ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

№62-1,

Исторические науки и археология

В статье рассматривается юридическое закрепление статистических комитетов в дореволюционной России по материалам Западной Сибири первой половины XIX века.К середине 30-х г. XIX столеия в государстве были созданы все необходимые условия для организации региональной статистической системы.По «Положению» 1834 г. организация сбора статистико-экономических данных по губерниям возлагалась на членов комитета, которые являлись штатными работниками. Новый этап в развитии статистических комитетов был определен «Положением о губернских и областных статистических комитетах» 1860 г. Были определены непременные, действительные и почетные члены.

Похожие материалы

Нормативно-правовое оформление статистических комитетов как центров региональной статистической системы последовательно закрепило их кадровый состав и финансовое обеспечение. К середине 30-х г. XIX столетия в государстве были созданы все необходимые условия для организации региональной статистической системы. По «Положению» 1834 г. организация сбора статистико-экономических данных по губерниям возлагалась на членов комитета, которые являлись штатными работниками. К их числу были отнесены — губернатор (председатель), предводитель дворянства, вице-губернатор, почетный попечитель гимназии, прокурор, инспектор врачебной управы, управляющий удельной конторой, директор училищ и представитель духовной консистории. Предполагалось, что такой состав позволит собрать необходимые статистические данные по вверенной территории. Из административно-территориальных единиц губернии сведения должны были доставлять представители волостных правлений либо сельские обыватели.

Юридическое оформление статистических комитетов Положением 1834 г. как административных субъектов не затронуло их финансовую составляющую. Представителям, закрепленным от административных структур, статистическая деятельность вменялась как неотъемлемая часть основной работы. Деятельность по сбору статистического материала на местах являлась так же безвозмездной, что сказывалось на ее качестве и своевременном формировании материала. Фактически сформировать штат «специалистов» в административно-территориальных единицах — волостях и селениях, в соответствии с «Положением», не удалось.

Существенные изменения, касающиеся финансового обеспечения статистических комитетов и их кадрового потенциала, произошли на основании циркуляра МВД от 30 декабря 1853 г. за №190 «О должном направлении действий губернского статистического комитета». В документе была определена сумма в размере не более 1000 рублей из средств губернских типографий. На уровне губернии, в соответствии с документом, закреплялась ответственность за лицом, контролирующим формирование статистических сведений. «Производство работ в губернском статистическом комитете, — отмечалось в документе, — поручить особому лицу, по усмотрению начальника губернии за условное вознаграждение до 300 рублей серебром, придать ему одного или двух помощников с оплатой до 200 рублей каждому, и назначив на писцов и канцелярию надобности от 200 до 300 рублей». За производством работ, по циркуляру, должно было осуществляться системное наблюдение «с целью своевременного доставления числовых данных о тех статистических предметах, которые означены в составленных ныне таблицах, подвергая их надлежащей проверке и сличению со сведениями предшествовавших годов». Данное наставление имело положительное значение, поскольку предполагалось последовательное формирование сведений в регионах с последующей проверкой. По сути, это было первым инструктивно-методическим обеспечением региональных статистических работ. Однако отсутствие в регионе специалистов не позволяло системно и своевременно формировать статистические сведения. С целью решения этой проблемы циркуляр определял «назначить в случае возможности и надобности членами комитета начальников тех отдельных частей, которые не поименованы в учреждении комитета». Определенным лицам, которые являлись членами комитета, в обязанность вменялось «предоставление точных сведений о состоянии вверенных им частей по тем формам, которые разосланы начальникам губерний». Данное дополнение активизировало процесс формирования статистических сведений по региону. Вместе с тем, нерешенная финансовая сторона дела не позволяла полномасштабно осуществлять статистические работы.

