ВЕРИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

№58-1,

Экономические науки

В статье описаны общие положения верификации экономических показателей.Показатели должны быть: достоверными, проверенными, подтвержденными. Рассмотрен теоретический аспект формулировок верификация. Предложено уточненное определение верификации экономических показателей. Рассмотрен вопрос определение верификации статистических показателей прогнозов предприятия. Дана краткая характеристика статистических показателей и условий верификации.

Похожие материалы

В экономической деятельности предприятия формируется ряд относительных и абсолютных показателей. Эти показатели должны соответствовать ряду требований. Показатели должны быть: достоверными, проверенными, подтвержденными. Эти требования равнозначные и несоблюдение любого из них приводит к негативным последствиям работы предприятия [6].

Достоверные экономические показатели отражают адекватность финансово-хозяйственной, управленческой деятельности предприятия. Служат основой объективных выводов, а также основой правильности новых мероприятий, предложений, проектов развития [6,4].

Поэтому все необходимые показатели деятельности предприятия должны подвергаться тщательной проверке.

Когда речь идет о проверке или подтверждении программ, процедур, процессов, прогнозов, показателей в литературных источниках встречается понятие верификация [2].

Верификация от лат. Verus — «истинный» и facere — «делать». В литературных и электронных источниках чаще всего упоминается понятие: «Верификация» – это проверка, подтверждение, способ подтверждения с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путём их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами [1].

Термин верификация в экономической литературе трактуется как проверка, сверка и подтверждение подлинности материалов, документов, расчетов и т п.

Также термин верификация используется в технической литературе.

Проведя рассмотрение нескольких терминов, предлагается под верификацией экономических показателей считать виды экономико-математической деятельности, направленные на проведение процедур по выявлению и обнаружению ошибок, отклонений от реальной величины [3,5].

Деятельность по выявлению и сопоставлению данной процедуры может включать в себя: осуществление альтернативных расчетов, анализ, сравнение информации, и даже испытаний. Также применение следующих способов установления прямой верификации; косвенной верификации; консеквентной верификации; дублирующей верификации; верификации посредством экспертных оценок; инверсной верификаций; верификации путем минимизации помогут современным предприятиям и предпринимателям получать проверенные и подтвержденные показатели финансово-хозяйственной деятельности [2,3].

Дальнейшее рассмотрение вопроса направленно на расчет интерпретационных значений верификации показателей и определение верификации статистических показателей прогнозов предприятия. Т.к. экономические кратко- и среднесрочные прогнозы разрабатываются как в России, так и за рубежом на основе статистических методов и моделей.

Статистические показатели – количественная характеристика социально-экономических явлений в условия качественной определенности. Система статистических показателей – совокупность взаимосвязаны показателей, имеющих одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленные на решение конкретной статистической задачи [5,6].

Выделают следующие виды:

  1. конкретный статистический показатель – характеризует размер, величину изучаемого явления в определенном месте и в определенное время;
  2. показатель-категория – отражает сущность, общие свойства конкретного статистического показателя одного и того же вида без указания места и времени.

По обхвату единиц совокупности статистические показатели могут быть:

  1. индивидуальные – характеризуют 1 объект или 1 единицу совокупности;
  2. сводные – характеризуют группу совокупностей или всю совокупность в целом; виды сводных: объемные(получают путем суммирования значений признака отдельных единиц совокупности) и расчетные (определяются по формулам).

По способу выражения:

  1. абсолютные;
  2. относительные;
  3. средние.

Среди всего множества методов прогнозирования наиболее удобны в практическом плане именно статистические. Методология верификации и оценки точности разрабатывалась для статистических прогнозов в трудах А. Нагара, Дж. Бееренса, С. Де'Леева, С. Тилануса. Но приоритет в рассмотрении проблемы проверки статистических прогнозов следует отдать голландскому ученому Г. Тейлю [5].

Согласно Г. Тейлю верифицируемость прогнозов, разработанных с помощью верифицируемых методов, однозначно определяет научность прогноза. Верифицируемость прогноза означает, что [3]:

  • существуют две принципиально реализуемые возможности прогнозируемого события (истина и ложь);
  • используются четко определенные понятия;
  • удовлетворяются априорно сформулированные требования к моменту или временному интервалу, для которого делается прогноз;
  • сделаны вероятностные утверждения о соотношении между прогнозным и действительным значением некоей величины.

Верифицируемость метода (процедуры) прогнозирования требует, чтобы ход рассуждения, который ведет к синтезу прогноза, мог быть проверен так же, как и сам прогноз. Иными словами, чтобы были проверены:

  • принципиальная возможность такого рода рассуждений;
  • однозначность понимания логики прогнозирования;
  • разумность метода (наличие дели прогноза и ресурсов для ее достижения, уровня развития науки, для оценки методики прогнозирования).

Вероятностные утверждения, содержащиеся в прогнозе и требующие верификации, проверяются при наличии серии прогнозов, разрабатываемых в определенный период времени [8].

Список литературы

  1. Апель, К. О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. - С.35
  2. Сухарева, С. В. Бизнес-процессы автотранспортных предприятий [Электронный ресурс] / С. В. Сухарева // NovaInfo. - 2016. - № 50. - С. 146-148. - URL: http://novainfo.ru/article/7578 (дата обращения 4.01.2017).
  3. Сухарева, С.В. Прогнозирование, основа успешного функционирования автотранспортного предприятия [Электронный ресурс] / С. В. Сухарева // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 2. – № 50. – С. 80-82. - URL: http://novainfo.ru/article/7591 (дата обращения 4.01.2017).
  4. Теслова, С.А. О методах оценки рисковых ситуаций в предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] / А.С. Данилова, С.А. Теслова // Синергия Наук. – 2016. – №6. – С. 200-209. – URL: http://synergy-journal.ru/archive/article0124 – Дата обращения: 06.01.2017
  5. Сухарева, С.В. Методики прогноза развития грузового автотранспортного предприятия./С.В. Сухарева// Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями. Сборник научных трудов. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2009. С. 168-171.
  6. Эйхлер, И.А. Теоретические основы идентификации бизнес-процессов // Академическая наука - проблемы и достижения VIII: Материалы VIII международной научно-практической конференции. – 2016. – с. 174-176.
  7. Толкачева, Л.В. Развитие трудового потенциала предприятий автомобильного транспорта [Электронный ресурс] / Л.В. Толкачева // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы II Междунар. науч.–практ. конф., 2016 г. / СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2016.- С. 623-628.
  8. Лисичкин, В. А. О достоверности прогнозов. М., «Знание», 1999.