НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ ПЕРЕПИСНЫХ КАМПАНИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

№62-1,

Исторические науки и археология

В статье рассматривается нормативное закрепление организационных основ переписных кампаний в дореволюционной России. На основе массива изученных работ определено, что развитие теории и практики статистического учета, совершенствование методологических основ статистической деятельности способствовали поэтапной разработке нормативного обеспечения по выполнению статистических работ. Развитие общественных и государственных институтов требовало новых подходов в статистической деятельности, а вместе с тем и в сопровождении самих работ инструктивным обеспечением с целью своевременного и адекватного формирования данных.

Похожие материалы

Развитие теории и практики статистического учета, совершенствование методологических основ статистической деятельности способствовали поэтапной разработке нормативного обеспечения по выполнению статистических работ. Оформление статистических учреждений в регионе позволило приступить к организации и проведению статистических обследований в соответствии с предъявляемыми требованиями со стороны МВД и других ведомств.

Совершенствование и трансформация форм статистической отчетности, увеличение запросов на статистические данные от регионов со стороны министерств, требовали инструктивно-методического обеспечения в выполнении статистических работ, поскольку от этого во многом зависела вся статистическая кампания и ее результативность. Существенное влияние на развитие и содержательный компонент инструкций и наставлений оказало стремительное развитие статистической науки и практики. Теоретико-методологические принципы государствоведов и описательной школы в лице К. Ф. Германа и его последователей были характерны для первой половины XIX в. Особенностью это периода было господство описательного подхода, не требующего инструкций и наставлений. Начиная со второй половины XIX столетия, наметились принципиальные изменения в статистических работах, в том числе и их методическом обеспечении, что во многом было связано с активизацией практической деятельности статистических комитетов как региональных центров статистического учета и расширением административно-территориальной статистической сети. С одной стороны это происходило в силу развития статистической науки, обоснования ее роли и значимости для изучения государства и его институтов, с другой, — накопления опыта практических работ, их увеличения и масштабности, что повлекло за собой потребность в инструктивном обеспечении статистических кампаний.

Развитие общественных и государственных институтов требовало новых подходов в статистической деятельности, а вместе с тем и в сопровождении самих работ инструктивным обеспечением с целью своевременного и адекватного формирования данных.

Общей особенностью инструктивно-методических руководств было то, что первоначально они были нацелены на чиновников, и считалось, что к статистическим работам они все подготовлены, поэтому им предписывалось переадресовывать инструкции на места, а в последствии оформлять итоговые материалы и доставлять к определенному сроку требуемые сведения, причем не в виде первичных записей, а в сложных сводах. Узкая специализация по сбору статистических данных в центральных органах и централизация этих работ в административных органах на местах приводили к тому, что последние, обремененные массой хозяйственно-административных и полицейско-фискальных обязанностей, должны были собирать сведения по различным отраслям экономической жизни. Так, на полицию возлагали сбор сведений о числе селений и жителей, о рождающихся, вступающих в брак и умирающих, о заводах и фабриках, о количестве скота, ярмарочных оборотах, о ценах на продукты, о числе церквей, благотворительных и учебных заведений и т.д. По вычислению одного из статистиков, волостные правления были связаны с 53 учреждениями. В этих условиях инструктивно-методическое обеспечение имело принципиальное значение, и в первую очередь, с точки зрения своевременности предоставления материалов и их адекватности. «Правильная программа и обеспечение проверки данных, это — два важнейших условия успешной статистики», — писал В. И. Ленин. Одна из основных задач статистических учреждений как центральных, так и региональных, состояла в совершенствовании инструкций, методических рекомендаций для организации статистических кампаний, обработке цифровых показателей и последующему их представлению.

Начиная со второй половины XIX в., каждая статистическая кампания была нормативно определена методическим обеспечением в части ее организации и проведения. Инструктивные письма об организации статистических обследований поступали на имя губернатора при инициативе формирования статистических данных со стороны центральных властей и не важно, статистические обследования носили отраслевой характер или это была всеобщая перепись.

