ПРОБЛЕМА ЕДИНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ

№62-1,

Экономические науки

Рассмотрены проблемы терминологии логистики как в общем плане, так и в контексте применения терминов и развития понятийного аппарата к объектам логистической инфраструктуры, в частности: логистическим центрам, транспортно-логистическим комплексам, распределительным центрам. Предложена альтернатива решения данной проблемы.

Похожие материалы

Практически на каждом предприятии, предоставляющем логистические услуги, есть сотрудники, которые отвечают за управление логистическими процессами, это могут быть логисты или менеджеры по логистике. Как работники предприятий, так и будущие логисты, обучающихся в ВУЗах, должны владеть единой терминологией, которой оперирует логистика. На сегодняшний день одной из проблем развития логистики в России является отсутствие единой общепринятой терминологии. В научной деятельности, различной документации органов власти и коммерческих организаций используются различные термины, которые при разном написании могут обозначать один и тот же процесс, что приводит к затруднениям в понимании документов или научных текстов.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении основных терминов логистики в различных литературных источниках и предложение терминов, которые должны входить в единую терминологию.

Практическая значимость исследования — предложенная терминология поможет уменьшить или устранить разногласия в понимании основных терминов как в научных исследованиях, так и в различных сферах коммерческой деятельности.

Объектом данного исследования является система терминов в логистике.

Предмет исследования — анализ содержания существующих понятий в научной и учебной литературе в сфере логистики.

Цель исследования — дать сравнительную характеристику терминов, используемых в логистике и предложить единую терминологию.

Задачи исследования:

  • рассмотреть применение логистических терминов в официальных документах и учебной литературе;
  • разделить понятия: транспортно-логистический центр, транспортно-логистический комплекс, распределительный центр;
  • разработать рекомендации по использованию единой терминологии в логистике.

В рамках исследования для начала следует остановиться на формулировании определений транспортно-складских комплексов, где происходит погрузка-выгрузка товара, хранение, упаковка, маркировка, смена транспортных средств. Наиболее часто по отношению к таким объектам используют следующие термины: «транспортно-логистический центр», «логистический комплекс», «распределительный центр», «логистический парк». Анализ доступной литературы показал, что у специалистов в области логистики по вышеперечисленным терминам нет общего подхода к их определению. В то же время, с каждым годом увеличивается количество терминов, которые применяют для описания транспортно-складских объектов. На сегодняшний день видна разницы при сравнении трактовки терминов в научных исследованиях, используемых органами власти и в бизнесе владельцами складских объектов и клиентами.

Рассмотрим как употребляются термины в официальных документах органов власти. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства РФ № 1734-р от 22 ноября 2008 г., употребляются следующие термины: логистический центр; мультимодальный логистический центр; транспортно-логистический комплекс; логистический парк; транспортно-логистический центр; региональные и межрегиональные транспортно-логистические центры; терминально-складской комплекс; транспортно-складская система [1]. Так же из документа видно, что большое внимание авторами Транспортной стратегии уделено процессам складирования и грузообработки.

Аналогично были рассмотрены стратегии экономического развития Курганской, Свердловской и Тюменской областей, а так же Омской области, где по разному уделяют внимание развитию логистических систем. Определения, которые использованы в документах, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Термины, применяемые к транспортно-складским объектам [2]

Используемые термины

Источник

Интермодальный логистический центр, региональный логистический центр

Концепция развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009–2015 годы (с перспективой до 2030 года)

Интермодальный логистический центр, логистический комплекс, логистический центр

Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года

Территориальный логистический центр, транспортно-логистический узел, логистический кластер, транспортно-логистический центр, логистический терминал

О стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года

Мультимодальные транспортно-логистические комплексы, международный логистический центр

Инвестиционные предложение по развитию транспортно-логистического комплекса Тюменской области

В соответствии с данными таблицы 1, мы видим, что большое число определений, используемых для названия транспортно-складских объектов, показывает, что представленные стратегии формировались отдельно друг от друга и без учета единой терминологии, что на наш взгляд затрудняет их понимание и обсуждение. Отсутствие единых трактовок транспортно-складских объектов создает бесконтрольное увеличение используемых терминов.

Анализ отечественной литературы в области логистики показывает практически полное отсутствие употребления термина «логистический центр» (ЛЦ) до начала 2000-х годов. После этого периода сам термин получил повсеместное распространение, но отсутствует единое определение логистического центра.

В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова пишут: «На сегодняшний момент затруднительно дать чёткое определение логистического центра, поэтому одной из задач, стоящих перед специалистами в области логистики, является выработка однозначной трактовки указанного термина» [3].

Данный вопрос освещён в учебнике Л.Б. Миротина «Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах» [4], где указаны различные определения ЛЦ , а так же написан вывод, что «существует достаточно много подходов как к понятию ЛЦ, так и к функциям, которые он должен осуществлять».

С расширением услуг логистического сервиса и строительством объектов логистической инфраструктуры в бизнесе получил развитие термин «транспортно-логистический центр» (ТЛЦ) или «логистический центр» (ЛЦ). Хотя до сих пор не существует единого понимания данных определений.

