ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ В ВУЗЕ

№62-1,

Педагогические науки

В статье обоснована необходимость воспитания у будущих учителей физической культуры системы личных и общественных ценностей. Раскрыты профессиональные качества учителя физической культуры, формируемые на учебно – тренировочных занятиях по баскетболу в вузе.

Похожие материалы

Физическая культура и спорт на сегодняшний день являются общепризнанными материально-духовными ценностями общества в целом и каждого человека в отдельности. Особенной популярностью физическая культура и спорт пользуются среди студенческой молодежи, при этом важно отметить, что значимую роль приобретает то, какие ценности несет спортсмен, предстающий в качестве идеала для молодых людей [2].

Известно, что в основе воспитательного процесса в системе физического воспитания и спорта лежат определенные мотивы. Это стремление к всестороннему развитию личности, полноценной подготовке к труду и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, прославить свою страну или определенное спортивное общество. Мотивы проявляются и раскрываются в процессе занятий спортом, а это вызывает необходимость разрабатывать и соблюдать специальные нормы спортивной этики; развивать способность преодолевать специфические трудности на пути к спортивным достижениям, воспитывать спортивное трудолюбие, сильную волю и другие личностные качества и свойства спортивного характера. При определенных условиях в процессе занятий спортом могут сформироваться отрицательные черты характера (чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, эгоизм и т.п.), если этому не противостоит систематическое целеустремленное нравственное воспитание и самовоспитание. Поэтому задачи нравственного воспитания в образовательном процессе стоят прежде всего перед учителем.
Таким образом, любой педагог, преподаватель физического воспитания или тренер призваны решать задачи по всестороннему развитию личности воспитываемых [4].

Кроме этого, современная система среднего образования предъявляет повышенные требования к личности тренера или учителя физкультуры как к субъекту образовательного процесса и к уровню его профессионализма.

Именно поэтому необходимо воспитывать у будущих учителей физической культуры систему личных и общественных ценностей.

Систематические занятия баскетболом в вузе формируют у учащихся факультетов физической культуры комплекс личных и общественных качеств по следующим направлениям:

Персональная ответственность перед командой

Важность воспитания этого качества отмечает Е.Я. Гомельский [3]. Например защитник, нейтрализующий нападающего, несет личную ответственность за результат своих действий, который влияет на результат всей команды. Здесь необходимо отметить, что немаловажную пользу оказывает применение на учебно-тренировочных занятиях с будущими учителями игрового метода. Однако, взаимодействие с партнерами по студенческой команде только во время игры недостаточно. Поэтому возникает необходимость включать в учебно-тренировочное занятие упражнения с акцентом на формирование у будущего учителя физической культуры ответственности перед партнерами и командой в целом.

Наиболее важной педагогической целью педагога является формирование у учащихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого ученика. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами [1].

Соблюдение правил

Соблюдение определенных правил поведения студентами и правил игры на учебно-тренировочном занятии ведет к слаженности как отдельных звеньев игроков, так и всей команды, а также формированию дисциплины у будущего педагога

Уважение к другим

При занятиях баскетболом у будущего учителя физической культуры появляется возможность научиться уважению к партнерам, соперникам, тренерам-преподавателям, судьям, зрителям и т.д. на важность формирования данного качества указывает Е.Я. Гомельский [3]. Занятия баскетболом в вузе ставят будущего учителя в такие ситуации, которые способствуют развитию у него уважительного отношения к окружающим.

Умение вести соревновательную борьбу

Умение соревноваться и побеждать означает адекватность принятия и побед и поражений, и успехов и неудач. Отсюда проистекает важность приобретения будущими учителями физической культуры опыта соревновательной борьбы, включающей в себя и победы, и поражения.

Познание

Занятия баскетболом в вузе создают условия для развития познавательных способностей у будущего учителя физической культуры. Немаловажное значение здесь приобретает способность к концентрации внимания на различных целях. Перед игроками-студентами сначала может стоять одна всего одна цель, затем — несколько, требующих решения в кратчайший временной интервал — главных или второстепенных. В случае возникновения необходимости одновременного решения нескольких задач, игроки-студенты должны развивать умение выделять среди них главную. Баскетбол предоставляет такую возможность [3].