Основные положения производства, методического обеспечения организации и проведения переписей населения были выработаны на VIII Петербургском международном статистическом конгрессе в 1872 г. Особое внимание было уделено вопросам методологии статистики, статистике населения, организации и проведению переписей и единообразному пониманию содержательной части учитываемых показателей. Бушеном А. Б. был представлен доклад о текущих списках населения, в котором он доказывал необходимость и важность текущего учета населения. «Чтоб удовлетворять потребностям администрации и науке, необходимо пытаться приобрести точные сведения о естественном движении народонаселения…».

В связи с постоянной необходимостью получения сведений о количестве населения для распределения налогов, для выяснения его потребностей, для призыва в армию, условий ведения хозяйства правительство придавало особое значение его учёту. Отдельное внимание было уделено однодневным переписям. В первую очередь, статистическим комитетам рекомендовалось составлять программы, инструкционные руководства и проводить однодневные переписи населенных пунктов, совершенствовать методы сбора сведений о населении. Анализируя результаты однодневных переписей, представители ЦСК писали, что при всех недостатках они помогают «вырабатывать главные начала, на коих эта операция могла бы быть произведена одновременно по всей империи». На местах это нашло отражение в следующем: «переписи могут служить верным путем для получения сведений о составе населения и его экономической деятельности». Особенностью однодневных переписных кампаний являлась их детальная подготовка на каждом этапе, начиная от организации, заканчивая обработкой и представлением материала. Исходя из анализа инструкционно-методического обеспечения, отметим, что каждое переписное мероприятие было индивидуальных, имеющее свою специфику и особенности.

К концу XIX в. развитие теории и практики статистических работ, с учетом достижений опыта, ранее проведенных обследований, способствовало появлению качественно нового подхода к методическому обеспечению статистических обследований. К тому же немалое влияние оказывали социально-экономические факторы, предопределяющие потребность в статистическом учете, а вместе с этим и его инструктивно-методическое обеспечение. Региональным центрам статистического учета предоставлялось право самостоятельно разрабатывать инструкции к проведению обследований в период общегосударственных статистических кампаний в соответствии с общими положениями.

Проект проведения переписи начал рассматриваться ещё с 1874 года. Циркуляром министра внутренних дел от 11 марта 1895 года, в ожидании предстоявшей переписи было запрещено производить статистические работы, связанные с опросом населения.

В июне 1895 года проект Положения о переписи был утверждён императором Николаем II и издан как «Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи». Высочайше утверждённое в тот же день мнение Государственного совета гласило: «1) Всеобщая перепись населения Империи имеет целью привести в известность его численность, состав и местное распределение. 2) Всеобщей переписи подлежат все жители Империи, обоего пола, всякого возраста, состояния, вероисповедания и племени, как русские подданные, так и иностранцы. <…>».

Общее руководство подготовительными работами для проведения переписи было возложено на Главную переписную комиссию. С 5 июня 1897 года разработка материалов переписи передавалась отделу переписи Центрального статистического комитета МВД Российской империи.

В разосланном в 1895 г. циркуляре, ЦСК разъяснял, что комитеты сами должны «изыскивать способы к получению более точных материалов для составления статистических ведомостей». Это разрешение, хотя и лишало статистику единых требований, в то же время давало комитетам больше инициативы в разработке и совершенствовании форм, методов сбора и группировки сведений, позволяло учитывать особенности экономики края, выяснять и объяснять многие явления и факты.

