СООТВЕТСТВИЯ ФЕНОМЕНОВ ОТРАЖЕНИЯ ОТРАЖАЕМОЙ РЕАЛЬНОСТИ

№62-1,

Филологические науки

В статье рассматривается проблема соответствия образов реальности непосредственным объектам отражения. Феномен отражение как всеобщее свойство материи возникает в результате взаимодействия путем выделения (извлечения, вычленения) из суммарного продукта взаимодействия содержания отражаемого объекта. Это выделение содержания источника отражения носит функциональный характер, благодаря чему обеспечивается предметность отражения и его предварение.

Похожие материалы

Вопрос о соответствии феномена отражения отображаемой реальности является принципиальным для теории познания. Перцепция, т.е. восприятие — это форма отражения внешнего мира, доставляющая субъекту информацию о предметах и явлениях в целостности и дифференцированности друг от друга. Иначе говоря, это форма непосредственного живого созерцания внешнего мира, при помощи, которой обеспечивается предметное сходство впечатлений с действительностью, необходимое для организации адекватных действий субъекта в предметном окружении [3, с. 320].

Перцепция предметного мира как формы живого созерцания является фундаментальной функцией мозга. Основная масса, проективные зоны мозга предназначена именно для восприятия окружающего мира, для репрезентации его на нейродинамическом «экране». Всей своей сложной конструкцией мозг приурочен функциям приема сигналов из внешнего мира и, следовательно, отражения и поэтому функционирует нормально лишь при постоянном контакте с внешним миром и беспрерывном отражении его [2, с. 128]. Лишь благодаря непосредственному контакту с явлениями внешнего мира мозг снабжает личность адекватной информацией. Человеческое восприятие в отличие от восприятия животных опосредованно многовековым познавательным опытом а, выраженное в понятиях и словах. Освоение человеческой речи вносит существенное изменение чувственный опыт человека [1, с. 44]. В чувственное познание всегда вклинивается рациональное мышление не только как рациональная обработка данных чувств, но и как форма выражения их. Такой универсальное формой выражения всех данных познания является слово. Например, мы не только видим предметы, фиксируем их органами чувств, но также автоматически называем их, подбирая при этом соответствующие обозначения.

Стабильная связь с внешним миром, постоянный приток сигналов нужен мозгу для того, чтобы извлечь из него для себя упорядоченность, что в свою очередь необходимо для постоянной верификации продуктов собственной активности размышления, воображения, сличения их с эталонами проверенной практикой информации. Без этих эталонов, без постоянного энергетического и информационного контакта с внешним миром, мозг престает быть тем, чем он является, т.е. органом адекватного отражения действительности. Поэтому трудно понять его функции без творческого, эвристического использования репрезентавной функции.

Онтологической предпосылкой исследования сущности отражения является известное положение о том, что вся материя обладает свойством, по существу, родственным с ощущением, свойством отражения. Феномен отражение как всеобщее свойство всей материи неразрывно связано с таким универсальным свойством материального мира, как всеобщая связь. Без взаимодействия материальных систем отражение невозможно. Но отражение и взаимодействие не тождественны: процесс взаимодействия составляет лишь основу, предпосылку отражения, но не само отражение [6, с. 57]. В процессе взаимодействия объектов изменяются их состояния, при этом они изменяются не хаотически, а в направлении определенного характером взаимодействия.

