К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№58-2,

Экономические науки

Данная статья помогает понять значение инвестиционного проекта, а также полностью разобраться в данном понятии. Так же понять какие подходы существуют в исследовании инвестиционных проектов. Ну и рассмотреть основные инвестиционные проекты последних лет.

Похожие материалы

Под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности и в результате использования которых формируется прибыль и социальный эффект.

Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений, которые осуществляют заказчики или застройщики.

Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [1].

Также по федеральному закону приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации [2].

Таким образом, в инвестиционном проекте всегда имеет место инвестиция (отток капитала) и последующие поступления (приток средств). Инвестиция в этом случае может рассматриваться как единовременное, т.е. «привязанное» к некоторому моменту времени, вложение капитала. Нередко при реализации крупных инвестиционных проектов имеет место ситуация, когда производственные мощности вводятся так называемыми очередями, чтобы ускорить отдачу и повысить эффективность инвестиций. В этом случае инвестиции осуществляются в виде серии последовательных вложений капитала.

Выделяют четыре основных фактора (классификационных признака), которые определяют каждый конкретный проект:

  1. масштаб (размер) проекта;
  2. сроки реализации;
  3. качество;
  4. ограниченность ресурсов.

С точки зрения масштабности проекты делятся на:

  • малые проекты, которые допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта;
  • мегапроекты - это целевые программы, содержащие несколько взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, национальными, региональными.

Мегапроекты обладают рядом отличительных черт: высокой стоимостью (порядка 1 млрд долл. и более); капиталоемкостью -потребность в финансовых средствах в таких проектах требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования; трудоемкостью; длительностью реализации (5-7 и более лет); отдаленностью районов реализации, следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру.

В основе всех выводов, касающихся эффективности проекта, его финансовой состоятельности и рисков, лежит исследование построенной финансовой модели. Важными характеристиками, задействованные при принятии решений по инвестиционному проекту являются:

  1. Традиционные показатели экономической эффективности вложений. Как правило, рассчитывается чистая текущая стоимость денежных потоков (NPV), срок окупаемости инвестиций (PP) и внутренняя норма рентабельности (IRR), индекс рентабельности инвестиций (PI) и др.;
  2. Точка безубыточности и графики чувствительности. Практически не бывает таких проектов, все коммерческие характеристики которых были бы определены и защищены проектными контрактами. Это значит, что проект реализуется в условиях неопределенности и даже самый обоснованный прогноз его результатов - всего лишь предположение. Поэтому кредитор стремится не только проверить базовый прогноз, но и оценить те пределы, в которых могут отклоняться исходные предпосылки без ущерба для интересов участников проекта. Для этих целей расчеты дополняются анализом чувствительности проекта к изменению ключевых параметров, а также определяются предельные параметры, при которых проект остается финансово состоятельным и экономически эффективным;
  3. Оценка эффективности для пессимистического сценария. Продолжением и развитием предыдущего аналитического блока является исследование одного или нескольких параметров проекта, отличающихся от базового сценария. Задача — изучить возможные убытки, условия их возникновения и способы минимизации.

Государство не только регулирует инвестиционную деятельность, но само выступает заказчиком и участником.

За последние годы в стране было реализовано много инвестиционных проектов. Но наиболее крупным из них с участием государства стала олимпиада в Сочи в 2014 году. Всего к зимней олимпиаде в Сочи было создано рекордное количество объектов капстроительства (около восьмисот) [4].

Уже сейчас подведены итоги, по которым можно судить о затратах на подготовку Сочи к проведению Олимпиады. На этот проект было потрачено 1,5 трлн. руб., или 51 млрд. долл.

По данным Министерства финансов федеральный бюджет потратил на строительство спортивных объектов 100 млрд. руб. и свыше 400 млрд. руб. на инфраструктуру Сочи. Привлеченные инвестиции на инфраструктуру составили порядка 900 млрд. руб. и 114 млрд. руб. на спортивные сооружения.

Подготовка и проведение Игр способствовала созданию малых и средних предприятий в целом по России, а общее число рабочих мест в экономике страны, созданных или поддержанных, благодаря олимпийскому проекту составило 560 тысяч.

Сочи получил к Олимпиаде современную транспортную инфраструктуру: было введено в эксплуатацию 54 объекта. Это 370 километров дорог, транспортных развязок, мостов, эстакад и тоннелей, более 200 километров железнодорожных линий, новые вокзалы, объекты портовой и аэродромной инфраструктуры [5].

Краснодарский край, благодаря Олимпиаде увеличил суммарные поступления в бюджет региона от налогов на прибыль и на доходы физических лиц (так с начала реализации олимпийского проекта бюджет ежегодно увеличил доходы на 5-7%).

Крупнейшим кредитором многих олимпийских строек стал Внешэкономбанк, который в общей сложности прокредитовал строительство олимпийских объектов примерно на 250 млрд. руб.

Для сравнения, самой дорогой Олимпиадой считалась пекинская – 40 млрд. долл., стоимость лондонской Олимпиады составила 14,3 млрд. долл., в Ванкувере – 6 млрд. долл.

К недостаткам проекта относится и то, что многие олимпийские объектов в настоящее время являются убыточными. Так, Горный курорт «Роза Хутор», по данным главы компании «Интерроса», может стать окупаемым в течение ближайших десяти – пятнадцати лет. Остро стоит вопрос востребованности олимпийских объектов.

К положительным итогам Олимпиады можно отнести:

  1. улучшение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвестиций;
  2. стимул для развития Краснодарского края, в том числе его курортного и туристического потенциала.

Несмотря на затраты и риски, инвестиционная деятельность является своеобразным гольфстримом в экономической сфере.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ.
  3. Овечкина А.И. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет». Санкт-Петербург, 2010.
  4. Петрова Н. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие. М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т». Санкт-Петербург, 2011.
  5. Олимпиада в Сочи - экономический взгляд год спустя // МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс]URL: https://ria.ru/economy/20150206/1046363586.html (дата обращения 26.12.2016 )