Для организации и приведения в порядок сформированных статистических данных денежных средств не хватало. В полных объемах и в соответствии с функциональными обязанностями комитеты работать не могли. Вместе с тем на рубеже 1850–1860-х гг., в преддверии готовящихся крупных реформ, значение региональных статистических учреждений для государства существенно возрастало. Несмотря на это, в большинстве своем Томский и Тобольский статистические комитеты фактически до 1860 г. существовали формально, ограничиваясь эпизодическими статистическими мероприятиями в губерниях, при этом большая часть из которых не была доведена до конца. Организация осуществляемых мероприятий сводилась к простому предоставлению статистических данных без обработки и использования их в практических целях указанными лицами из ведомств. Огородниковым Е. верно было отмечено, что «в старых формах деятельности, не имея штатного работника, регулярного финансирования, общественной значимости, комитеты эффективно функционировать не могли». По официальной оценке, «статистические комитеты, в целом, не могли представить самых элементарных данных ни о численности, ни о сословном составе народонаселения губернии». Это способствовало очередному преобразованию статистических комитетов и, в первую очередь, в части кадров. Уже в августе 1859 г. в Министерстве внутренних дел была подготовлена программная записка о коренном реформировании статистических комитетов России, в которой главной мыслью являлось усиление штатного состава за счет грамотных представителей общественности: «Принимая во внимание, что статистические комитеты по сущности своей отличаются от общих административных учреждений в губернии..., статистический отдел находит необходимым подчинить в возможной степени их действия и занятия контролю науки и людей специальных и придать сим комитетам характер не обыкновенных административных, а официально-ученых учреждений. Цель эта может быть достигнута введением в состав комитетов посторонних членов из лиц неофициальных, но по положению своему в обществе и образованию могущих содействовать всестороннему изучению и исследованию состояния губернии».

Прогрессивность идеи нашла свое отражение в численном увеличении числа грамотных людей, задействованных в изучении губернии. Правительственные круги понимали значимость привлечения к статистическим обследованиям представителей из науки.

Новый этап в развитии статистических комитетов был определен «Положением о губернских и областных статистических комитетах» 1860 г. Основная суть положения сводилась к созданию прочных местных статистических центров, которые могли бы обеспечить качественной статистической информацией центральные и местные учреждения, нуждающиеся в ней для организации управления. Данное положение закрепило личный состав региональных статистических центров и их финансовое обеспечение. Что касается сибирских статистических комитетов, то финансовое обеспечение в отношении их не было предусмотрено. Из протокола заседаний Тобольского статистического комитета за 1864 г. отчетливо видно, что «деятельность комитета задерживается недостатком денежных средств. Обязательные работы идут очень туго». В протоколе секретарь статистического комитета констатировал, что «мысль об улучшении комитета остается не практическою и несбыточною до тех пор пока со стороны лиц, собирающих сведения, или по крайней мере со стороны тех кто должен рассматривать собранные сведения производить им оценку и делать из них общие выводы, не будет понята вся важность дела, и главное, пока комитет не будет иметь средства на то, что бы перейти в учреждение действующее на самом деле, а не существующее только на бумаге». Таким образом, финансовое обеспечение оставалось мизерным. На 1864-1865 гг. на содержание Тобольского статистического комитета из доходов типографии губернского правления выделено 500 рублей». Из этой суммы 300 рублей составляло жалование делопроизводителя, 120 рублей помощнику, 72 рубля писарю «остальные за тем употребляются на канцелярские расходы». Несмотря на нерешенность финансового обеспечения, данное Положение окончательно определило кадровый состав комитетов. Председателем статистического комитета являлся гражданский губернатор. Комитет был представлен непременными, действительными, почетными членами и секретарем, где последний являлся координатором, определяющим основные направления деятельности комитета.

Организация сбора административных и экономических данных возлагалась на непременных членов вновь созданных учреждений. К ним относились: губернатор (председатель), вице-губернатор, управляющие отделениями государственного банка, дворянского и крестьянского земельного банка, управляющие государственным имуществом, директор народных училищ, почётный попечитель гимназии, прокурор, инспектор врачебной управы, управляющий удельной конторой, член духовной консистории по избранию епархиального архиерея, уездные предводители дворянства, управляющие казённой палатой. «Непременными» членами считались представители всех губернских или областных административных учреждений. Функционально в их обязанности входила забота о своевременном доставлении сведений лицами из ведомств. Фактически их причастность к организации и проведению статистических мероприятий заключалась в контрольно-отчетной функции. Предполагалось, что такой состав позволит собрать интересующие Министерство внутренних дел материалы без привлечения новых должностных лиц. Действительные члены комитета были представлены лицами из местных обывателей, «могущих своими познаниями принести пользу комитету». В продолжении отмечалось, что «от действительных членов комитета можно ожидать полезного участия, преимущественно в необязательных работах и в поверке первоначальных данных, на местах их собирания». Как правило, это были специалисты, известные своими работами, посвящёнными губернии. Они проводили самостоятельные исследования, пользуясь отчасти материалами комитетов.

