РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ВЫПУСКНИКА-СПЕЦИАЛИСТА

№62-1,

Педагогические науки

Статья посвящена вопросам формирования творческой индивидуальности будущего выпускника - специалиста. Автором исследованы работы по проблемам индивидуального подхода, проанализированы и обобщены практические рекомендации.

Похожие материалы

Проблема индивидуального подхода достаточно широко представлена в работах В.И. Загвязинского , А.А. Кирсанова А.П.Аристовой[, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова и др. Так, М.А. Данилов считает, что сущность индивидуального подхода заключается в том, чтобы точно знать слабые и сильные стороны развивающейся личности учащегося и создать условия, благоприятствующие всестороннему развитию и преодолению тех слабых сторон, которые мешают ему учиться. А.А. Кирсанов рассматривает индивидуальный подход на личностно-деятельной основе, что является, на наш взгляд, отражением методологического инварианта для исследований любых вопросов индивидуализации учебно-воспитательного процесса, в том числе и для ориентации учебной работы студентов вуза на индивидуализацию обучения. В дидактическом аспекте авторы считают, что индивидуализация направлена на повышение успеваемости, расширение и углубление знаний, соответствующих способностям и интересам студентов. В аспекте развивающего обучения задачей индивидуализации является развитие общих и специальных способностей и формирование самостоятельности. Авторы термина «индивидуализация обучения» В.А.Крутецкий и Ю.С. Рубанский не усматривают существенной разницы его с индивидуальным подходом, они включают в него, по существу, признаки, аналогичные «индивидуальному подходу»: ориентация на индивидуально — психологические особенности, выбор и применение методов и приёмов, соответствующих возможностям обучаемых, различные варианты заданий и т.д.

Индивидуализация обучения нами рассматривается как ориентация на индивидуально- психологические особенности студентов и применение методов и приёмов, соответствующих возможностям обучаемых. Задачей индивидуализации обучения студентов на уроках иностранного языка является развитие творческих способностей, формирование и развитие самостоятельности. В обучении учет индивидуальности означает вскрытие возможности максимального развития каждого студента, создание социокультурной системы развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических способностей. Но чтобы индивидуально работать с каждым студентом, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Следовательно, индивидуализированное обучение в Вузе предполагает иную от традиционного стратегию управления учебной деятельностью студентов: учет индивидуальных особенностей обучаемых, опору на дидактические средства индивидуализации, контроль результативности каждого студента по ходу и итогам работы, специальное конструирование учебного материала, методических рекомендаций к его использованию. Также в ходе индивидуализированного обучения осуществляется процесс формирования творческой индивидуальности будущего специалиста. Творческая деятельность преподавателя по своей природе сугубо индивидуальна, хотя ей присущи общие черты. Творчество преподавателя предполагает комплексное и вариативное использование им в профессиональной деятельности всей совокупности основных теоретических знаний и практических умений, видение новой проблемы во внешне знакомой ситуации и отыскание путей ее решения, способность самостоятельно комбинировать и преобразовывать уже известные способы профессионально- педагогической деятельности, новых способов решения вновь возникающих педагогических проблем. Особое место в работе со студентами должны занять приемы индивидуального подхода, направленные специально на развитие тех или иных компонентов, их учебных возможностей (навыков мышления, учебного труда, внимании, памяти и др.), важно не просто обращаться к студентам с предложением типа «давайте, сравним», «давайте проанализируем», «сделайте вывод», но и напомнить, а возможно, и от них потребовать представления алгоритма того, что необходимо в данный момент сделать. Вопрос развития познавательной активности напрямую связан с индивидуализацией.

Индивидуализация процесса обучения имеет виду своевременное проникновение в содержание и характер затруднений, которые возникают у студентов в ходе решения учебно- дидактических задач, предполагает соответствующую реакцию на них с целью оказания необходимой помощи. При выполнении заданий студентам на уроках иностранного языка наблюдаются различия уровне самостоятельности при овладении учебным материалом, продолжительность и темп работ, различные приемы, способы выполнения заданий. Поэтому усвоение и знаний, и приемов умственной деятельности в значительной степени зависит от учета индивидуальных особенностей студентов, а при проблемном обучении его эффективность напрямую зависит от этого.

Чтобы эффективно управлять развитием личности будущего специалиста, следует следить за изменениями в его мотивационной сфере, анализировать эти изменения. В этом случае можно увидеть внутренний механизм деятельности студента, прогнозировать и управлять его учебной деятельностью. От характера и особенностей мотивов зависит конечный результат познавательной деятельности — глубина и прочность знаний, наличие или отсутствие интереса и потребности в знаниях, желание или нежелание учиться.

Огромная роль в осуществлении индивидуального подхода к студентам вуза принадлежит педагогическому такту. Какие бы приёмы преподаватель не использовал на уроке, они могут оказаться безуспешными, если при этом студенты не чувствуют веры преподавателя в то, что они способны овладеть учебной программой, если преподаватель не выражает словом, тоном, взглядом уважения к ним, искреннего стремления помочь в преодолении трудностей. Отношение к студентам вуза должно быть особым уважением и заботой о том, что они не только успешно овладели своей будущей специальностью, но и получили хорошую общеобразовательную подготовку, чтобы формирование личности будущего специалиста отвечала современным требованиям и перспективам социального развития.

Таким образом, подводя итог можно утверждать, что ориентация на индивидуально-личностные особенности студентов позволяет целенаправленно формировать творческую индивидуальность специалиста.

Список литературы

  1. Загвязинский В.И. Теория и практика проблемного обучения в высшей школе / Интенсификация учебного процесса. - Челябинск, 1982.
  2. Аристова А.П. Активность учения студентов. – М.: Просвещение, 1968.
  3. Данилов М.А., Есипов В.П. Дидактика. – М.: Педагогика, 1957.