НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И В СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЕ В ВУЗАХ

№62-1,

Педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы применения экспериментальной методики в практике на занятиях по физической культуре и спортивно-массовой работе в образовательных организациях. Проанализированы авторские исследования в этом направлении, обозначены варианты их реального применения.

Похожие материалы

Как известно, одним из эффективнейших средств, способствующих совершенствованию органов чувств, являются физические упражнения. В каждом выполненном нами упражнении есть такие компоненты, как сила, амплитуда, направление и скорость движения.

В теории и практике физического воспитания этому вопросу уделяется серьезное внимание в связи с необходимостью развития способностей к выполнению тонких и точных движений различной координационной сложности. Многие авторы, специалисты в области физиологии, психологии, физического воспитании считают, что развитие этих способностей является залогом успешного обучения двигательным навыкам и их совершенствования.

Перед авторами настоящей публикации стояла задача установить влияние специализированной силовой тренировки на совершенствование способностей к точному выполнению двигательных действий различной координационной сложности в процессе физического воспитания студентов.

В целом, использование представленных методов способствовало формированию более объективных представлений о сути рассматриваемых в работе вопросов, выделению её наиболее важных аспектов, определению теоретических и методических подходов к их рассмотрению, созданию базовых условий для разработки и формулирования основных положений разработанной в исследовании методики сопряжённого развития силовых возможностей и способностей к точному выполнению двигательных действий.

Сравнение качественных и количественных характеристик выполнения этих упражнений до начала эксперимента и по его окончании позволяет судить об эффективности использования приобретенных силовых возможностей

Измерения проводились с использованием современных компьютерных технологий на основе автоматизированной системы управления и контроля над параметрами движений, разработанными в лаборатории биомеханики при кафедре научных основ физической культуры и спорта Кабардино-Балкарского государственного университета и лаборатории биомеханики института физической культуры при Адыгейском государственном университете (АГУ, г. Майкоп).

Сопоставление результатов педагогических наблюдений с данными педагогического тестирования, инструментального контроля двигательной подготовленности создавало основу для объективной оценки экспериментальной методики, особенностей её влияния, как на формирование силовых возможностей, так и способностей к точному выполнению движений. С целью большей объективизации и документализации, получаемой с помощью этих методов информации, применялись технические средства регистрации, такие как диктофон и видеозапись.

В процессе тестирования и обследований был получен фактический материал для оценки уровня развития точности двигательных действий, влияния экспериментальной методики, основанной на приоритетном внимании к развитию силовых способностей, на расширение диапазона «управляемой силы».

Машина управляемого взаимодействия (МУВ)

Данное устройство уже нашло довольно подробное описание и широкое использование в практике научных исследований и учебно-тренировочной деятельности, направленной на решение широкого круга задач по совершенствованию техники движений, специальной и общей физической подготовки.

Она предназначена для выполнения всевозможных прыжковых и тяжелоатлетических упражнений (подъем от груди, тяга, жим, приседание, наклоны и другие) в условиях преодоления переменных (управляемых) и постоянных режимов сопротивления и облегчения, а также для подачи объективной информации о биомеханических параметрах выполняемого управления.

В целом, при помощи результатов лабораторных обследований, полученных на основе использования описанных выше технических средств, предполагалось получение данных, подтверждающих положение о том, что основным содержанием процесса совершенствования способностей к точному выполнению любых двигательных действий должна лежать не тренировка в точности выполнения каких-то отвлечённых, абстрактных точностных движений, как это имеет место во многих методических рекомендациях по развитию точности движений, а обогащение и расширение двигательного опыта занимающихся на основе разработки и применения современных средств и методов, позволяющих варьировать условия выполнения движений и обеспечивающих комплексное, взаимосвязанное изменение их динамических и пространственно-временных характеристик.

Применение этих тренажёров, основной отличительной чертой которых является возможность моделирования переменных режимов сопротивления, позволяет:

  1. Более эффективно решать вопросы практической реализации учебно-тренировочных задач и наиболее целесообразно управлять процессом обучения;
  2. Значительно расширить круг средств и методов для повышения уровня физической и технической подготовленности;
  3. Использовать эффект сочетания убывающе-возрастающего, возрастающе-убывающего и постоянного режимов работы мышц с сохранением основной структуры движения;
  4. Сохранить высокую степень сопряжённости специальных силовых упражнений с технической подготовкой;
  5. Применять упражнения, способствующие укреплению более слабых звеньев опорно-двигательного аппарата;
  6. Повышать уровень развития способностей к проявлению межмышечных дифференцировок.

МУВ использовались строго целенаправленно для моделирования таких условий осуществления мышечных напряжений, которые наиболее характерны для того или иного конкретного двигательного действия.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что обоснована эффективность целенаправленного использования специальных упражнений, выполняемых в условиях, создаваемых в процессе применения тренажёрно-исследовательского комплекса и позволяющих варьировать величину сопротивления в соответствии с особенностями структуры выполняемого двигательного действия, индивидуальными возможностями занимающихся и способствующих благодаря этому повышению эффективности сопряжённого совершенствования силовых возможностей и способностей к точному выполнению движений.

Получены новые данные об особенностях проявления максимальных силовых возможностей и о характере взаимосвязей между показателями максимальной силы, «управляемой силы» и точности дозирования усилий в различных условиях мышечного напряжения.

Список литературы

  1. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2013.
  2. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2010.