «Дашков и К», 2012. – 287 c.
  6. Соколов А. А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 288 c.
  7. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева. З.П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 4-е издание, М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 735с.
  8. Широков Б. М.Малый бизнес. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496 с.
  9. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gks.ru