ИСТОРИЯ РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

№61-1,

Экономические науки

В статье рассматривается история развития спортивного туризма в России и за рубежом. Отдельно выделены этапы развития спортивного туризма за рубежом. I этап - развитие элитарного туризма. Зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг). II этап – начало становления социального туризма. III этап - развитие массового туризма. В царской России туризм как общественное явление не получил должного развития. Во время Великой Отечественной войны была введено всеобщее военное обучение, которые активно использовало туристские упражнения как средства военно-прикладной физической подготовки. Развитие туризма в СССР было постоянно подчинено интересам страны. Туризм способствовал выполнению важных общественно-политических функций на всех этапах развития Советского государства. В современной России спортивный туризм является самостоятельным видом и активно развивается.

Похожие материалы

В истории развития туризма нет плавного течения. За последние два века он прошел три этапа:

I этап - 19 – начало 20 века (развитие элитарного туризма. Зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг).

II этап – 1900 – 1940 гг. (начало становления социального туризма).

III этап - после Второй мировой войны (развитие массового туризма. Формирование туристической индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туристов).

Дважды, в начале и в середине ХХ века, в организации туризма происходили революционные изменения. Они связаны с усилением роли государства в предоставлении гарантий туристического обслуживания и с демократизацией социального состава туристов при резком расширении их числа.

Потребности и желания клиентов постоянно меняются. В результате происходят изменения и в географии туризма, и в его типах. Например, в начале прошлого века весьма популярными и престижными курортами считались Ницца и Баден-Баден, где можно было встретить весь цвет европейского (в т.ч. петербургского и московского) общества. А в наши дни Ницца известна в основном как оздоровительный курорт и уже не является столь престижным местом отдыха, каковым она была в те времена.

Тяга к здоровому образу жизни стимулировала наряду с пассивным (оздоровительным) отдыхом развитие спортивного туризма (альпинизм, лыжный туризм, походы по горам, велосипедный туризм, парусный туризм и т.д.), который официально признан видом спорта.

Рассмотрим развитие спортивного туризма в зарубежных странах. S. Hudson с соавторами пишут, что сам спорт различными источниками определяется по-разному и с разных точек зрения. К примеру, в Северной Америке он традиционно воспринимается через призму обязательности таких атрибутов, как состязательность, ограниченность во времени и в пространстве, а также наличие формализованных правил. Альтернативный подход предлагает расширять его восприятие через дополнительное включение таких неконкурентных элементов, как отдых и здоровье. В его рамках J. Kurtzman и J. Zauhar предлагают выделять следующие перечисленные ниже объекты туристского притяжения, под влиянием которых происходит формирование спортивных туристских потоков.

Достопримечательности (в оригинале – "attractions"). Они привлекают туристов возможностью увидеть что-либо интересное и при этом связанное со спортом, но не спортивное мероприятие, попадающее в категорию «события (events)». Достопримечательности могут быть естественными (горы, парки и пр.) или искусственными, созданными в результате осознанной человеческой деятельности (музеи, стадионы, магазины). Общей чертой данной разновидности спортивного туризма выступает то, что она связана с посещением:

  • различного рода спортивных объектов и сооружений;
  • музеев и залов спортивной славы;
  • спортивных парков, включая водные и прыжковые (на лыжах и bangy);
  • туристических маршрутов, разработанных для изучения природы;
  • спортивных магазинов.

Так, например, более 50 тыс. туристов ежегодно посещают Нью-Йорк для посещения Madison Square Garden, являющегося домашней ареной баскетбольной команды New-York Nicks.1 Национальный зал славы бейсбола и музей в Нью-Йорке (США), Международный хоккейный зал славы и музей в Торонто (Канада), японский зал славы бейсбола и музей в Токио (Япония) ежегодно привлекают более 300 тыс. посетителей каждый. The Bass Pro Shop в Спрингфилде (США), являясь крупнейшим специализированным розничным магазином площадью более 350 тыс. кв. футов и привлекая более 3,5 млн. посетителей в год, признан «туристской достопримечательностью номер один» в штате Миссури. Примечательно, что такого рода признание и лежащие в его основе причины опровергают типичные представления о торговле как о некоей «вспомогательной» отрасли в составе туристской индустрии.