В действительные члены, как отмечалось в документе «... должны быть приглашены и избраны только лица, которые, по любви к науке, по участию в общественных интересах и по-своему образованию, могут своими трудами принести действительную пользу статистике, в деле разностороннего изучения губернии; особенно важно, в этом отношении, участие духовенства, члены которого сообщают много точных и тщательно собранных статистических данных Императорскому Русскому Географическому и другим учёным обществам». Выборы в действительные члены комитета проходили на его заседаниях. Для этого было необходимо личное желание кандидата и рекомендация членов статистического комитета. На них лежали все необязательные труды комитета, в частности, формирование и накопление историко-этнографических и археологических материалов. «От их способностей и желания зависел успех или неуспех в общественной деятельности комитета». К тому же формирование их состава позволило усилить организацию региональной сети статистических служб, от деятельности которой во многом зависела вся система регионального учета.

Действительные члены статистических комитетов в своей должности утверждались Министром внутренних дел и получали на это звание диплом. Положение 1860 г. способствовало расширению состава действительных» членов Комитета посредством вовлечения широких слоев демократической интеллигенции. Неслучайно текст «Положения» был напечатан в Губернских ведомостях. «Действительные члены избираются из лиц как духовного и ученого, так и всех других званий, преимущественно из имеющих пребывание в губернии или области, могущих своими познаниями и опытностью принести пользу комитету и изъявляющих готовность участвовать в занятиях его своими статистическими трудами. Они предлагаются к избранию председателем или двумя из членов и утверждаются в этом звании по большинству голосов». Так, членом Томского губернского статистического комитета был утвержден представитель духовной Консистории, которого определил епископ Томский. С согласия Центрального статистического комитета командиру Сибирского линейного батальона подполковнику М. Катину было предложено «также принять на себя звание члена Томского губернского статистического комитета». В этом был уведомлен и Томский губернский почтмейстер. Все эти назначения качественно улучшали статистическую деятельность в регионе. Почетными членами в состав комитета избирались известные ученые или лица, осуществившие значительные материальные пожертвования для статистического комитета.

Звание почётных членов по Положению определялось «... равным образом, должно быть предоставлено с особенной разборчивостью только лицам, которые приобретали почётную известность своими учёными трудами, или изъявляющим готовность сделать значительное пожертвование для помощи статистическим работам по губернии». По факту численность почетных членов в статистических комитетах Западной Сибири была незначительной, но имела важное научно-практическое значение. Так, в 1877 г. в Тобольском статистическом комитете почетных членов было 4 человека, в Томском статистическом комитете — 3 человека.

Ключевой фигурой в структуре статистического комитета являлся секретарь. В соответствии с «Положением» 1860 г., поднимался статус секретаря комитета, приравнивавшегося к государственным служащим, соответственно секретарь обязан был иметь университетское образование. «Вся проверка, приведение в систематический порядок и окончательная разработка первоначальных материалов, для составления требуемых положением ведомостей и таблиц, равно как и содержание в порядке всех учёно-административных материалов комитета, входят в прямую обязанность секретаря». Обязанности секретаря Комитета были весьма разнообразны и ответственны. К перечню служебных обязанностей секретаря относились — финансовая отчетность, переписка с государственными структурами и общественными объединениями по предоставлению различных статистических данных, их обработка, рассылка и обмен изданных трудов. Также он стремился к расширению тематики издаваемых и приобретаемых изданий. Он следил за своевременным получением срочных статистических данных и сведений. С введением данной должности существенно расширилась делопроизводство статистических комитетов. Под его наблюдением и руководством находились все местные исследования, научная работа, издание трудов комитета в целом и отдельных ученых работ. Отдельно в функциональных обязанностях секретаря прописывалось ведение текущего делопроизводства, представленного протоколами и журналами заседаний, годовыми отчетами комитетов.

Назначение на должность секретаря статистического комитета во многом зависело от его личностных качеств и желания заниматься изучением местной истории, этнографии, статистики. В статистических комитетах Западной Сибири секретари пребывали в должности от нескольких месяцев до десятков лет. Стоит отметить таких выдающихся статистиков и исследователей края как Н. А. Костров, М. Н. Еремеев, В. А. Ильин, К. М. Голодников, которые внесли вклад в развитие и укрепление региональных центров статистического учета. Именно они определяли направления деятельности в части статистических работ и социокультурном изучении региона, на что указывают их библиобиографические данные.

