К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

№62-1,

Педагогические науки

В статье рассмотрены вопросы сущности коммуникативной компетенции у обучающихся вузов юридического профиля. Проведен анализ возможностей проведения тренинга для формирования коммуникативных навыков.

Похожие материалы

Юридическое образование в современном обществе перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, а становится способом информационного обмена и обогащения личностей друг с другом, ведущих к обретению ими компетентности и эрудированности. Все больше возрастает потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных юристах. Современной обществу необходимы юристы эрудированные, свободно и критически мыслящие, владеющий системой психолого-педагогических знаний, готовые к исследовательской работе. Повышенный интерес к этой проблеме объясняется прежде всего возросшим уровнем требований к выпускникам юридических вузов. Процесс профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции многоаспектен. Несмотря на успехи в теории и практике подготовки квалифицированных юристов, целый ряд вопросов, связанных с этой проблемой, остается неразработанным. К ним относится, в частности, вопрос о формировании коммуникативной компетенции будущего юриста.

Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. Коммуникативная компетентность — это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия . Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и преумножение культурного наследия в целом.

Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.

Следует подчеркнуть мысль о том, что основным условием акта общения является участие в нем не менее двух человек. Кроме того, хотя бы у одного из них должна быть определенная тема для разговора, мысль, идея. Непременным условием при этом является знание языка партнерами по общению, только тогда осуществится полноценный коммуникативный акт. То есть, как отмечает Б.Г. Ананьев, для того, чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора. Но одними этими компонентами не исчерпывается коммуникативный акт, поскольку он является очень сложным процессом взаимодействия людей . В процессе коммуникации партнеры по общению создают некий текст, который строится по определенным языковым законам.

Коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями выполняемых человеком социальных ролей. Коммуникативная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.

Таким образом, и индивидуально-личностные качества, и социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении. Одной из задач коммуникативной компетентности является оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций. Для диагностики этой оценки к настоящему времени имеется большой блок методик, основанных на анализе «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций. Еще одним методом изучения коммуникативной компетентности является наблюдение в естественных или в специально организованных игровых ситуациях с привлечением технических средств и содержательным анализом полученной информации. В зависимости от целей исследования можно учитывать темп речи, интонации, паузы, невербальные техники, мимику и пантомимику, организацию коммуникативного пространства. Одним из параметров диагностики может являться количество используемых техник, другим — адекватность их применения. Конечно же, такая система диагностики достаточно трудоемка и для качественного ее проведения требуются большие временные затраты и высокая квалификация наблюдателя. Трудность оценки коммуникативной компетентности состоит еще и в том, что люди в процессе коммуникации ориентируются на сложную систему правил регуляции совместных действий. И если ситуация взаимодействия может быть проанализирована, то правила, по которым люди вступают в эту ситуацию, не всегда осознаются.

Развитие компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных составляющих этого процесса.

Особой спецификой человеческой коммуникации является наличие барьеров, препятствующих проникновению информации. По явление барьеров, впрочем, вполне логично, ведь коммуникация — это воздействие. В случае успешного воздействия у человека могут произойти какие-либо изменения в представлении о мире. Не каждый готов к этому и хочет этого, ведь подобные изменения нарушают его стабильность, мнение о себе, других людях, поэтому человек будет защищаться от воздействия.

Раскроем сущность психологических барьеров в коммуникации. Речь в человеческом общении является основным способом воздействия. Если слушающий максимально доверяет говорящему, то он полностью принимает мысли говорящего, защищаясь же от воздействий говорящего, слушающий «отпускает» ему доверие очень осторожно. Следовательно, не всякий говорящий внушает и воздействует, сталкиваясь со встречной психологической активностью, которая и является основой возникновения барьеров на пути коммуникации. К этим барьерам можно отнести: избегание, авторитет, непонимание. Таким образом, способами защиты от воздействия являются:

  • избегание соприкосновения с источниками воздействия;
  • учет только авторитетной для человека информации;
  • ориентация на собственную культуру, логику, стиль, язык и непонимание чужого языка, семантического поля, стиля и логики.

Соответственно для преодоления барьеров необходимо:

  • привлечь и удержать внимание партнера по общению;
  • использовать универсальный механизм обратной связи с целью уточнения понимания ситуации, слов, чувств и логики собеседника;
  • информация и ее носитель должны быть авторитетны для слушающего.

Барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво.

Система барьеров — как автоматизированная охрана: при срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку; иначе мозг и психика человека могли бы быть травмированы содержанием или объемом информации.

Подводя итоги, хочется сказать, что процесс развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности будущих юристов нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений и способностей общения, которые формируются в процессе коммуникативного подхода в обучении. Без специальных коммуникативных умений и навыков, т.е. умений и навыков общения, даже прекрасный специалист своего дела не сможет поддержать деловой разговор, пронести деловую встреч); принять участие в дискуссии, отстоять свою точку зрения. Это значит, что деловой человек кроме профессиональной компетенции (знаний, и умений в постановке задач и выполнении технологических действий в определенной сфере) должен овладеть коммуникативной компетенцией, т.е. знанием психологических, предметных (содержательных) и языковых компонентов, необходимых для понимания партнера по переговорам и (или) порождения собственной программы поведения, в том числе самостоятельных речевых произведений.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 229с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т., том 2. - М., 2001.