ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

№62-1,

Педагогические науки

В статье представлено описание подхода педагогического проектирования деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия на основе анализа имеющегося опыта в педагогическом университете Барнаула, этапов внедрения форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями региона. Определяются основные позиции развития в условиях применения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в вузе и школе. Выделяется важность участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными факторами, которые влияют на формы и методы образовательного процесса, являются системы, позволяющие ускорить генерирование образовательных материалов; усовершенствование в области хранения и поиска информации; подготовка учебных материалов (электронных) и их распространения; коммуникационная деятельность.

Похожие материалы

В современных условиях реформирования всей системы образования России актуальными являются накопление и исследование опыта осуществления основного, общего и дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор школьником различных видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей, самоактуализации личности. Система дополнительного образования рассматривается как целостная система, ориентированная, прежде всего на самоопределение и самореализацию школьников. Другим важным аспектом реализации системы основного, общего и дополнительного образования следует считать тенденцию к активному внедрению современных образовательных технологий в регионах, удаленных от образовательных центров. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, появление новых возможностей их использования в образовательной практике побуждают искать потенциал распространения сетевого взаимодействия основного, общего и дополнительного образования в организационной составляющей деятельности образовательных учреждений. Внедрение сетевого взаимодействия в образовательные учреждения позволит наиболее полноценно решать вопросы повышения качества образования через расширение предметных областей, внедрение интегрированных образовательных программ, разработки специальных проектов работы со школьниками, учителями, родителями, а также полноценного включения в социум людей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогический университет (г. Барнаул) осуществляет педагогическую деятельность в направлении проектирования и реализации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями с 1991 года. В 1991 году состоялось открытие на базе университета КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат» (http://pedliceum.altai.ru/). Новое учебное заведение в неразрывной связи решает как практические задачи дополнительного образования школьников, так и задачи отбора и подготовки абитуриентов, склонных к педагогической профессии, а также создает условия для свободного интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности, максимального раскрытия способностей каждого будущего и настоящего лицеиста. Многопрофильная подготовка школьников Алтайского края в педагогическом университете осуществляется через деятельность профильной смены «Школы будущего учителя», которая позволила частично обеспечить предпрофильную подготовку учащихся, качественно готовить школьников для поступления в вузы. Система дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров реализуется на базе института дополнительного образования с 1980 года, основателем которого являлся профессор П.К. Одинцов.

С 1996 года на базе педагогического университета организован телекоммуникационный узел, который позволил осуществлять работу со школьниками с использованием электронной почты и Интернет-технологий. Основателем и руководителем этого направления является доктор педагогических наук, профессор С.Д. Каракозов [1, 2, 3]. На начальном этапе осуществлялось консультирование школьников и учителей посредством электронной почты, затем был разработан и реализован проект «Сетевой семинар по информатике для школьников» (который работает и по настоящее время в режиме вебинаров). Использование дистанционных образовательных технологий позволило расширить возможность общения участников семинара со школьниками, учителями и методистами из разных регионов сетевого пространства России. В семинаре принимают участие, как школьники Алтайского края, так и учащиеся из других регионов. Среди них учащиеся Москвы, Харькова, Омска, Саратова, Владивостока, Петропавловска, Уфы, Брянска, Ижевска, Челябинска, Перми и др. За период с 1999 года по настоящее время в семинаре приняли участие более 1500 школьников.

С 2000 года организована работа «Заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края». В силу технической и технологической возможностей педагогического университета участниками проекта используются дистанционные образовательные технологии для реализации учебных задач, тем самым, расширяются возможности по реализации многопрофильной подготовки школьников. С 2000 по 2012 годы реализован образовательный проект по взаимодействию школьников между собой и с учителями — Педагогический фестиваль «Internet и образование», включающий следующие направления:

  • образовательный Chat;
  • научно-практическая телеконференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»;
  • конкурс образовательных web-страниц, созданных школьниками.
  • конкурс по программированию;
  • конкурс по разработке учителями электронных дидактических учебных единиц;
  • конкурс по разработке конспектов уроков математики и/или информатики учителями общеобразовательных учебных заведений.

Подготовка школьников в области использования современных информационных и коммуникационных технологий осуществляется через: профильную смену «Школа будущего учителя» (с 2000 года по настоящее время обучено более 1000 школьников), организацию и проведение тематических семинаров «Применение Интернет-технологий в деятельности школьника» для учащихся при содействии некоммерческой корпорации «Прожект Хармони Инк» (с 2000 г. по 2004 г. — 850 учащихся Алтайского края), on-line олимпиады для школьников (с 2000 г. по 2005 г. — более 800 учащихся из разных регионов РФ). Привлечение школьников осуществляется через региональный электронный список рассылки, в который включены учебные заведения всех районов Алтайского края, а также через образовательные порталы РФ.