Начиная со второй половины 60-х гг. XIX в., роль секретарей статистических комитетов существенно возрастало. Губернская и областная администрации, актив комитетов были чрезвычайно заинтересованы в стабильной и долговременной работе секретаря комитета. Значимость должности секретаря заключалась в том, что статистический комитет во второй половине XIX в. «стремился к ведению всего на свете — знания и статистического, и исторического, и геологического, и всяческого», а секретарь координировал эти направления. Нормативное определение кадрового состава статистических комитетов способствовало системной организации статистических мероприятий в масштабах региона.

Статистические комитеты в структуре губернского правления становились неким институтом с определенными административно-управленческими задачами. Формируя сведения по региону, статистические комитеты имели своих членов-корреспондентов из местных жителей, которые могли обеспечить поступление информации из отдельных территорий. Так, например, Тобольский губернатор писал директору училища: «При открытии Тобольского статистического комитета сделано положение, чтобы членами-корреспондентами назначать штатных смотрителей училищ, которые должны были утверждены Министром внутренних дел». Однако, открывшись, статистические комитеты во многом бездействовали. Причиной этому послужили загруженность его членов своими непосредственными обязанностями, отсутствие указаний о методах отбора и обработки сведений, а также нерешенный вопрос о финансировании. Полное отсутствие средств ставило комитет в зависимость от губернской администрации. Таким образом, сформированный состав комитетов позволял системно комплектовать статистические данные по всем сферам хозяйственной деятельности региона. Статистическая деятельность делегированных представителей от ведомств во многом зависела от функциональных обязанностей этих структурных подразделений. Представленными ведомствами старались охватить все сферы жизнедеятельности региона.

В 1865 г. было принято Положение МВД «О губернских и областных комитетах к губерниям и областям Западной и Восточной Сибири», которое закрепило финансовое обеспечение статистических комитетов в размере «от 1500 до 2000 рублей ежегодно, где 750 рублей было жалование секретарю». Учитывая то, что источник финансирования оставался прежним, перебои в поступлении денежных средств сохранялись до конца 60-х XIX в. Смета расходов комитета на год состояла из статей, которые были прописаны, но суммы отпускаемых ассигнований могли варьироваться. Основными статьями расходов являлись: штатное жалование секретарю, наем вольных писцов и сторожа, сюда же были отнесены отопление и освещение, вознаграждение служащим, наем рассыльного, печатание трудов и прочие расходы. Самой стабильной статьей являлось жалование секретарю, которое фактически не менялось. Одной из самых расходных статей был наем писцов и сторожа, сюда также относились оплата отопления и освещения. Из анализа документов следует, что сумма по данной статье колебалась от 415 руб. до 1129 руб.

Таким образом, сформированный состав комитетов позволял системно комплектовать статистические данные по всем сферам хозяйственной деятельности региона. Статистическая деятельность делегированных представителей от ведомств݅во многом зависела от функциональных обязанностей этих структурных подразделений. Представленными ведомствами старались охватить все сферы жизнедеятельности региона.

Список литературы

  1. Огородников Е. Настоящее устройство местных административно-статистических учреждений в России // Журнал МВД. 1861. Декабрь. С.102–245.
  2. РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 310. Л. 36–36 (об.).
  3. Алленова В. А. Историческая наука в российской провинции в конце XIX – начале XX вв. Рязань, 2002.
  4. Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1858, 1859, 1860 и 1861 годы. СПб., 1873. С. 386–389.
  5. РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 310. Л. 37–38.
  6. РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 310. Л. 41.
  7. Скопа В. А. Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения региональных центров статистического учета в XIX в. (по материалам Западной Сибири и Степного края) // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 364-368.
  8. Положение о губернских и областных статистическкомитетах. СПб., 1861. С. 17.
  9. Деятельность статистических комитетов // Кавказ. 1867. 5, 9 марта.
  10. Скопа В. А. Нормативно-правовое регулирование статистической системы Западной Сибири и Степного края во второй половине XIX – начале XX в. // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 14). С. 3180-3185.