Самостоятельность в разработке инструкционных руководств позволяла учитывать региональные особенности и специфику. Так, в период Всеобщей переписи населения 1897 г. региональные статистические учреждения являлись основой ее проведения. В соответствии с утвержденным Положением «О первой всеобщей переписи населения Российской Империи» были определены основные направления ее реализации, прописывался механизм и формы выполнения работ, функциональные обязанности задействованных участников. Нормативно был закреплен перечень вопросов согласно «Положению о первой всеобщей переписи населения Российской империи» от 5 июня 1895 года. Перепись должна была собирать 14 признаков о каждом лице, живущем в пределах страны:

  1. имя,
  2. семейное положение,
  3. отношение к главе хозяйства,
  4. пол,
  5. возраст,
  6. сословие или состояние,
  7. вероисповедание,
  8. место рождения,
  9. место приписки,
  10. место постоянного жительства,
  11. родной язык,
  12. грамотность,
  13. занятие,
  14. физические недостатки.

Затем ещё были добавлены вопросы о положении по воинской повинности; вопрос о грамотности разбивался на два: «умеет ли читать и где обучался» и вопрос о занятиях был расчленён на «главные и побочные», а также был введён вопрос «об отсутствии». Учёт проводился по трём категориям населения: наличному, постоянному (оседлому) и приписному.

Руководство всеми подготовительными работами в регионах, всеми действиями местных переписных комиссий, которые создавались в губерниях и областях, и наблюдение за правильностью производства всей переписи было возложено на Главную переписную комиссию. Делопроизводство по Главной переписной комиссии было возложено на Центральный статистический комитет. В соответствии с этим, в губерниях и областях создавались губернские (областные) и уездные переписные комиссии.

Нормативное закрепление инструктивным обеспечением счетчиков как части региональной статистической системы во многом являлось беспрецедентным. Отдельно были определены наставления сельским и городским счетчикам. Содержание наставления сельским счетчикам состояло из двух частей. Первая часть включала общие правила, где пояснялось, что такое хозяйство, как оно записывается, его содержание. Следующим инструкционным шагом было положение и обязанности счетчика, где акцент делался на том, что «счетчик есть ближайший помощник заведующего переписным участком в деле производства переписи». Данная преамбула определяла статус счетчиков и их роль в мероприятии. Детально были прописаны пошаговые действия в организации и проведении переписи. В инструкции отмечались «действия счетчика до дня, к которому приурочена перепись и действия счетчика в день, к которому приурочена перепись и в последующие дни». Вторая часть была более детализированной и охватывала правила для заполнения отдельных граф переписной ведомости. Данный раздел включал в себя 23 позиции, где каждая позиция пояснялась приведенными примерами и разъяснениями. Содержание инструкций городским счетчикам было примерно таким же.

Согласно Циркуляру Министерства внутренних дел от 29 апреля 1896 года, для успешного проведения переписи населения прописывалось составление точных списков всех дворовых и усадебных мест в последовательном порядке, по улицам и площадям, с обозначением имени, отчества и фамилии их владельцев. В городах устанавливалась последовательная полицейская нумерация домов. После составления дворовых и усадебных мест городская полиция представляла губернатору списки для передачи их в губернскую переписную комиссию.

В целом, нормативное закрепление переписных кампаний во многом являлось залогом успеха результативности и репрезентативности получаемого материала.

Список литературы

  1. Костров Н. А. Однодневная перепись населения города Томска 16 марта 1880 г. Томск, 1880. С. 41-42.
  2. Хозяйственно-статистические исследования степных областей // Семипалатинские областные ведомости. № 10. 6 марта 1899 год.
  3. Российский государственный исторический архив Ф. 1290. Оп. 2. Д. 675.
  4. Скопа В. А. Международный статистический конгресс 1872 года: выработка научного подхода к инструктивно-методическому обеспечению статистических кампаний // Успехи современной науки и образования. 2017. № 2. Т.7. С. 27-29.
  5. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи на основании высочайше утвержденного положения 5 июня 1895 года. Наставление сельским счетчикам. СПб., 1896.
  6. Скопа В. А. Инструктивно-методическое обеспечение статистических кампаний по материалам Западной Сибири и Степного края второй половины XIX – начала XX вв. // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. (http://www.science-education.ru/120-16124).