С 2002 года в Алтайском крае на базе педагогического университета (Барнаул) создан филиал регионального ресурсного центра «Развитие единой образовательной информационной среды» (РЕОИС), специализирующегося по вопросам общего и педагогического образования. Функционирование центра позволило расширить возможности учащихся по использованию цифровых образовательных ресурсов для профессиональной ориентации и выбора профиля обучения в дальнейшей жизни.

С 2010 года в педагогическом вузе активно осуществляется деятельность по разработке и реализации электронных курсов на платформе СДО Moodle http://moodle.altspu.ru/, которые реализуются посредством дистанционных образовательных технологий для студентов и школьников, а также для осуществления повышения квалификации и переподготовки кадров работников образовательной системы.

C 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон об образовании, в котором статья 15 регламентирует сетевую форму реализации образовательных программ на всех ступенях образования. Данное направление существенным образом вносит коррективы в проектирование деятельности образовательных учреждений, которые перспективно выстраивать и воплощать в реальность.

Педагогическое проектирование будем определять через деятельность для образовательной системы, согласно научным подходам В.Е. Радионова "педагогическое проектирование является полифункциональной деятельностью, закономерно возникающей в связи с необходимостью преобразований в образовательных системах. Его объекты имеют двойственную природу, обладают способностью к самоорганизации. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов" [4, с.103–104]. Под образовательной системой понимается всякая специально организованная система, явно предназначенная включить человека в культуру, придать эволюции культуры безопасный выход, то есть выработать, сформировать определенную готовность к действию, развернуть, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области.

На основании педагогического проектирования выделяется педагогический подход, который ставит в центре внимания педагогический процесс как таковой, условия его эффективности, возможные формы взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, регулированию образовательных услуг и оценке их качества. "Обозначенные ракурсы проектирования в сфере образования не являются жестко разграниченными. Все они сливаются в своем конечном предназначении: создать регулятивную основу функционирования образовательной системы, ценностно и информационно обеспечить разворачивающийся в этой системе образовательный процесс, предвидеть качество образовательных услуг и их возможное влияние на становление человека" [4, с.107].

Педагогическое проектирование рассматривается в конструктивной концепции, разработанной В.Е. Радионовым как феномен [4]:

  • возникший в педагогической действительности и закономерно отразивший одну из современных тенденций в культурно-историческом развитии;
  • теснейшим образом связанный с целенаправленным преобразованием в социуме;
  • возникший в результате взаимодействия педагогической теории и инновационной педагогической практики.

Педагогическое проектирование образовательного учреждения характеризуется педагогической деятельностью в рамках полифункциональной деятельности. С философской точки зрения деятельность [5, с.151] — это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. С педагогической точки зрения деятельность [6, с.263] — это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. С психологической точки зрения деятельность — это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире [7, с.53].

Для более полного отображения характеристики деятельности будем основываться на методологическом обосновании данной категории Э.Г. Юдиным [8, с. 245–251], "деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры". Основной формой деятельности является труд, который характеризуется как особыми формами своей социальной организации, так и непосредственной направленностью на получение общественно значимого результата. Всеобщая структура деятельности включает в себя: цель, средство, процесс деятельности, рефлексия, результат. Эти же элементы структуры характеризуют деятельность образовательного учреждения.

Анализируя работы авторов, изучающих теорию организации, выделим пять различных функций к понятию деятельности [8]:

  1. деятельность как объяснительный принцип — понятие с философско-методологическим содержанием, выражающим универсальное основание (универсальную характеристику) человеческого мира;
  2. деятельность как предмет объективного научного изучения, т.е. нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии с методологическими принципами последней, со спецификой ее задач и совокупностью основных понятий;
  3. деятельность как предмет управления — то, что подлежит организации в систему функционирования и (или) развития на основе совокупности фиксированных принципов;
  4. деятельность как предмет проектирования, т.е. выявления способов и условий оптимальной реализации определенных (преимущественно новых) видов деятельности;
  5. деятельность как ценность, т.е. рассмотрение места, которое занимает деятельность в различных системах культуры.

Функции эти взаимосвязаны, но вместе с тем за каждой из них стоит свое особое понимание деятельности. В настоящей работе будем рассматривать педагогическое проектирование деятельности образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия, на основе четвертой функции деятельности: деятельность как предмет проектирования, т.е. выявления способов и условий оптимальной реализации определенных видов деятельности.

Сетевое взаимодействие является одним из перспективных инструментов инновационного развития образовательных учреждений, согласно Закону об образовании [9]: «Статья 15, п.1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений определено на законодательном уровне и дает возможность целенаправленно разрабатывать пути его реализации.

