О ПРИМЕНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕКСТИЛЬНОГО ДЕКОРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СТИЛИЗОВАННОЙ МЕБЕЛИ

№64-1,

Искусствоведение

В статье рассматривается текстильный декор для современной мебели на примере ширмы. Приведен анализ различных методов нанесения рисунка на ткань. Выполнено исследование поверхности после выполнения набойки на ткани.

Похожие материалы

Наличие сакрального смысла придает предметам быта определенны шарм, значение и привлекает внимание обывателей, поэтому использовать такие изделия в современных интерьерах всегда интересно и необычно, к тому же, это способствует сохранению традиций наших предков. Рассмотрим процесс создания подобных изделий на примере деревянной ширмы с текстильным декором (рисунок 1).

Ширма деревянная с текстильным декором
Рисунок 1. Ширма деревянная с текстильным декором

Концепция изделия «Ширма деревянная с текстильным декором» заключается в сочетании традиций и современности. Это проявляется в создании современного объекта интерьера при помощи традиций Русского Севера. Конструкция ширмы создается на основе старинной русской мебели [1]. В качестве изображения на ткани была выбрана мезенская роспись, так как она очень графична и аскетична. Своеобразной особенностью изделия является использование в тканом декоре орнамента, который традиционно наносили на деревянные изделия. Это решение является способом сохранения традиционной росписи, так как декорирование тканей всегда было и является актуальным вопросом. Рисунок на текстильной вставке должен привлекать внимание, заставлять зрителя рассматривать себя и вдумываться в смысл изображения. Для того, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант нанесения рисунка, необходимо проанализировать различные традиционные технологии, с помощью которых можно достичь необходимого результата. Важным моментом является нанесение рисунка на ткань таким образом, чтобы не нарушать технологию, и при этом не испортить контур и сделать незаметным стык раппорта. Анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1. Анализ традиционных технологий нанесения рисунка на ткань

Технология

Преимущества

Недостатки

Кружевоплетение

Декоративность; самобытность; двусторонность; доступность

Трудоемкость; высокая стоимость; большие временные затраты

Вышивка

Декоративность; самобытность; доступность

Трудоемкость; высокая стоимость; большие временные затраты

Ткачество

Декоративность; самобытность

Трудоемкость; большие временные затраты; необходимость наличия специального оборудования и производственного помещения

Батик

Декоративность; двусторонность

Трудоемкость; высокая стоимость; большие временные затраты; нет связи с традициями русского народного творчества

Набойка

Декоративность, небольшие временные затраты; простота исполнения; долговечность; прочность; низкая стоимость

Необходимость использования набивных досок

Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства, технология создания которого заключается в получении рисунка (монохромного и цветного) на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором [2, стр.10]. По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что для решения поставленной задачи больше всего подходит именно данная техника, так как она довольно проста, не требует специальных навыков мастера, больших временных и экономических затрат, позволяет нанести изображение любой конфигурации, возможность возникновения дырок и зацепок сведена к минимуму, а главное — технология самобытна и традиционна.

Традиционно в набойке использовались натуральные льняные или конопляные ткани с ярко выраженной структурой переплетения. Для текстильной вставки ширмы подойдет ткань, при печати на которой визуально создается ощущение текстильной поверхности с набивным рисунком. Для того, чтобы подобрать подходящий образец ткани, было проведено исследование: на различных рельефных образцах ткани наносился набивной рисунок, далее проводился анализ того, как краситель будет взаимодействовать с тканью, измерена шероховатость поверхностей, выявлена зависимость фактуры печатаемой поверхности от структуры ткани.

Для работы над исследованием использовались самодельная набивная доска, металлическая монтажная лента (для тонких линий), киянка, темперная краска, профилометр Mitutoyo «Surftest SJ-201». Были проведены замеры текстиля, а также его окрашенной части. Для достоверности исследования сняты показания в трех разных точках. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Исследование текстильной поверхности

Наименование текстильного образца

Фактура текстильного образца

Фактура печатаемого изображения

№ замера

Шероховатость, мкм

Рисунок

Текстиль

Окрашенная поверхность

Креп-кашибо

Полупрозрачный, с небольшим блеском, мелкозернистый

Нечеткое, ненасыщенное, матовое

1

2

3

99,19

115,60

97,13

58,49

61,96

71,18

Среднее

104,03

63,87

Стрейч

Непрозрачный, матовый, мелкозернистый

Нечеткое, насыщенное, матовое

1

2

3

96,62

166,30

106,60

117,90

105,70

126,20

Среднее

123,17

116,60

Аппретированный матовый льняной холст

Непрозрачный, матовый, среднезернистый, с желтым оттенком

Четкое, матовое, насыщенное

1

2

3

33,84

33,69

29,91

27,82

18,76

30,38

Среднее

97,44

76,96

Аппретированный глянцевый льняной холст

Непрозрачный, глянцевый, среднезернистый, с желтым оттенком

Нечеткое, матовое, насыщенное

1

2

3

21,82

12,60

21,74

10,55

31,25

29,33

Среднее

18,72

23,71

Аппретированный синтетический холст

Непрозрачный, матовый, среднезернистый

Четкое, матовое, насыщенное

1

2

3

44,30

46,21

33,78

27,72

32,35

28,75

Среднее

41,43

29,60

Вафельное полотно

Непрозрачный, матовый, крупные полотняные переплетения

Нечеткое, матовое, насыщенное

Невозможно произвести замер

Таким образом, получены следующие результаты:

  • наибольший показатель шероховатости (123,17 мкм) имеет ткань стрейч, наименьший (18,72 мкм) — аппретированный глянцевый льняной холст;
  • участок ткани, на который нанесен краситель, имеет меньшую шероховатость, чем участок ткани без красителя;
  • глянцевая фактура мешает краске ложиться на поверхность равномерно;
  • чем выше шероховатость, тем фактурнее поверхность.

Из вышесказанного следует — для того, чтобы добиться текстильного эффекта на изображении, необходимо воспользоваться тканью с более высокой шероховатостью. Рисунок будет наносится на нее рваным, с просветами. Среди рассмотренных образцов наиболее подходящими являются льняной матовый холст и стрейч.

Рассматриваемое изделие не является предметом русского народного быта, поэтому данное сочетание объекта и технологии изготовления является необычным и оригинальным. Ширма подойдет для интерьера в русском стиле или для скандинавского интерьера. Оба стиля чаще всего используются для интерьеров больших пространств: коттеджи, загородные дома, дачи, поэтому ширма приспособлена именно к таким помещениям. Она содержит в себе особенности традиционной культуры Русского Севера: применение текстиля и дерева, декорирование мезенской росписью, конструкционные соединения без клея и дополнительной фурнитуры.

Список литературы

  1. Задраускайте Н.О., Медведева Е.С. О применении старинных конструкций разборных соединений в современной стилизованной мебели // http://www.novainfo.ru/article/8349
  2. Плотникова М.В. Кубовая набойка в России XIX-XX веков. - Санкт-Петербург: Изд. Государственный Русский музей, 1995 г. - 119 с.