Курорты. Будучи предназначенными для спортивного туризма, они представляют собой специализированные комплексы взаимосвязанных объектов и сооружений, основной производственной и маркетинговой ориентацией которых являются спорт и здоровье. С точки зрения сферы интересов целевых потребителей наиболее распространенными являются курорты, специализированные на гольфе, теннисе, водных и зимних видах спорта. С точки же зрения уровня оснащенности спортивные курорты могут существенно различаться, что позволяет им в совокупности удовлетворять запросы самого широкого круга потребителей от профессиональных спортсменов и организаторов спортивных мероприятий, нуждающихся в местах проведения тренировок и соревнований, до спортсменов-любителей, заинтересованных в спорте как в средстве рекреации.

Для многих специализированных спортивных курортов типичной является тенденция выхода и все большего проникновения на рынок услуг делового туризма, занимающегося проведением конференций, совещаний и иных корпоративных мероприятий. Для него спортивная оснащенность курортов означает возможность снижения стрессов, параллельной рекреации участников различного рода мероприятий, team-building в рамках корпоративных спортивных соревновании.

Специфической разновидностью спортивного курорта, типичной для иностранного спортивного туризма, прежде всего в США, является функционирование спортивных лагерей. Американская ассоциация спортивных лагерей (American Camping Association) насчитывает на территории США более 8,5 тыс. одно- и многодневных (круглосуточных) спортивных лагерей, ежегодно обслуживающих 6,0 миллионов туристов. Одни из наиболее крупных, но отнюдь не единственные специализированные информационные источники KidsCamps.com™ и GrownUpCamps.com™ содержат информацию относительно более чем 2,8 тыс. молодежных и 2,0 тыс. взрослых спортивных лагерей, специализированных на бейсболе, баскетболе, спортивной гимнастике, плавании и еще более сорока видах спорта.

Круизы. Спортивные туристические круизы подставляют собой ту разновидность круизов, которая непосредственно связана в маркетинговом плане со спортом или спортивными мероприятиями. Некоторые круизные суда представляют собой, по сути, спортивные курорты на воде, обладающие уникальными спортивными сооружениями и оборудованием для занятий и проведения соревнований по гольфу, теннису, водным лыжам, дайвингу и др. видам спорта. Дополнительным плюсом в пользу этих "курортов на воде" является возможность перемещаться в пространстве и доставлять туристов (непосредственно или с использованием дополнительного транспорта) к удаленным местам спортивной активности, где они могут выступить в качестве зрителей или участников. Наконец, еще одним элементом повышения "спортивной" привлекательности круиза может выступать приглашение звезд спорта, тренеров, методистов и т.д., проведение с их участием во время путешествия презентаций, мастер-классов, семинаров и иных обучающих мероприятий.

Спортивные туры и, соответственно, деятельность профессиональных участников рынка по их организации могут адресоваться как любителям спорта (зрителям и болельщикам), так и профессиональным игрокам, а также игрокам-любителям. S. Hudson со ссылкой на других авторов пишет, что в США для отдельно взятой туристической компании может являться типичной практика, при которой она за год обслуживает около 5 тыс. спортивных туристов, каждый из которых приносит ей около $5 тыс. дохода. Тот же автор со ссылкой уже на другие исследования упоминает, что родители участников высококлассных детских спортивных команд заявляют о готовности тратить в год на путешествия своих детей от $1,5 тыс. до $5,0 тыс. Национальная ассоциация студенческого спорта (The National Collegiate Athletic Association (NCAA) в год тратит на поездки своих членов $33,4 млн. ($29,3 млн. на поездки на различные соревнования и $4,1 млн. на деловые поездки). Каждая команда профессиональной бейсбольной лиги тратит на поездки около $2 млн. в год.

События ("events"). К ним относятся спортивные мероприятия, которые привлекают значительное число посещающих их спортивных туристов (участников и зрителей), точное число и структурное деление которых зависит от характера и масштаба проводимого мероприятия. При этом к участникам спортивного мероприятия относятся как непосредственно спортсмены, так и их тренеры, обслуживающий (в том числе медицинский) персонал, представители СМИ и т.д.

Уже более 20 лет назад, в 1994 году, анализ 22 графиков спортивных событий в 7 мировых регионах показал, что на их долю приходилось около 34,0% от общего количества событий, притягивавших туристские потоки. Тот же анализ показал, что на долю спортивных туристских событий приходилось около 42,0% от общего количества дней, связанных с проведением каких-либо событий.