Выделим формы организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений [10, 11]:

  • первая форма связана с объединением нескольких школ вокруг одной, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, выполняющая роль — «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ реализует в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и часть вариативного содержания обучения (профильные и элективные курсы, с учетом своих возможностей и инициатив). Остальную часть подготовки учащихся реализует «ресурсный центр»;
  • вторая форма основана на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования — «паритетная кооперация». Т.е., учащимся предоставляется право выбора получения образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах;
  • третья форма — это комплексная модель, сочетающая в себе подходы построения сети по принципам первой и второй формы. При реализации комплексной модели целесообразно применения в учебном процессе дистанционных образовательных технологий в условиях выполнения функций ресурсного центра учреждением дополнительного образования детей и взрослых с применением дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с Законом об образовании и выделенными формами, целью организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений является обеспечение доступа к качественному образованию наибольшего количества школьников, учитывая их образовательные потребности, способности, состояние здоровья, материальные возможности родителей. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: методические, организационные и финансово-экономические.

Методические задачи включает в себя:

  1. Расширение спектра образовательных услуг для реализации индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
  2. Развитие учителей интегрированных методов оценки учащихся, с учетом результатов обучения в очном и дистанционном режиме обучения.
  3. Использование в учебном процессе мониторинга результатов обучения учащихся для объективного оценивания.
  4. Освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, методов и приемов поиска и использования в обучении цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий.
  5. Введение в педагогическую практику учет критериев системы оценивания учебных достижений учащихся с целью согласования подходов к оцениванию в образовательных учреждениях.
  6. Осуществление на практике учителей различных предметов новых форм педагогической и образовательной деятельности, направленных на формирование комплекса общеучебных компетенций и навыков, необходимых для успешной социализации в информационном обществе.
  7. Разработка психологическими службами образовательных учреждений методов для максимально эффективной коммуникации учащихся и учителей в образовательном пространстве, основанных на использовании дистанционных образовательных технологий.

Организационные задачи обеспечивают:

  1. Изучение механизма для развития образовательных сетей и выбора модели, которая является достаточной для удовлетворения образовательных потребностей и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в рамки сетевого взаимодействия.
  2. Формирования системы контроля за работой образовательных сетей.
  3. Разработка набора показателей педагогической эффективности работы образовательных сетей.
  4. Освоение механизма создания и эффективного использования ресурсных центров с применением дистанционных образовательных технологий.
  5. Внедрение новых подходов к организационному проектированию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях сети.
  6. Создание пакета нормативно-правовых документов, регулирующих использование образовательных технологий в учебном процессе в организации профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и направленных на полное удовлетворение потребностей учащихся.
  7. Создание специальных условий для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Финансово-экономические задачи характеризуются:

  1. Определением экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в сети.
  2. Проведением сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов в условиях функционирования образовательных сетей.
  3. Привлечением внебюджетных средств.

В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений обучение осуществляется через целенаправленное и организованное привлечение и использование образовательных ресурсов образовательных учреждений, в том числе центров дополнительного образования детей и взрослых с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, в том числе, объединения образовательных ресурсов различных образовательных учреждений предоставит учащимся одной школы при потребности воспользоваться образовательными услугами других школ, учреждений дополнительного образования. Данное взаимодействие обеспечит более полную реализацию интересов и познавательных потребностей учащихся. Преподаватели, в отдельности, и учреждения системы дополнительного образования, в целом, могут стать важным компонентом образовательных сетей, которые реализуют профильные, элективные курсы, учебные проекты. Это позволит значительно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить эффективность и качество общего образования. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений проявляется в следующих формах организации обучения: сетевые образовательные программы для самообразования, дистанционные курсы, сетевые тематические семинары, образовательные проекты, конференции, сетевые конкурсы, олимпиады, марафоны, викторины, сетевые консультации и другое.

При этом, акцентируя внимание на внешней организационной составляющей важно выделить и внутренние механизмы организации образовательного процесса. Основными нововведениями, которые влияют на формы и методы образовательного процесса, являются системы, позволяющие ускорить генерирование образовательных материалов (обработка и редактирование документов); усовершенствование в области хранения и поиска информации; подготовка учебных материалов (используя Интернет — технологии) и их распространения; коммуникационная деятельность. Т.е., важным педагогическим условием взаимодействия обучающихся является — представление информации с учетом современных требований к информационным потокам. Под педагогическими условиями представления информации будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных условий, необходимых для проектирования и реализации целенаправленного педагогического процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами [12].

