ДИНАМИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№62-1,

Педагогические науки

В статье представлены результаты Интернет-исследования информатизации дошкольного образования. Исследование выполнено путем анализа статистики сайтов с использованием регрессионного и корреляционного анализа. Полученные результаты свидетельствуют о незначительном снижении интереса интернет-аудитории к ресурсам тематики дошкольного образования за последние 4 года.

Похожие материалы

Современные подходы к организации деятельности дошкольных образовательных учреждений предусматривают широкое использование информационных технологий и сети Интернет при организации педагогического процесса, что нашло отражение как в официальных документах, так и в научных статьях и монографиях [1 — 10]. В сети Интернет появляется все большее количество ресурсов направленных на информационную и методическую поддержку воспитательного процесса дошкольников. Для оценки темпов развития информатизации в данной области эффективно использование существующих Интернет-ресурсов, предоставляющих в открытом доступе статистику сайтов определенной тематики [11, 12].

По результатам восполненного с применением методики [13] анализа рейтинговых Интернет-ресурсов Рунета [14-18] получено, что наиболее подходящим инструментом для исследования по тематике дошкольного образования является ресурс Рейтинг@mail.ru, поскольку данный ресурс содержит двухуровневую рубрикацию, ресурсы по теме исследования представлены в одной категории — «Наука/Техника/Образование. Педагогика» и данная категория содержит высокий процент открытой статистики.

Критерии отбора сайтов для анализа: тематика дошкольного воспитания, высокий уровень посещаемости, наличие открытой статистики не менее чем за 5 лет. В результате поиска отобраны 10 ресурсов с максимальной посещаемостью за февраль 2017 г и открытой статистикой (таблица 1).

Количество посещений в месяц, усредненное по выбранным десяти ресурсам показано на рисунке 1.

Анализ данных c применением линейного тренда [19, 20] показывает, что имеет место снижение посещаемости, поскольку коэффициент при линейном члене уравнения регрессии отрицателен.

Таблица 1. Результаты выбора сайтов для анализа

Заголовок с экрана

URL адрес

посетителей в месяц (февраль 2017 г.)

1

Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание

http://doshvozrast.ru/

218590

2

Детские сады Тюменской области

http://tmndetsady.ru/

108999

3

sadikionline

http://www.sadikionline.ru

49986

4

Детский образовательный портал

http://kidportal.ru/

32275

5

Дошкольное развитие. Воспитание, обучение детей-дошкольников

http://doshkolniki.org

25830

6

Маленькие волшебники

http://baby-scool.narod.ru/

10572

7

Заведующая детским садом

http://zavdetsad.ru

6908

8

все для воспитателя

http://www.pedagog.kamardin.com

6267

9

Детский образовательный портал

http://kidlib.ru

4670

10

Инфо-дети.рф

http://инфо-дети.рф

4388

По данным, представленным в таблице 1, видно, что уровень посещаемости в месяц выбранных сайтов отличается более чем в 50 раз — 218590 посетителей для наиболее посещаемого сайта и 4388 посетителей в месяц для наименее посещаемого сайта из отобранных.

Рисунок. 1 Кривая посещаемости, построенная методом прямого усреднения по 10 сайтам выборки.

Рисунок. 2 Кривая посещаемости, построенная методом прямого усреднения по 3 наиболее посещаемым сайтам выборки.

Следовательно, прямое усреднение, результаты которого показаны на рисунке 1, отражает результаты наиболее посещаемых сайтов из выборки, а динамика посещений сайтов с относительно небольшим числом посетителей в месяц практически не учитывается.

Для того, чтобы в равной степени представить тенденции изменения количества посетителей исследуемых сайтов необходимо перейти к безразмерному представлению данных по аналогии с методикой, применяемой при обработке результатов опросных исследований [21-26]. Каждый элемент временного ряда представлен как частное от деления текущего элемента на максимальный элемент ряда. Кривая посещаемости, построенная методом усреднения безразмерных данных по 10 сайтам выборки (рисунок 3) показывает противоположную тенденцию — рост посещаемости.

Рисунок. 3 Кривая посещаемости, построенная методом усреднения безразмерных данных по 10 сайтам выборки.