В то же время, при занятиях баскетболом в вузе, у будущих специалистов по физической культуре формируется способность к отбору и восприятию необходимой информации, то есть той, которая адекватно отражает конкретную ситуацию; способность к быстрому принятию правильных решений. Полезность совершенствования таких составляющих познания, как использование, сохранение и отбор информации, подчеркивает Е.Я. Гомельский [3].

Настойчивость

Развитию настойчивости у студентов, как умению прилагать максимальные усилия для достижения поставленной цели, также способствуют занятия баскетболом. Особенную важность проявление этого качества у учащегося факультета физической культуры приобретается в наиболее трудные моменты игры, когда он совершает ошибки, играет на минимуме своих возможностей, не достигает желаемого результата, несмотря на прилагаемые усилия для достижения результата.

Контроль восприятия

Будущему учителю физической культуры необходимо чувствовать, что он контролирует все происходящее с ним. Важнейшим аспектом психологической устойчивости и уверенности в себе будущего учителя физической культуры будет являться такой контроль. Противоположное качество уверенности — беспомощность. От ощущения беспомощности человек может потерять веру в свои силы и стать безвольным. Чтобы не допустить этого, тренеру-преподавателю, работающему со студентами, необходимо стремиться к созданию таких ситуаций, при которых будущие педагоги осуществляли бы контроль над происходящим, становились устойчивыми и уверенными в себе. Здесь необходимо отметить, что довольно часто на учебно-тренировочных занятиях могут возникать ситуации, при которых учащиеся не понимают и не могут выполнить многое из того, что от них требуют. В таких случаях, для помощи игрокам-студентам, в целях осуществления ими контроля за происходящим, тренер-преподаватель должен использовать следующие методы: моделировать и проводить учебно-тренировочные занятия таким образом, чтобы будущие педагоги могли легче контролировать многообразные ситуации; ставить реальные задачи, при соответствии их уровню подготовленности учащихся; предлагать упражнения, адекватные способности студентов факультета физической культуры к их выполнению; доступно объяснять, что и как надо делать; контролировать правильное выполнение заданий учащимися.

Уверенность в себе

Тесную связь уверенности в себе и способности к контролю за происходящим подчеркивает Е.Я. Гомельский [3; с. 11]. По его мнению уверенность в себе — это внутренняя собранность человека, в момент преодоления трудностей для достижения результата. Уверенность студента находится в прямой зависимости от чувства того, что он может выполнить все, что требуется во время учебно-тренировочного занятия. Для будущего учителя физической культуры уверенность — одно из наиболее важных качеств, позволяющее спокойно реагировать на стрессовые ситуации, с которыми он неизбежно столкнется в будущей профессиональной деятельности.

Самосознание и самоуважение

Самосознание определяет представление будущего педагога о самом себе, а самоуважение отображает степень формирования этого представления. Самосознание и самоуважение у студентов может меняться в зависимости от успеха или неудачи. Значительную роль на воспитание у будущих учителей физической культуры самосознания и самоуважения играют отношения между ними и тренером-преподавателем. Для развития этого качества у студентов тренер-преподаватель должен точно и конкретно разъяснять поставленные цели учащимся, оказывать им помощь в их достижении, поощрять правильные действия, тактично относиться к студентам.

Список литературы

  1. Антонова С.И. Ответственность учителя [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2015. 25 января. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/01/25/otvetstvennost-uchitelya (дата обращения 18.03.2017).
  2. Бурлей Е. С. Физкультура и спорт в становлении личности [Текст] / Е. С. Бурлей, Е. Ф. Проскурина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.) / ред. кол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 14–16.
  3. Гомельский Е.Я. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами 6-17 лет. – М.: На боевом посту, 2009. - 96 с.
  4. Грибова А.В. Требования к личности учителя физической культуры [Электронный ресурс] // Профессиональное образование. 2011. 21 ноября. URL: http://www.profobrazovanie.org/t1259-topic/ (дата обращения 18.03.2017).