Повышение качества образования, отвечающего уровню научно-технического прогресса и социального развития, всегда являлось важной и определяющей задачей системы образования. Решить задачу повышения качества образования можно, привлекая вузовских преподавателей и ученых к повседневному участию в работе образовательного учреждения. Одним из преимуществ системы взаимодействия образовательных заведений является возможность использования: учебной лабораторной базы и оборудования центров коллективного пользования, библиотек, результатов деятельности научных лабораторий и т.д.. Применение средств и технологий удаленного доступа и позволяет организовать лабораторный практикум и демонстрационный эксперимент в школах и вузах с использованием оборудования учебных и научных лабораторий. Работа обучающихся на современном оборудовании, участие их в выполнении исследовательских проектов имеет исключительное значение не только для повышения качества образования, но и для воспитания их исследовательских качеств, развития их талантов, привлечения их в науку.

В 2016 году в Алтайском государственном педагогическом университете разработана и открыта школа выходного дня «Палитра цифровых технологий» http://www.altspu.ru/ifmo/palitra-ct/news-pct/, режим работы которой осуществляется в рамках второй половины дня и образовательная деятельность направлена на развитие дополнительного образования школьников и взрослых. Сетевое взаимодействие позволяет распределять ресурсы, при общей задачи деятельности, опираться на инициативу каждого конкретного участника, осуществлять прямой контакт участников друг с другом, с учителями, с консультантами, с родителями и выстраивать многообразные возможные пути движения, при общности внешней цели, использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника. Таким образом, сетевое взаимодействие открывает новые возможности для учащихся — в развитии сложных умений, таких как навыки мышления высокого уровня, навыки решения проблем, совместной деятельности и коммуникации; для учителей — в наращивании собственного педагогического опыта и мастерства; для образовательных учреждений — в объединение ресурсов для достижения новых результатов образования.

На современном этапе развития общества становится актуальной проблема образования людей с ограниченными возможностями здоровья, что является еще одной составляющей в построении единой среды сетевого взаимодействия учреждений. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют особенные образовательные потребности и нуждаются в специальных условиях для обучения, которые способствовали бы лучшему усвоению и пониманию учебного материала. Основная задача сетевого взаимодействия заключается в создании и совершенствовании научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с их сверстниками. При организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений активизируется участие образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем обучения детей с ОВЗ инклюзивно; повышается эффективность использования методических ресурсов; расширяется возможность для повышения квалификации, педагогического мастерства и психолого-педагогической компетентности педагогических кадров; повышается качество образовательного процесса. Данное направление взаимодействия осуществляется через организацию и проведение научно-практических конференций, мастер-классов, семинаров, совещаний, круглых столов, курсов повышения квалификации (очных, очно-заочных, дистанционных), консультаций (очных, скайп-консультаций, телефонных консультаций, заочных — по эл. почте), стажировок, а также через включение педагогических работников в творческие и рабочие группы.

Существенное влияние на появление сетевых форм взаимодействия послужило высокое развитие и использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, являются основной технологической платформой формирования и развития взаимодействия различных образовательных учреждений в форме сетевого сотрудничества. Быстрое и качественное развитие современных информационных технологий, а также построение скоростных телекоммуникационных сервисов привели к резкому увеличению информационного обмена и объема информации, снятию пространственно-временных ограничений. В этих условиях целесообразно наиболее полно реализовать возможности сетевого взаимодействия как единого информационного пространства, научно-образовательной среды, обеспечивающей равные права и возможности учреждений науки и образования, научно-педагогических работников, учащихся и студентов.

Список литературы

  1. Каракозов, С.Д., Уваров, А.Ю. Успешная информатизация= трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. – 2016. – № 2. – С. 7-19. [Электронный ресурс] / С.Д. Каракозов. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25919196 (дата обращения: 5.03.2017).
  2. Жданов, С.А., Каракозов, С.Д., Маняхина, В.Г. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического вуза // Информатика и образование. – 2015. – № 2(261). – С. 17-21.
  3. Каракозов, С.Д., Уваров, А.Ю. Развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды педагогического вуза // Информатика и образование. – 2014. – № 8(257). – С. 12-23.
  4. Радионов, В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. … д-ра пед. наук. – СПб., 1996. – 320с.
  5. Философский энциклопедический словарь – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С.151.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т.1. – С.263.
  7. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении – М.: Просвещение, 1972. – 424с.
  8. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 444с.
  9. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 5.03.2017).
  10. Репета, Л.М. Педагогические условия формирования информационно-исследовательской компетенции // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. [Электронный ресурс] / Л.М. Репета. – URL: http://www.science-education.ru/108-8583 (дата обращения: 5.03.2017).
  11. Берулава, М.Н., Берулава, Г.А. Теория сетевого образования // Профессиональное образование. – 2012. – № 5. – C.16-21.
  12. Кошева, Д.П. Электронное обучение в вузе как фактор приоритетного направления в образовании // Педагогическое образование на Алтае. – 2015. – №1. – С. 107-111. [Электронный ресурс] / Д.П. Кошева. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23244689 (дата обращения: 5.03.2017).