Если такое взаимодействие имеет некоторый информационный аспект, то передача потока энергии носит определенный характер. При взаимодействии двух объектов возникает такое отношение между ними, когда один из них выступает в качестве источника отражения (объекта отражения), другой — в качестве отражающего, иначе говоря, материального носителя или субстрата отражения. В результате такого взаимодействия возникает новое отношение между объектами — отношение отражаемого и отображения. При этом свойства первого объекта выступают в форме изменений состояний второго объекта [3, с. 321]. Отражением является не само взаимодействие, носящее чисто энергетический характер, а те изменения в отображающей системе, которые представляют собой перенос упорядоченности от одного объекта к другому объекту. «Усвоение» свойств, особенностей отражаемого реципирующей системой происходит за счет исключения, «снятия», элиминирования физических, вещественных характеристик взаимодействующих объектов. Такая операция и составляет объективную основу для формирования понятия отражения. Так, наблюдая за окружающей средой, мы получаем не вещество объектов, а лишь информацию об их свойствах [5, с. 61]. Как состояние отражающего аппарата (нервов и мозга), так и вещественность объекта отражения «сняты», элиминированы.

Феномен отражение как всеобщее свойство материи возникает в результате взаимодействия путем выделения (извлечения, вычленения) из суммарного продукта взаимодействия содержания отражаемого объекта. Это выделение содержания источника отражения носит не физический, а функциональный характер, благодаря чему обеспечивается предметность отражения и его предварение.

Бесспорно, что отражение многообразно, оно имеет много видов и уровней. В первую очередь необходимо различать два больших вида отражения: отражение в неживой природе и в живых системах. Между двумя основными видами отражения имеются как общие черты, так и существенные отличия. Отражение в условиях живых систем приобретает новые свойства и параметры, не имеющиеся в формах отражения, присущие неживой природе [4, с. 460].

Любой феномен отражения возникает в результате энергетического взаимодействия материальных объектов, причем отображение всегда зависит от оригинала, как вторичное от первичного, следствие от причины, иначе говоря, между отображением и его оригиналом существует структурная зависимость, обнаруживаемая в гносеологическом образе как свойство адекватности.

Феномен отражения имеет две стороны: одна сторона — материальные процессы, при помощи которых переносятся особенности одного объекта на отражательную «поверхность» другого объекта — реципиента: сюда же относятся все материальные изменения на этой «поверхности», т.е. изменения в носителе отражения. Вторую сторону составляют особенности объекта — стимула, воспроизведенные в субстратные отражения. Эта сторона отражения (ее надо считать основной, специфической) выражается в феномене предметного содержания отражения. Когда мы говорим об идеальности психического отражения, то имеем в виду именно предметную содержательность психического отражения. Есть основание полагать, что физиологические механизмы составляют лишь первую, материально-энергетическую сторону процесса отражения. Нельзя отождествлять психическое с физиологическим. Физиологическое есть материальный процесс, вызываемый воздействием на мозг внешних объектов, психическое же есть внутренняя, субъективная сторона этого материального процесса. Психическое не «надстраивается» над физиологическим, а представляет собой совпадающий с объективным физиологическим процессом идеальный момент, некоторое субъективное состояние.

Список литературы

  1. Арсентьева С. И., Степанов А. Г., Ефремов О. Ю. Адаптационные процессы в социальном пространстве // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. № 11. – С. 39-46.
  2. Арсентьева С. И., Желтов М. П., Степанов А. Г. Комплексы восприятия и мышления как факторы реализации познания // Вестник Чувашского университета. – 2012. № 2. – С. 128-133.
  3. Кузьмин Ю. А. О методах и приемах научного познания [Электронный ресурс]. – Режим доступа NovaInfo.Ru. – 2017. Т. 1. № 59. – С. 320-327.
  4. Ефремов О. Ю. О развитии исследований в области государственного управления // Конституция Российской Федерации – правовая основа устойчивого развития законодательства и российской государственности Сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию принятия Конституции Российской Федерации и Дню юриста. – 2014. – С. 459-462.
  5. Степанов А. Г., Тобоев В. А. Взаимодействие систем восприятия и мышления в процессе формирования научного знания // Вестник Чувашского университета. – 2013. № 1. – С. 60-63.
  6. Степанов А. Г., Тобоев В. А. Значение социально-когнитивного комплекса в процессе формирования мифологемы научной картины реальности // Вестник Чувашского университета. – 2013. № 1. – С. 55-59.