ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

№62-1,

Педагогические науки

Показана необходимость научной организации физического воспитания студентов педагогических вузов. Выявлена эффективность спортивных игр в профессионально-прикладной физической подготовке студентов специальной медицинской группы.

Похожие материалы

В современной системе высшего образования на первый план выдвигается формирование у студентов способности быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социальных и профессиональных проблем в быстро меняющихся условиях действительности, при этом проявлять высокую работоспособность, мобильность и профессиональное долголетие. Особенно остро встает проблема формирования данных качеств у студентов педагогических вузов — будущих педагогов.

В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством педагога, его субъективной ценностью и экономическим фактором, определяющим высокопрофессиональную стабильность и социально-экономическое благополучие. Возрастающая стрессогенность общества, повышенное напряжение отрицательно сказываются на профессиональной деятельности и здоровье педагога. Следовательно, физическое воспитание студентов педагогических вузов в соответствии с действующим образовательным стандартом в рамках двух дисциплин «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» должно быть направлено как на выравнивание двигательной активности студентов и воспитание физических качеств, так и на формирование компетенций будущих бакалавров.

Эффективное использование профессионально-образовательного потенциала физического воспитания возможно в результате проектирование педагогической деятельности преподавателя и предвидение результатов ее преобразования. Осуществление педагогического проектирования как вида профессиональной деятельности позволит педагогу научно обоснованно подойти к организации образовательного процесса по физическому воспитанию бакалавров. Для этого необходимо осуществить научный подбор средств, методов и форм организации физкультурно-спортивной деятельности, которые будут успешно осуществлять профессионально-прикладную физическую подготовку [2].

Особого внимания требует организация физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Средства профессионально-прикладной физической подготовки должны подбираться в соответствии с профессиограммой будущей профессиональной деятельности бакалавров и с учетом нозологии основного заболевания, уровня физического развития и функционального состояния студентов СМГ. Анализ медицинских карт студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) показал, что 50% студентов, от общего числа обследованных, имеют отклонения в здоровье. Почти 30% из них нуждаются в лечении и коррекции ряда функций организма и вынуждены заниматься физической культурой в СМГ. Наиболее часто представлены заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Анализируя возможности физического воспитания в формировании компетенций бакалавров необходимо выявить наиболее эффективную организацию физкультурно-спортивной деятельности, которая сводится к изучению наиболее значимых профессиональных компетенций и выявлению возможных профессиональных заболеваний и деструкций личности.

По мнению Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой человек занимающейся любой профессиональной деятельностью подвержен возможности возникновения деструкций личности и профессиональных заболеваний. Профессиональная деструкция — саморазрушение психологической структуры личности в ходе выполнения профессионального труда, отрицательно влияющее на эффективность выполняемой деятельности [1, 3].

Особенно высока вероятность возникновения профессиональной деструкции в педагогической деятельности, когда педагог не только выполняет многогранную работу, но и испытывает постоянные профессионально-психологические риски: формирование синдрома «эмоционального выгорания»; стагнация профессионального развития; возможность проявления догматизма, консерватизма; развитие акцентуаций характера педагога (монологичность, демонстративность, индифферентность). К наиболее часто встречающимся профессиональным деструкциям педагогов можно отнести профессиональные деформации, выученную беспомощность, профессиональный маргинализм и стагнация [3].

На наш взгляд основными причинами возникновения деструкций у педагогов является возникающее противоречие между требованиями, которые выдвигает профессиональная деятельность к качествам личности педагога и его психофизическими возможностями.

Итак, деятельность педагога в силу своих особенностей для профессионального самосохранения и долголетия высокие требования к активности, ответственности, эмоциональной устойчивости, толерантности, рефлексии. Способность реализовать в профессиональной деятельности активную стратегию поведения позволит педагогу конструктивно преодолевать профессионально обусловленные кризисы, осуществлять предупреждение деструкций личности и профилактику профессиональных заболеваний.

Структурно-функциональный анализ профессиональной деятельности будущих педагогов позволил выявить социально и профессионально важные качества (СПВК) входящие в состав компетенций выпускников педагогических вузов: психофизические качества — высокий уровень развития физических качеств; устойчивые психические процессы; социально и профессионально значимые качества — коммуникативность, сверхнормативная активность, толерантность, рефлексия, организованность, ответственность, эмпатия, эмоциональная устойчивость [1, 2].

Таким образом, научная организация физического воспитания студентов СМГ педагогического вуза должна основываться на результатах теоретического исследования будущей профессиональной деятельности и возможностей физкультурно-спортивной деятельности в профессионально-прикладной подготовке будущих педагогов с учетом ограничений в состоянии здоровья студентов.

В результате теоретического исследования и логико-аналитического сопоставления СПВК будущего педагога и наиболее значимых качеств в физкультурно-спортивной деятельности выявлено, что наиболее эффективным средством профессионально-прикладной физической подготовки являются спортивные игры. Спортивные игры — совокупность разнообразных физических упражнений, которые выполняются в ограниченном лимите времени в различных сочетаниях в зависимости от игровой ситуации [2]. Спортивные игры характеризуются яркой выраженностью элементов соперничества и эмоциональности в игровых действиях, изменчивостью условий ведения борьбы, высокими требованиями к творческой инициативе, обязательным проявлением конкурентоспособности и мобильности. Такие виды спорта успешно формирует как физические качества (выносливость, быстрота, ловкость), так и СПВК педагога (коммуникативность, эмоциональная устойчивость, активная стратегия поведения, рефлексия).

Студентам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы показаны занятия бадминтоном и настольным теннисом. Физические упражнения, выполняемые в данных видах спорта, имеют аэробный характер и обладают оздоровительным эффектом, тренируя сердечную мышцу и нормализуя кровяное давление [2]. Уровень технической подготовки студентов является элементом саморегуляции физической нагрузки, которую испытывает организм. Чередуя игру с отдыхом для обсуждения технических действий и тактических комбинаций, преподаватель подбирает нагрузку для каждого студента в соответствии с его физическим состоянием и здоровьем. Так же спортивная игра является моделью повседневной жизни, воспроизводящая практическое поведение человека в конкретных, постоянно меняющихся в соответствии с установленными правилами условиях. Спортивно-игровая деятельность позволяет приобрести общественно значимый опыт, а также обеспечивает когнитивное, личностное и нравственное развитие. Соревнования по настольному теннису и бадминтону могут быть организованны в различных видах: личные, лично-командные, командные, парные. Данные виды спорта популярны как среди девушек, так и среди юношей.

Использование спортивных игр в профессионально-прикладной физической подготовке студентов СМГ педагогических вузов положительно повлияет на уровень их физического здоровья и оптимизирует формирование СПВК, входящих в состав компетенций будущих педагогов.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. – Екатеринбург, 2011. – 345 с.
  2. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов профессионально-педагогического вуза: учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург, 2013. – 103 с.
  3. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Профессиональные деструкции и способы их профилактики // Народное образование. – 2010. - № 6. – С. 123-129.