Soar International – компания, расположенная в Ванкувере (Канада) и специализированная на аналитике и управлении проведением спортивных мероприятий – оценивает их ежегодное количество только в Канаде в размере 150 тыс. В США Национальная ассоциация спортивных комиссий (The National Association of Sport Commissions (NASC)), объединяющая более 200 городов и территорий, ведет специальную базу данных по соответствующим событиям, где, среди прочего, учитываются их продолжительность, количество ночевок (в расчете на два последних события), количество участников и т.д.

S. Hudson (2003) со ссылкой на SportsTravel Magazine говорит о том, что рынок спортивного туризма только в США имеет оборот в размере $118,3 млрд., включая:

  • рынок путешествий команд и спортсменов – $6,1 млрд.;
  • рынок стимулирующих корпоративных путешествий – $2,1 млрд.;
  • рынок семейных путешествий и путешествий зрителей – $47,3 млрд.;
  • рынок приключенческих и fantasy путешествий – $62,8 млрд.1

Wikipedia оценивает оборот мирового рынка спортивного туризма в размере около $600 млрд. [18].

И в том, и в другом случае речь идет, скорее всего, не о спортивном туризме в том понимании, в каком предлагает рассматривать его настоящее исследование, а обо всех видах туризма, в той или иной мере предполагающих связь со спортом и спортивную активность (sport-related tourism). Выделить в данных объемах ту часть туризма, которая рассматривает спорт как средство достижения именно основной цели путешествия, при отсутствии специально посвященных этому исследований и организованного с этой целью статистического учета представляется практически невозможны.

Таким образом, можно говорить о стабильном развитии спортивного туризма за рубежом.

В царской России туризм как общественное явление не получил должного развития, хотя в это время уже были научно обоснованные рекомендации известных ученых-педагогов Е. А. Покровского и П. Ф. Лесгафта по использованию походов как важного средства воспитания людей. Накануне Октябрьской революции функционировали малочисленные клубы и секции, объединявшиеся Российским обществом туристов и культивировавшие в основном водный, велосипедный и горный туризм. Членство общества было привилегией состоятельного населения. При посредстве общества издавались малым тиражом путеводители с описанием наиболее популярных маршрутов по Крыму и Северному Кавказу, по некоторым рекам и озерам. Появились первые профессиональные инструкторы по туризму, а также специально оборудованные базы для обслуживания туристов.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла туризм нового типа. В советский период туризм стал массовым социальным явлением и успешно содействовал решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

В первые годы советской власти начинают практиковаться довольно сложные групповые многодневные походы, воспитывающие у участников чувство патриотизма, стремление к познанию истории и природных богатств родного края, общению с людьми, его населяющими, представителями различных наций и народностей. В 1923 г. был впервые совершен агитационный лыжный поход комсомольцев по маршруту Архангельск - Москва, а в 1924 г. подобных походов было проведено 12.

В 20-е годы XX в. возникали различные толкования роли и значения физической культуры. Функционировали, к примеру, гигиеническое направление, ограничивавшее выбор средств физического воспитания. Сторонники его необоснованно завышали роль несложных туристских мероприятий, организуемых на природе с минимальными финансовыми затратами. Также, можно назвать и другие причины такого подхода к развитию массовой физической культуры: слабость материальной базы, недостаток в инструкторских кадрах, финансовых средствах и т. п.

В 20-х годах массовая туристская работа приобретает важное общественно-политическое значение. И в первую очередь это связано с известными постановлениями ЦК ВКП «О задачах партии в области физической культуры» и «О физкультурном движении». Перед физкультурными организациями ставится задача внедрения в практику физкультурного движения таких форм и методов, которые бы способствовали повышению общественной активности трудящихся масс.

В 30-е годы большое количество туристских групп были привлечены к изыскательским работам в труднодоступных районах страны. Была даже разработана специальная программа учебы, которая предусматривала изучение основ геологии, минералогии, методики поиска полезных ископаемых. Туристы принимали активное участие в создании первых в стране заповедников и заказников.

В 30-е годы произошли значительные изменения в организационной структуре развития туризма, способствовавшие увеличению его массовости. К началу 40-х годов в советском физкультурном движении произошло окончательное утверждение туризма как массового, доступного средства физического воспитания людей.

