К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

№62-1,

Экономические науки

В статье рассматриваются подходы к классификации факторов, влияющих на деятельность предприятия; оценивается весомость изменения различных факторов. Рассматриваются различные подходы к комплектованию элементов в систему, структуру и механизм, указывается необходимость комплексного восприятия элементов. Дается оценка необходимости проведения анализа организационно-экономической структуры и производственно-управленческого механизма предприятия.

Похожие материалы

Исходя из того факта, что любое предприятие можно разложить на составляющие элементы, то рассмотреть первичный хозяйствующий субъект можно несколькими способами, например, как отдельную систему элементов, или как подсистему системы более высокого уровня. Кроме этого, предприятие следует рассматривать с трех точек зрения: первая — предприятие это социально-экономическая система, вторая — предприятие это организационно-экономическая структура, третья — предприятие это производственно-управленческий механизм. Выбор точки зрения и варианта классификация элементов зависит от предмета изучения исследователя. Все три подхода имеют одну единицу исследования — элемент [3, 24].

Повышение деятельности в степени зависит от своевременной адекватной реакции на действие различных факторов [6, c.123].

В настоящей статье хотелось бы уделить внимание факторам, влияющим на жизнедеятельность элементов, то есть на причины изменений.

Факторы, влияющие на деятельность предприятия, могут рассматриваться исходя из различных группировок [7, с. 103]. Например, можно разделить все факторы по следующим типажам:

  • по отношению к исследуемому предприятию — внешние и внутренние,
  • по степени воздействия на предприятие — прямые и косвенные,
  • по возможности корректировки — управляемые и неуправляемые,
  • по характеру воздействия на организационную структуру предприятия — трансформационные и транзакционные,
  • по уровню проработанности — структурированные, слабоструктурированные и неструктурированные,
  • по возможности предвидения — прогнозируемые и непредсказуемые,
  • по длительности воздействия — краткосрочные, длительные,
  • по повторяемости — однократные, повторяющиеся.

К внешним факторам по отношению к такой системе как предприятие следует отнести покупателей, поставщиков, конкурентов, государство. Если взять за типаж систему отношений, то внешние факторы можно рассмотреть с точки зрения: развития экономики, состояния политики, совершенствования технологии, нормативно-правовой обеспеченности, международных тенденций, социального поведения. Естественно, большей частью внешние факторы носят неуправляемый характер. Кроме этого, следует отметить, что внешние факторы в большей мере носят косвенный характер влияния на жизнедеятельность предприятия.

Классификацию внутренних факторов также можно провести по нескольким типажам:

  • экономические, организационные, производственные, материально-технические факторы;
  • административные, рабочие, обслуживающие факторы;
  • стратегические и тактические факторы;
  • нормативно-правовые, информационные, транспортные факторы.

По отношению к функциям управления следует выделить такие внутренние факторы как — планирование на предприятии, организация деятельности предприятия, контроль за исполнением задач, мотивационная политика. Внутренние факторы в большей части поддаются корректировке, а управленцы имеют возможность, проведя анализ деятельности предприятия, выявить причину снижения эффективности развития и устранить ее. В случае воздействия внутренних факторов, руководитель более свободен в действиях, так как изменениям элементов управленец может руководить и заранее предвидеть варианты корректировок. Влияние внутренних факторов носит прямой характер.

Рассматривая внутренние факторы, влияющие на жизнедеятельность предприятия, стоит остановиться на организационных и управленческих элементах.

При сложившемся к настоящему моменту в России подходе к хозяйствованию около 50% предприятий являются малыми, из них почти 90% — микропредприятия [2]. Естественно, что большинство таких предприятий имеет либо линейную, либо линейно-функциональную организационную структуру. Стоит отметить, что для руководителей малых предприятий основными задачами являются выживание на рынке, максимизация прибыли и снижение расходов, поэтому вопросами совершенствования организационной структуры такие руководители занимаются редко. По нашему мнению, серьезной ошибкой управленца является ориентация лишь на экономическую составляющую бизнеса. Совершенствование организационно-экономической структуры и гармонизация производственно-управленческого механизма приведет к большим результатам и увеличению эффекта существования предприятия, который в определенный момент приведет к скачку развития.

Находясь внутри системы очень сложно адекватно оценить рациональность и эффективность ее элементов [8, с.112]. Отметим, что наиболее распространено в России в настоящий момент внешний анализ финансовой системы предприятия, а анализ организационно-экономической структуры и производственно-управленческого механизма практически не проводится [5, c.12]. Каждый управленец должен задумываться о повышении эффективности системы управления и рационализации ее элементов [1, c.137].

Сущность эффективной жизнедеятельности любого предприятия заключается в непрерывном изменении внешних и внутренних факторов, постоянной структурной перестройке всей комплексной системы и отдельных ее элементов [4, 148]. Для выработки направлений совершенствования элементов, руководителю необходимо провести анализ деятельности интересующих частей во всех фазах их жизненного цикла, и жизненного цикла всего предприятия.

Действительно спрос рождает предложение, но и спрос в свою очередь зависит от наличия предложений. К сожалению, услуг по анализу организационно-экономической структуры и производственно-управленческого механизма в настоящее время в России консультационно-аналитические организации предлагают редко.

Список литературы

  1. Ваганова О.Е., Зверякина С.А. Порядок формирования эффективной системы аналитического обеспечения управления капиталом коммерческой организации. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 53. С. 137-142.
  2. Российский статистический ежегодник, 2015 г.
  3. Ефремова Н.А. О некоторых особенностях антикризисного управления В сборнике: Стратегия развития предприятий. Саратов, 2010, с.24-28
  4. Ефремова Н.А. Совершенствование механизма управления предприятием В сборнике: Проблемы и перспективы совершенствования управлением национальным экономическим потенциалом Материалы международной научно-практической конференции посвященной 75-летию образования Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. С148-149
  5. Ваганова О.Е. Прогнозный анализ денежных потоков ПРО В сборнике: Социально-экономическое развитие России в XXI веке Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. 2003. С. 10-12.
  6. Зверякина С.А., Ваганова О.Е. Необходимость формирования эффективной системы аналитического обеспечения управления капиталом коммерческой организации. В книге: Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели Материалы II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 123-125
  7. Попова Л.Ф. Управление организационной структурой промышленного предприятия в современных условиях // Актуальные проблемы управления: мат. Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. Саратов, 2014. С. 99-111
  8. Попова Л.Ф. Формула успеха предприятий в условиях неопределенности внешней среды// Информационная безопасность регионов. 2015. № 4 (21). С. 110-116.