ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ

№62-1,

Экономические науки

В рамках данной статьи рассмотрены актуальные проблемы неплатежей и роста дебиторской задолженности за потребленную электроэнергию (мощность). Учитывая роль сферы электроэнергетики в экономике страны и масштабы осуществления энергосбытовой деятельности отсутствие своевременных поступлений денежных средств ставит под угрозу эффективное функционирование энергосистемы и требует законодательного регулирования проблем неплатежеспособности потребителей.

Похожие материалы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у каждой организации, в том числе энергосбытовых компаний, появляются обязательства по расчетам за полученные материальные ценности, потребленные работы и услуги перед другими организациями и лицами, возникают задолженности других организаций и лиц по расчетам за реализованные им товары, продукцию (работы, услуги) и т.п.

Задолженность организации другим юридическим и физическим лицам называется кредиторской задолженностью, а сами эти лица называются кредиторами. В то же время когда возникают обязательства перед организацией, другая сторона отношений получает статус дебитора, и на его счете образуется задолженность по расчетам.

Процесс покупки энергосбытовыми компаниями электроэнергии на оптовом рынке и продажи на розничном рынке потребителям представляет собой экономический путь реализации электроэнергии. Энергосбытовая компания — гарантирующий поставщик — берет на себя эту благородную, важную и нужную, но одновременно сложную и проблемную миссию — организовать расчеты между участниками процесса, и делать основной упор на истребование задолженности за уже потребленную электроэнергию. Если прибавить к этому имеющуюся в экономике кризисную стадию, образование и рост дебиторской задолженности, когда «все должны всем», становится очевидным что энергосбытовая компания, имеющая статус гарантирующего поставщика принимает на себя скорее социальную функцию, нежели коммерческую. И от эффективности деятельности компании, в общем итоге зависит продуктивное функционирование отдельных отраслей экономики.

Систему расчетов энергосбытовых компаний предлагаем рассматривать как комплекс финансово-правовых отношений энергосбытовых компаний с другими субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии (мощности) в процессе покупки и реализации электроэнергии (мощности).

Финансовые отношения связаны с взаимными расчетами, получением и расходованием денежных средств. Кроме того, предлагаем включить в это понятие такие виды расчетов, как:

  • безналичные расчеты согласно условиям договора, соглашения (в том числе полная оплата, частичная, систематическая оплата);
  • рассрочка платежа;
  • зачет взаимных требований;
  • гарантийное письмо (обязательство);
  • уступка права требования и др.

Правовые отношения предполагают взаимное соблюдение и выполнение условий договоров и соглашений, а также защиту своих прав и интересов в случае их нарушения другими сторонами, основываясь на законодательных нормативно-правовых актах. В данном контексте стоит помнить о том, что со стороны потребителей электроэнергии, к сожалению, очень часто наблюдается нарушение платежной дисциплины, установленной договорами электроснабжения. Т.е. платежи за потребленную электроэнергию поступают с нарушением сроков оплаты, а также не в полном объеме.

На основе изучения платежной дисциплины мы составили классификацию потребителей:

А. Потребители, которые следуют графику платежей, оплачивающие текущую задолженность и сумму авансовых платежей в полном объеме и в сроки установленные условиями договора.
Б. Потребители, оплачивающие текущую задолженность и сумму авансовых платежей в полном объеме, но с нарушением сроков оплаты.
В. Потребители, оплачивающие только текущую задолженность (без авансовых платежей) с нарушением сроков оплат.
Г. Потребители, имеющие существенную дебиторскую задолженность.

В соответствии с приведенной классификацией работу с дебиторской задолженностью необходимо проводить с потребителями категории Б, В, Г.

В качестве инструментов для работы по взысканию задолженности с потребителей выступают: претензии о сумме задолженности, уведомления о планируемом введении режима ограничения потребления электроэнергии (мощности), исковые заявления в Арбитражный суд.

Однако, в некоторых случаях применение имеющихся инструментов воздействия на потребителя-неплательщика является неэффективным для всех участников системы расчетов. Отсутствие возможности в действующем правовом поле оперативно проводить ограничения по всем без исключения дебиторам-потребителям электрической энергии непосредственно самим гарантирующим поставщиком на основании образовавшейся просроченной задолженности приводит к тому, что с момента образования просроченной дебиторской задолженности до момента фактического ограничения поставок электрической энергии потребитель успевает нарастить свою дебиторскую задолженность. По ряду так называемых «неотключаемых потребителей» порядок полного или частичного ограничения особенно в отопительный период неприменим в принципе, что дает указанным потребителям возможность «злоупотреблять» своим положением и отсрочить платежи до окончания отопительного сезона.

В качестве еще одного спорного момента рассмотрим такую категорию потребителей, как например производственные предприятия, выполняющие гособоронзаказ. Получив от Министерства Обороны заказ на изготовление военной продукции и т.п. для нужд армии, предприятия расходуют колоссальные ресурсы на производство, к которым также относятся расходы на электроэнергию. Оплату произведенной продукции приходится ждать по факту выполнения заказа, а до этого времени все расходы несет непосредственно исполнитель заказа. Именно в период ожидания финансирования у предприятия образуется дебиторская задолженность, оплатить которую своевременно ресурсов не остается. В данном случае в качестве повышения эффективности расчетов можно рассмотреть два варианта:

  • представить в компании-кредиторы в качестве обеспечения оплат государственные гарантии, которые обязывают МинОбороны оплатить возникающие у предприятий задолженности, непосредственно связанные с выполнением госзаказа;
  • либо законодательно закрепить за такими предприятиями некий «особый статус», позволяющий эффективно взаимодействовать с поставщиками ресурсов. Например, особые условия потребления ресурсов и оплаты за них, ориентированные на специфику деятельности отдельных предприятий (сезонность, цикличность и т.п.).

В этом случае взаимодействие участников расчетов приобретет характер сотрудничества, при котором все стороны смогут соблюдать свои обязательства и тем самым укрепят партнерские отношения. Но первоосновой возможности таких отношений должны стать продуманные изменения законодательства, позволяющие учитывать интересы всех сторон процесса реализации электроэнергии (мощности). При этом меры регулирования отношений должны заключаться не только в присвоении «особых статусов» различным категориям потребителей, но и в обеспечении их необходимыми финансовыми гарантиями.