СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС)

№62-1,

Педагогические науки

В статье автор углубляется в историю развития и совершенствования этапов профессиональной подготовки русского и российского воинства. Также рассматривается профессиональное становление личности воина на примерах великих исторических личностей, великих полководцах. В завершении исторического экскурса о методах совершенствования профессиональной подготовки офицеров, автор уделил несколько слов профессиональной подготовке современных офицеров. Будущих офицеров военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации, как наиболее молодой военизированной организации современной России.

Похожие материалы

Изучение истории развития педагогических методов подготовки офицерских кадров, практиковавшихся с древних времен в подготовке военачальников, офицеров, открывает удивительную картину: многие, или даже все, современные методы обучения имеют свои исторические аналоги. Это еще раз показывает спиралевидный характер развития дидактических подходов к процессу подготовки военных специалистов, когда каждый виток в чем-то повторяет старый, но одновременно приобретает новое качество. В связи с этим ретроспективный анализ использования различных методов и форм обучения, практиковавшихся для обучения воинскому мастерству и формирования личности воина как профессионального защитника, не только повышает педагогическую эрудицию, но и открывает путь к их дальнейшему развитию и совершенствованию.

Различные методы и формы обучения военному ремеслу мы находим уже в рабовладельческом обществе. Убедительной иллюстрацией этого является, к примеру, обучение Александра Македонского, в 16 лет возглавившего войска и в 20 — государство. Согласно писаниям Плутарха, образованием Александра с ранних лет его жизни занимались многочисленные воспитатели, наставники и учителя. В дальнейшем его отец Филипп решил, что этого недостаточно, и призвал в учителя Аристотеля, самого знаменитого ученого, греческого философа. Последний, как считают историки, не только приобщил его к более глубоким тайным знаниям, но и вооружил Александра широкой системой философских и военных знаний. Действенным средством интеллектуального развития молодого Александра были не только знания, но и методы их усвоения. Русский психолог В.В. Давыдов считает, что в этот период был найден такой метод образования и воспитания, который в наибольшей степени способствует развитию творческого мышления. В процессе полилогического (диалогического) обсуждения выдающихся философских, религиозных и научных произведений формировались основы теоретико-рефлексивного сознания и мышления, позволяющие обучаемому в последующем ставить профессиональные нетривиальные задачи, находить адекватные пути их решения.

Таким образом, в обучении Македонского нашли применение методы обучения, которые можно назвать индивидуальным наставничеством и сократической беседой.

Кроме этого, становление Македонского как полководца шло активно в ходе практики: с ранних лет он постоянно принимал участие в походах своего отца Филиппа. В настоящее время этот метод получил название стажировки в реальной системе.

Сведения о подготовке воинов в древней Руси мы находим в былине о Добрыне Никитиче. Девять лет он был отроком прежде чем стал владеть конем и по городу гулять. Пребывание в отроках являлось для Добрьши своеобразным прохождением службы. При обучении главным являлось изучение правил поведения на княжеском дворе, кроме того, уделялось внимание и вопросам, посвященным военному обучению. В «Поучении Владимира Мономаха» излагался перечень качеств личности воина, содержался призыв развивать в себе силу, мужество и отвагу, не бояться трудностей и смерти ни от войн, «ни от зверя, но мужское дело творите».

В это время профессиональное становление личности начиналось с ориентации молодых людей на примеры былевой поэзии. На примерах богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Василия Игнатьева, Святогора показывались качества психического и физического содержания, которые должны были присутствовать у того, кто решил посвятить себя воинской деятельности.