Таким образом, получено, что прямое усреднение показывает снижение, а усреднение по безразмерным данным — повышение посещаемости. На основании этого можно предположить, что посещаемость снижается на сайтах с высокой посещаемостью и повышается на сайтах с низкой посещаемостью. Для проверки предположения достаточно рассчитать коэффициенты угла наклона линии линейного тренда. Результаты расчетов (таблица 2) опровергают высказанное предположение — коэффициенты угла наклона линии регрессии никаким образом не коррелируют с количеством посетителей в месяц — коэффициент корреляции 0,16. Для обеспечения более полного соответствия сравниваемых данных поставленной задачи в таблице 2 использованы усредненные данные по посещениям в месяц за весь исследуемый срок.

Таблица 2. Результаты анализа посещаемости

URL адрес

посетителей в месяц (среднее за 4 года)

коэффициент угла наклона линейного тренда

1

http://doshvozrast.ru/

256736

-28.10

2

http://tmndetsady.ru/

101777

53.93

3

http://www.sadikionline.ru

72805

13.28

4

http://kidportal.ru/

74524

-41.31

5

http://doshkolniki.org

25714

-0.56

6

http://baby-scool.narod.ru/

22353

-5.49

7

http://zavdetsad.ru

3400

3.97

8

http://www.pedagog.kamardin.com

6550

0.82

9

http://kidlib.ru

18046

-16.91

10

http://инфо-дети.рф

6675

-2.94

В целом в результате проведенного исследования установлено:

  1. Общая динамика количества посетителей интернет ресурсов в области дошкольного воспитания имеет тенденцию к снижению по данным за последние 4 года.
  2. Среди исследованной выборки имеются сайты как с ростом так и со снижением посещаемости. Тенденция изменения посещаемости не зависит от количества посетителей сайта.

Список литературы

  1. Об информатизации дошкольного образования в России. Информационное письмо МО РФ от 25 мая 2001г. № 753/23-16 // Управление ДОУ. 2006. № 7. С. 41-43.
  2. Богданова, М. Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-informaciono-obrazovatelnoi-sredy-dou-v-ramkah-vnedrenija-fgos-do.html.
  3. Езопова, С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2011.-№6.- С.8-10.
  4. Шаехова, Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/ Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2013.-№7.- С.54-57.
  5. Шкапо, О.А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/10/ispolzovanie-ikt-v-usloviyah-realizatsii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya.
  6. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
  7. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5.
  8. Калинина, Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
  9. Моторин, В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11.
  10. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
  11. Хрипунов, Н.В. Методологические аспекты интернет-исследований // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 57. С. 477-483.
  12. Хрипунов, Н.В. Инструментарий интернет-исследований // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 57. С. 492-495.
  13. Хрипунов, Н.В. Информационно-лингвистические аспекты интернет-исследований // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 57. С. 498-502.
  14. Рейтинг@mail.ru - [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://top.mail.ru.
  15. LiveInternet - рейтинг сайтов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://liveinternet.ru/rating/ru.
  16. Рейтинг сайтов по данным Openstat [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rating.openstat.com.
  17. Рамблер.Топ100 — счетчик [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://top100.rambler.ru.
  18. Hotlog — сервис интернет-статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://hotlog.ru
  19. Хрипунов, Н.В. Применение универсальных информационных технологий в практике решения экономических задач // Научный альманах. 2015. №12(14) – 1. С. 382-385.
  20. Хрипунов, Н.В. Формирование предметной области при проведении интернет-исследований // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 58. http://novainfo.ru/article/10240.
  21. Альшанская Т.В., Панюков Д.И., Хрипунов Н.В. Информационный подход к применению опросных методов в исследовании внешней и внутренней среды предприятия // Научный альманах. 2015. №12(14) - 1. С. 41-45.
  22. Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Выбор технологий опросных исследований // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 1 – 1. С. 33–35.
  23. Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Расчетная оценка качества результатов опросных методов // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 1 – 2. С. 3–4.
  24. Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Применение вычислительных средств в опросных методах исследования // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 2 – 1. С. 77–79.
  25. Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Комплексная численная оценка дополнительных характеристик результатов опросных методов исследования // Результаты научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 февраля 2016 г., г. Тюмень). В 4 ч. Ч.1 - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 7–9.
  26. Можаев, Г.М. Обработка экспериментальных данных в программе Excel [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kontren.narod.ru/lttrs/exp_excel.htm.