КОНСАЛТИНГ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

№62-1,

Науки о земле

В данной статье рассматривается проблема консультирования государственных и муниципальных учреждений в сфере земельных отношений. Было дано понятие консалтинга, его основные черты, а также показана необходимость консультирования учреждений, работающих в сфере земельных отношений.

Похожие материалы

В современном мире перед государственными и муниципальными служащими стоит задача по повышению качества управленческих функций и оказания услуг населению. Для этого требуется наличие необходимых компетенций у служащих, позволяющих им выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями, поэтому служащие должны своевременно обновлять и пополнять свои знания. Консультирование работников государственных и муниципальных учреждений является одним из способов повышения качества оказания услуг, улучшения функционирования работы учреждения в целом, а также повышение личных качеств работника.

Управленческое консультирование в сфере земельных отношений является важной проблемой. Государственные и муниципальные учреждения редко обращаются к консультантам по вопросам, связанным с землей. Несмотря на это, сфера земельных отношений динамично развивается, поэтому необходимо вовремя обновлять знания в данной области. Обращаясь к консультантам, работники смогут лучше понять, что следует изменить в своей деятельности для того, чтобы повысить грамотность и эффективность своей работы.

Прежде чем говорить о консультировании работников государственных и муниципальных учреждений в сфере земельных отношений, необходимо сказать, что такое консалтинг и выделить его основные черты.

Консалтинг — это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений. Управленческое консультирование — это разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления [4, с.7].

Черты управленческого консалтинга
Рисунок 1. Черты управленческого консалтинга

Консультирующие компании должны основывать свою деятельность на таких принципах как компетентность, научность, вовлечение работников, соблюдение интересов учреждения, креативность, гибкость и др. Без соблюдения этих принципов взаимодействие консультанта и клиента практически невозможно.

У государственного учреждения всегда есть выбор: обратиться к внутренним консультантам или к внешним. Государственное или муниципальное учреждение располагает своим штатом специалистов, которые владеют необходимой информацией, знают род своей деятельности лучше, чем консультанты из вне. Однако, в некоторых случаях возникает потребность обратиться к услугам внешних консультантов. К таким случаям можно отнести:

Руководители недовольны настоящим положением дел и хотели бы радикальных изменений. Собственные работники заинтересованы в стабильности своего положения и в карьерном росте, нежели в развитии организации, поэтому они не готовы подвергнуть угрозе собственное положение. Работа же консультанта не подвергается опасности, так как он независим и может предлагать любые решения.

Руководители полагаются на компетентность, научные знания, большой опыт практики по различным направлениям, что приведет к широкому диапазону решений среди которых найдется нужное.

Руководители видят или чувствуют угрозу для деятельности государственного учреждения. В данном случае консультант поможет разобраться с внешними угрозами, дать наиболее полную информацию о том, как предотвратить негативные последствия.

Бывают случаи, когда консультанта нанимает вышестоящее руководство. Руководители хотят улучшить качество оказываемых услуг. Консультант со стороны может увидеть ошибки и помочь их исправить или разработать новые методы работы с населением.

Внедрение консалтинга в работу государственных и муниципальных учреждений должно снизить такие негативные факторы как несовершенство законодательной базы, закрытость государственной власти, отсутствие гражданского контроля и др. Консультационные компании помогают разрабатывать новые целевые программы, стратегии развития, дают рекомендации в области экономики, налогообложения, социологии, помогают внедрять инновационные программы, кроме того консультанты могут оказывать образовательные услуги. Консультанты имеют хороший практический опыт, адаптируются под определённые задачи, дают объективную оценку деятельности учреждения, что способствует грамотной и целесообразной работе в будущем.