Значительный шаг вперед в подготовке воинов был сделан в Петровские времена. Зарождалась регулярная армия, которая потребовала значительного притока профессиональных кадров. Продуманность реформ самого Петра I и его продолжателей привела к тому, что подготовка молодого человека к службе начиналась с младенчества. В конце 30-х годов восемнадцатого столетия система была доведена до совершенства. Была введена регистрация всех недорослей (так официально именовались молодые дворяне, не достигшие призывного возраста) старше 7 лет. В 16 лет их вызывали в Петербург и после проверки знаний определяли их дальнейшую судьбу. Тех, кто к 16 годам оставался необученным, записывали в матросы без права выслуги в офицеры, а кто получал основательное образование, приобретал право на ускоренное производство в офицеры. Таким образом, мы видим, что наряду с физической силой, выносливостью при ориентации на воинскую деятельность начинают играть важную роль и умственные качества личности. В конце XVII — начале XVIII веков при русском царе Петре I создан офицерский корпус в России. При подготовке офицеров в полках и военно-учебных заведениях заняли ведущее место прикладной метод (практические работы), выполнение учебно-боевых задач в поле и стажировка в реальной системе. Молодым людям наряду с военным искусством передавались идеалы святости Родины и ее защиты от врагов. Интерес к выбору профессии военного определялся привилегированностью этой части сословия. «Офицеры как профессиональная группа в социальном плане стояли выше любой другой социально-профессиональной группы населения в стране. Они обладали наиболее престижным статусом в русском обществе того времени».

Прогрессивную линию в подготовке офицерского состава продолжили А.В. Суворов и М.И. Кутузов. Суворовская наука побеждать требовала хорошо подготовленных офицеров, с развитым творческим мышлением, уверенных в себе и своих подчиненных. А этого можно было достичь только на основе активного обучения. Маневры, сквозные атаки, военные упражнения осуществлялись постоянно и представляли разновидности обучения на практике. При этом осознанность всех действий была обязательным условием овладения офицерами своих обязанностей. Суворов постоянно моделировал ситуации боя и требовал от офицеров быстрого инициативного их решения. Метод самостоятельной работы с целью расширения общего кругозора и профессиональных знаний был, по мнению Суворова, основным в становлении офицера.

Достойным приемником суворовской системы подготовки офицеров являлся М.И. Кутузов. Примером талантливого руководства процессом подготовки офицерского состава может служить его деятельность на посту директора Кадетского корпуса.

М.И. Кутузов сам проводил занятия, принимал экзамены, постоянно общался с учащимися. Это позволяло ему выявлять индивидуальные особенности у кадетов, дифференцированно подходить к их подготовке. Современники отмечали, что М.И. Кутузов «обращал особое внимание на молодых людей, сказавших успехи: приглашал таковых к себе, преподавая им сам уроки в науках и словесности» (наставничество, индивидуальные консультации и практикумы).

В завершении исторического экскурса о методах совершенствования профессиональной подготовки офицеров, хотелось бы уделить несколько слов профессиональной подготовке современных офицеров. А именно профессиональной подготовке курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации, как наиболее молодой военизированной организации современной России.

Профессиональная подготовка курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации организуется в соответствии с требованиями нормативных документов [1,2,3].

В соответствии с требованиями стандарта выпускник в рамках профессиональной функциональности реализует следующие виды профессиональной деятельности: правотворческая, правоприменительная, экспертно-консультационная, правоохранительная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая, которые предполагают решение ряда задач при исполнении профессиональных функций.

Поэтому организация профессиональной подготовки осуществляется с учетом задач по каждому из указанных видов деятельности и предполагает в качестве ориентиров закрепление требований к результатам освоение ООП в виде общекультурных (16) и профессиональных (30) компетенций, Оценка качества освоения ООП предполагает организацию постоянного мониторинга эффективности реализации ООП, соответствия личностно-профессиональных достижений курсантов обозначенным в стандарте компетенциям [4].

Таким образом совершенствование профессиональной подготовки курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации должно быть организовано по двум направлениям, первое из которых связано с совершенствованием условий реализации образовательных программ (процесс профессиональной подготовки), а второе — с обеспечением качества подготовки в части формирования профессиональной готовности офицера (результат профессиональной подготовки).

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки (специальности) 030901 – Правовое обеспечение национальной безопасности (17.01.2011 г., приказ № 39)
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ
  3. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России по ВУС 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений ВВ». Приказ ГКВВ МВД России № 220 от 16.06.2011
  4. Козлов О.А. Сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов внутренних войск МВД // Научно-политический журнал «Государственная служба» Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2016. №3 – С.62-65