Во время Великой Отечественной войны была введено всеобщее военное обучение, которые активно использовало туристские упражнения как средства военно-прикладной физической подготовки.

В послевоенные годы туристские мероприятия осуществлялись в русле оздоровительных мероприятий. Также, возрастала роль туризма в проведении общественно-политических мероприятий. Организовывались массовые звездные походы, посвященные выборам в Верховный Совет СССР. Увлечение туристов, объединенных в туристские секции и клубы, сложными походами, организуемыми в экстремальных условиях, потребовало создание системы подготовки к походам на основе единых программно-нормативных требований. Для этого в 1949 г. туризм был впервые введен в Единую всесоюзную спортивную классификацию.

В начале 60-х годов происходит реорганизация управления развитием туризма в стране. Центральное туристско-экскурсионное управление, при ВЦСПС преобразуется в Центральный совет по туризму со значительным расширением его полномочий. Центральный совет по туризму стал самостоятельным органом с более конкретным кругом функций.

Особо знаменательными событиями в развитии туризма как массового явления в 60-е годы следует назвать организацию по инициативе ЦК ВЛКСМ Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа, проведение первых всесоюзных слетов победителей похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, а также организацию первых всесоюзных конкурсов на лучшие туристские путешествия. Впоследствии все они утвердились в качестве традиционных форм массовой туристской работы.

В 1972 г. туризм включен во Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР.

Начало 80-х годов было принято постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране». В постановлении ставилась задача так усовершенствовать массовую туристскую работу, чтобы полнее использовать возможность туризма в целях улучшения идейно-политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся и учащейся молодежи, укрепления здоровья и рационального использования свободного времени населения нашей страны. В результате реализации постановления увеличивается массовость туристкой работы в трудовых коллективах, повсеместно открываются новые секции и клубы, создаются группы в местах массового отдыха. За достаточно короткий срок отлажен выпуск более качественного туристского инвентаря и снаряжения, расширяется сеть туристских баз, повышается их экономическая эффективность. В стране значительно увеличилось число маршрутов для походов выходного дня и многодневных походов в рамках требований значка «Турист СССР».

К середине 80-х годов более 8 миллионов человек занимается самодеятельным туризмом и свыше 20 миллионов ежегодно участвует в походах выходного дня и многодневных категорийных походах. Туризм приобрел действительно массовый характер. Особую роль в последние годы он стал играть в приобщении широких масс населения к здоровому образу жизни.

Итак, развитие туризма в СССР было постоянно подчинено интересам страны. Туризм способствовал выполнению важных общественно-политических функций на всех этапах развития Советского государства. Совершенствование форм и методов туристской работы было тесно связано с развитием физкультурного движения.

На сегодняшний день, статистические данные свидетельствуют, что Россия существенно отстает от многих зарубежных стран по развитию спортивного туризма: у нас в стране сегодня лишь 14 тыс. спортивных клубов, в которых занимается примерно 11% населения. Для сравнения: в маленькой Австрии их вдвое больше - 27,5 тыс. В Италии только в спортивных клубах занимается спортом 21% населения, во Франции - примерно 23% населения. Непосредственно спортивным туризмом в России занимается 358,4 тыс. человек, что составляет 0,25% всего населения страны.

Список литературы

  1. Волков А. В., Черемшанов С. В. Развитие спортивного туризма за рубежом // Известия Сочинского государственного университета. 2012. №4 (22). – С. 30-35.
  2. Здоров А.Б. Экономика туризма Учебник [Текст] / А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 84.
  3. Зорин И.В. Энциклопедия туризма. Справочник [Текст] / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 45.
  4. Программа развития спортивного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг.
  5. Путрик Ю.С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции [Текст] / Ю.С. Путрик // Вестник ТГУ. – 2008. – №311. – С. 95-101.
  6. Третьякова Т.Н. Сервисная деятельность / Т.Н. Третьякова.– М.: Академия, 2008. – С.47.
  7. Ушаков Д.С. Технологии продаж в туристском бизнесе / Д.С. Ушаков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – С. 81.
  8. Филипповский Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства [Текст] / Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова. – М: Финансы и статистика, 2006. – С. 62.