На самом деле, при рассмотрении результатов запроса «логистический центр» в таких поисковых системах как «Google» и «Yandex» можно сделать вывод, что под рассматриваемым термином предполагается практически любой складской комплекс класса «А» или «В», с площадью от 50 тыс. кв. м со стандартным перечнем оказываемых услуг: ответственное хранение, аренда склада, погрузочно-разгрузочные работы, сортировка и комплектация заказов, услуги таможенного брокера. Далеко не все складские объекты имеют такие характеристики, как выгодное географическое положение (расположение на пересечении крупных транспортных путей, в том числе на автодорогах федерального значения), наличие железнодорожной ветки, наличие таможенного поста, применение WMS-систем, предоставление услуг по перевозке грузов «от двери до двери».

Исходя из вышесказанного можно сказать, что на территории РФ нет логистических центров в общемировом толковании этого термина. Как уже стало понятно, применение данного термина к существующим складским объектам неприемлемо. Наиболее оптимальным термином применительно к крупным логистическим объектам, может стать «транспортно-логистический комплекс». Это нейтральный термин, который, может быть применен к транспортно-складским комплексам различной формы собственности, перечня оказываемых услуг, площади складов. Согласно Большой советской энциклопедии «комплекс» определяется как совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое [5]. Поэтому определение термина «транспортно-логистический комплекс» (ТЛК) включает в себя всю совокупность складских и офисных помещений, погрузо-разгрузочного оборудования, сконцентрированных на определенной географической территории. При этом мы считаем целесообразным наличие у ТЛК определенного признака — сдачи в аренду складских площадей и оказание иных услуг.

По отношению к крупным складским объектам (с площадью от 20 тыс. кв. м) типа, которые принадлежат крупным сетевым ретейлерам или оптовым компаниям, можно считать правильным для употребления термин «распределительный центр», если говорится о складе, с которого осуществляются отгрузки товаров на другие склады. Распределительный центр (РЦ) имеет несколько отличий от торгового склада компании, главными из которых является небольшое число клиентов или их отсутствие (так как основная цель создания РЦ — обслуживание филиалов компании, магазинов и т. д.); ассортимент продукции, представленный в РЦ, ограничивается теми позициями, которые реализуются компанией-владельцем складских площадей.

Следовательно, главные отличия между ТЛК и РЦ в следующем:

  • ТЛК ориентированы на оказание услуг множеству клиентов, в то время как деятельность РЦ связана, в первую очередь, с обслуживанием запасов определенного предприятия;
  • цель создания РЦ заключается в консолидации товаров различных производителей и дальнейшее распределение сформированного запаса;
  • цель создания ТЛК — оказание логистических и иных услуг клиентам.
  • Определение рассмотренных выше терминов представлено в таблице 2 [6].

Таблица 2. Авторское определение рассматриваемых терминов

Термин

Авторское определение

Транспортно-логистический центр

Объединение независимых или связанных между собой логистических посредников, иных коммерческих компаний на определенной географической территории для оказания клиентам полного перечня услуг логистического сервиса, включающее все функциональные комплексы логистики — снабжение, распределение, складирование, транспортировку и управление запасами, а также иные услуги на принципах синергии

Транспортно-логистический комплекс

Совокупность складских и офисных помещений со всей необходимой технологической базой, сконцентрированных на конкретной географической территории для оказания услуг аренды и других логистических и иных услуг

Распределительный центр

Совокупность складских помещений со всей необходимой технологической базой, предназначенная для консолидации и распределения запасов определённого предприятия на другие, в том числе, торговые склады данного предприятия

Исходя из разобранных терминов и их определений, можно сделать сказать, что к большинству существующих складских объектов в РФ неприменимо употребление термина Логистический центр. Одной из альтернатив решений проблемы терминологии в области логистики, а точнее употребления термина логистического центра применительно к тому или иному складскому объекту, может стать создание единого стандарта, который должен быть разработан всеми заинтересованными сторонами, а точнее научным сообществом, бизнесом, органами власти. Данный стандарт, на наш взгляд, должен регламентировать все аспекты проектирования, строительства и функционирования ЛЦ и содержать в себе следующие данные:

  • единая терминологическая основа в области логистики, а именно уточнение терминов «логистический центр», «участник логистического центра», «орган управления логистического центра» и т. д.;
  • закрытый перечень обязательных и дополнительных признаков, которые позволяют отнести тот или иной логистический проект к ЛЦ;
  • перечень выполняемых операций ЛЦ должен быть не ниже уровня услуг 3PL-провайдера. К ним можно отнести все базовые операции, связанные со снабжением, распределением, транспортировкой, складированием продукции и управлением запасами, а также перечень сопутствующих услуг;
  • ключевые показатели эффективности деятельности ЛЦ;
  • стандарты качества деятельности ЛЦ.

Список литературы

  1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82617/ (дата обращения 16.11.2011).
  2. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года. Приложение к Указу Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 г.
  3. Логистика: Учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2008. 944 с.
  4. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах / Л.Б. Миротин, В.А Гудков, В.В. Зырянов и др.; под ред. Л.Б. Миротина. М.: Горячая линия-Телеком, 2010. 704 с.
  5. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981. 1600 с.
  6. Левкин Г.Г. Основы логистики: Конспект лекций / Г. Г. Левкин, Н.Б. Куршакова, К.О. Дзюбина. М.: Директ-Медиа, 2016. 248 с.
  7. Мочалин С.М. Логистика: Учебное пособие / С.М. Мочалин, Г.Г. Левкин, А.В. Терентьев, Д.И. Заруднев. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. 168 с.