Вопросы обращения к консультантам
Рисунок 2. Вопросы обращения к консультантам

Управленческое консультирование в сфере земельных отношений практически не развито, очень маленькое количество учреждений обращаются за помощью к консультантам. Несмотря на это, консультирование по данной сфере объективная необходимость, которая предопределена особой многофункциональной ролью земли и ее незаменимостью. Регулированием земельных отношений занимается государство. Государственное регулирование земельных отношений включает систему мер, направленную на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий [3, с.9]. Для того, чтобы государство в полной мере могло обеспечивать качественную работу, ему необходим взгляд со стороны профессионалов, работающих в области земельных отношений, для этого необходимо обращаться к консультантам, которые подойдут к решению различных проблем с новой точки зрения, и, проанализировав работу специалистов, выскажут объективное мнение и помогут улучшить работу специалистов в данной области.

Консультирование в данной сфере может быть направлено на обзор законодательства по организации рационального использования земли и ее охраны путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны. Консультант должен доступно и доходчиво объяснять работникам государственных и муниципальных учреждений все новшества, он выступает как тренер-наставник — подталкивает работника к самостоятельным действиям, помогает ему самостоятельно добиться определенных результатов. Он только помогает подопечному найти собственное решение проблемы, а не решает проблему за него. В процессе диалога он стимулирует подопечного к более глубокому осознанию своей деятельности, помогает выработать оптимальный способ решения конкретной проблемы [5]. Это повышает мотивацию работника и способствует дальнейшему развитию учреждения.

Существуют различные компании, которые оказывают консультационные услуги в сфере земельных отношений. В такие компании целесообразно обращаться не только частным организациям, но и государственным и муниципальным учреждениям. Данные компании помогут внести нововведения в деятельность государственных структур, показать взгляд со стороны, увидеть все недостатки и ошибки системы, что сможет способствовать повышению качества работы государственных и муниципальных органов.

Так как государственные учреждения чаще всего обращаются к консультантам за помощью в сфере ИТ-услуг, то и в сферу земельных отношений также можно внедрить опыт по данному направлению. Государство должно идти в ногу со временем, развивать и увеличивать количество выполняемых функций, эффективно и в кротчайшие сроки их выполнять. Так, компания AT Consulting, основной деятельностью которой является внедрение и сервисная поддержка сложных информационных систем, предлагает внедрение геоинформационной системы автоматизации управления государственным и муниципальным имуществом. Система позволяет вести учет всех видов имущества, принадлежащего субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, оформленных прав на имущество и субъектов земельно-имущественных отношений. Помимо этого, система может повысить эффективность взаимодействия исполнительного органа с заявителем на предоставление услуги. Еще одной проблемой, которую поможет решить данная система, является хранение документов по земельным объектам на бумажном носителе, что требует больших затрат времени на поиск необходимой информации [1].

Таким образом, консультирование в сфере земельных отношений является важным аспектом в деятельности любого государственного или муниципального учреждения. Его нужно развивать, для того, чтобы работники данной сферы обладали нужными компетенциями, необходимыми для выполнения работы, которые поможет приобрести консультант в процессе взаимодействия со служащими. Консультанты способствуют повышению эффективности работы государственных структур, росту качества и скорости обслуживания населения в области земельных отношений, что, в свою очередь, уменьшает количество очередей, жалоб и неоправданных споров. Консультанты предлагают множество решений, одним из которых является автоматизация земельно-имущественных отношений, позволяющая в разы ускорить работу государственных и муниципальных учреждений.

Список литературы

  1. AT Consulting [Электронный ресурс]. М., 2001-2017. URL: https://www.at-consulting.ru. (Дата обращения: 12.03.2017).
  2. Академия бизнеса и управления системами [Электронный ресурс]. М., 2016. URL: http://www.akbiz.ru/ (Дата обращения: 12.03.2017).
  3. Корнеева, Е.Н. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг в области управленческого консультирования [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 3 (29). С. 97-101.
  4. Фокин, С.В. Земельно-имущественные отношения [Текст]: учеб. пособие / С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. – М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА – М. – 2014. – 272 с.
  5. Чуланова, О.Л. Управленческое консультирование [Текст]: учеб. пособие / О.Л. Чуланова, - М.: ИНФРА-М. – 2016. – 202 с.